7

§ 16. Театр альное, музыкальное и изобразительное искусство во второй половине 1950-х — 1980-е гг.

История Беларуси, 11 класс (Фомин, Панов, Ганущенко, 2013)

[ Содержание ]

Учебная задача

Определить, как отражена в произведениях белорусского искусства память об исторических лицах и событиях.

Вспомните

Перечислите фамилии наиболее известных в первое послевоенное десятилетие артистов театра, композиторов, художников.

Театральное искусство. Демократизация общественной жизни, которая произошла в годы «оттепели», способствовала переориентации внимания деятелей культуры на освещение моральных проблем и внутреннего мира человека. Приобрел известность как родоначальник нового этапа в развитии белорусской сатирической комедии А. Макаенок. Большой интерес у зрителей вызвали его комедии «Святая простота», «Левониха на орбите». Он стал лауреатом Государственной премии БССР за пьесу «Трибунал» и комедию «Таблетку под язык».

В 1970—1980-е гг. достойное место в репертуаре белорусских театров заняла национальная тематика. Как и прежде, ведущим был Белорусский государственный академический театр имени Я. Купалы. Наиболее значительными работами купаловцев стали спектакли по пьесам И. Чигринова «Плач перепелки», А. Дударева «Рядовые». В этих произведениях показан не только героизм людей в годы Великой Отечественной войны, но и то, какой ценой была завоевана победа. В Белорусском государственном академическом театре имени Я. Коласа в Витебске были поставлены спектакли «Снежные зимы» по роману И. Шамякина, «Колокола Витебска» по пьесе В. Короткевича. В Государственном русском драматическом театре БССР имени М. Горького осуществлены постановки «Возвращение в Хатынь» по повести А. Адамовича, «Пойти и не вернуться» по повести В. Быкова и др.

Музыкальное искусство. В белорусской музыкальной культуре происходил переход к более глубокому отображению духовной жизни общества, его потребностей и интересов. В 1955 г. был утвержден Государственный гимн БССР. Композитор А. Богатырев на основе народной песенности создал оригинальную многочастную композицию «Белорусские песни», за которую получил Государственную премию БССР.

А. Туренков написал оперу «Ясный рассвет», посвященную теме воссоединения Западной Беларуси с БССР. В Государственном театре музыкальной комедии БССР, который открылся в 1971 г. в Минске, была поставлена первая белорусская оперетта «Павлинка»

Ю. Семеняко. Ему принадлежит опера «Зорка Венера», посвященная жизни и творчеству М. Богдановича. Белорусский композитор Д. Смольский создал оперы «Седая легенда» и «Франциск Скорина».

Становлению песенного творчества в республике содействовал вокально-инструментальный ансамбль «Песняры» под руководством В. Мулявина. Широкой популярностью пользовались обработки белорусскими композиторами народных песен, которые пробуждали чувство гордости за Отечество. Не меньшую известность имеет ансамбль «Сябры». Его художественным руководителем и ведущим солистом стал А. Ярмоленко, исполнитель многих известных песен белорусских композиторов. Среди них «Вы шумите, березы» Э. Ханка, «Алеся» И. Лученка. За более чем 35-летнюю композиторскую деятельность И. Лученка был создан ряд сочинений, среди которых музыкальная кантата «Курган» и поэма-легенда «Гусляр» на стихи Я. Купалы и др. Широкому кругу белорусских слушателей известны имена певцов В. Вуячича, Я. Евдокимова, Л. Борткевича, Т. Раевской и др.

Живопись. Развитие изобразительного искусства было связано со становлением профессионализма художников. Они постепенно переходили к философскому осмыслению исторических событий в своем творчестве. Тема партизанской борьбы против немецко-фаши-стских захватчиков стала определяющей в творчестве М. Савицкого.

Своими произведениями художники пополнили культурный фонд Беларуси. Картины Л. Щемелева «Нашествие. 22 июня 1941 года», «Первый день мира», «Край мой Минщина» — это воплощение памяти о героическом прошлом страны и отражение современности. Чрезвычайным разнообразием отличаются полотна художника М. Данцига. Он автор ряда картин, на которых показано строительство Солигорска. Многие из его полотен посвящены Минску.

Появилось новое поколение художников, которые изображали культурно-историческое наследие Беларуси. В. Басалыга создал серию графических произведений «Памятники зодчества Беларуси». С именем Ф. Янушкевича связана углубленная разработка исторической тематики. Он — создатель картин, посвященных К- Калиновскому. Художник А. Марочкин — автор портретов Рогнеды, Витовта, М. Гусовского, Ф. Скорины, Я. Дроздовича и др.

Своеобразное место занял в белорусской живописи А. Исачев, который умер в возрасте 32 лет через два дня после окончания его первой в жизни персональной выставки в родной Речице в 1987 г. Произведения художника посвящены преимущественно библейским сюжетам и выполнены в технике очень трудоемкого и кропотливого гладкого письма. К сожалению, признание к художнику пришло уже после того, как он ушел из жизни, а большинство его картин находится за пределами Беларуси.

Кино. Широкой популярностью у зрителей пользовались фильмы киностудии «Беларусьфильм». В середине 1950—1960-х гг. на экранах появились известные детские историко-приключенческие киноленты режиссера Л. Голуба «Миколка-паровоз», «Девочка ищет отца», «Полонез Огинского» и др. В кинофильме «Часы остановились в полночь» режиссера М. Фигуровского рассказывается об операции подпольщиков по ликвидации фашистского гауляйтера Кубе. Документальные ленты представляли собой фильмы-очерки о героях Великой Отечественной войны: «Дочь партии» — посвящена героической деятельности В. 3. Хоружей, «Батька Минай» — М. Ф. Шмырева, «Марат Казей» — Марата Казея и др. В 1970— 1980-е гг. студия «Беларусьфильм» каждый год выпускала на экраны до 70 художественных, документальных и научно-популярных лент. Среди них историко-революционные: «Крушение империи» (режиссер В. Корш-Саблин) и «Москва—Генуя» (режиссер А. Спеш-нев при участии В. Корш-Саблина и П. Арманда); очень популярный фильм «Белые Росы» (режиссер И. Добролюбов); многосерийный фильм «Государственная граница» (режиссеры В. Никифоров и Б. Степанов).

Кинохудожником с ярким национальным обликом стал В. Туров.

По произведениям белорусского писателя и кинематографиста А. Адамовича «Хатынская повесть» и «Каратели» была снята художественная кинолента «Иди и смотри» (режиссер Э. Климов). В 1985 г. на Московском кинофестивале она была отмечена призом Международной федерации кинопрессы, а в 1986 г. признана журналом «Советский экран» лучшим фильмом года. Данная картина до сих пор занимает первые строчки в мировых рейтингах лучших фильмов о Второй мировой войне.

Исторические события стали одной из тем в творчестве представителя старшего поколения белорусских кинорежиссеров М. Пта-шука.

Скульптура. Плодотворно работали белорусские скульпторы. Тема Великой Отечественной войны стала главной в творчестве А. Аникейчика. Подвигу белорусских партизан посвящен созданный им мемориальный комплекс «Прорыв» в Ушачском районе. Впечатляет его скульптурный комплекс «Проклятие фашизму» на месте сожженной деревни Шуневка Докшицкого района. Аникей-чик — автор большого числа скульптурных портретов, в том числе П. М. Машерова. Вместе с Л. Гумилевским и А. Заспицким он создал памятник Я. Купале в Минске.

Всемирную известность приобрел открытый в 1969 г. мемориальный архитектурно-скульптурный ансамбль в память жертв фашизма «Хатынь», созданный совместно с группой архитекторов скульптором С. Селихановым. Художественной выразительностью отличаются мемориальные комплексы «Брестская крепость-герой», «Курган Славы Советской армии — освободительницы Беларуси» под Минском, Мемориальный комплекс советско-польского боевого содружества в деревне Ленино Горецкого района.

Событием в художественной жизни Беларуси стало открытие в 1975 г. в Жодино Монумента в честь матери-патриотки Анастасии Фоминичны Куприяновой и ее пятерых сыновей, участвовавших в борьбе с врагом в годы Великой Отечественной войны. Авторы монумента — скульпторы А. Заспицкий, И. Миско, Н. Рыженков.

Определим основное в содержании параграфа. В центре внимания деятелей белорусского искусства долгое время находилась новая историческая общность людей — советский народ. Демократизация общественно-политической жизни в годы «оттепели» и «перестройки» создала благоприятные условия для отображения творческой интеллигенцией моральных проблем и внутреннего мира человека-воина и человека-труженика. Героизм белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и цена победы над врагом стали сюжетами произведений искусства. Жизнь наших далеких предков и патриотизм белорусского народа в годы военного лихолетья стали основой исторической тематики. При этом особое внимание уделялось национально-культурным особенностям и сохранению культурно-исторического наследия белорусского народа.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Заполните таблицу «Произведения белорусского искусства, посвященные событиям Великой Отечественной войны».

Театр

Живопись

Кино

Скульптура

       
2. Каким образом произведения белорусского искусства способствуют возрождению культурно-исторического наследия белорусского народа?3. Определите мотивы творчества М. Савицкого.4. Охарактеризуйте творчество В. Турова.5. Как на мотивы творчества М. Пташука повлияли исторические события?6. Подготовьте сообщения о представителях песенного творчества в БССР в 1970— 1980-е гг.7. Разработайте сценарий театральной постановки на тему «Ад прадзедаў спакон вякоў нам засталася спадчына».8. Подготовьте сообщение о ваших земляках — деятелях культуры Беларуси.