7

§ 10. Общественно-политическое положение во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг.

История Беларуси, 11 класс (Фомин, Панов, Ганущенко, 2013)

[ Содержание ]

Учебная задача

Определить характерные черты общественно-политической жизни в БССР во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг.

Вспомните

В чем заключались попытки десталинизации общества?

Общественно-политическая система и ее характер. В 1964 г.

Н. С. Хрущев был освобожден от должности Первого секретаря ЦК КПСС. Курс проводимых им реформ хотя и изменил внутриполитический климат в Советской стране, однако к коренным преобразованиям не привел. В экономике господствовали государственная и колхозная формы собственности. В избирательной системе продолжала существовать практика безальтернативных выборов депутатов. Таким образом, хрущевская «оттепель» не вывела страну на принципиально новый путь развития. Проблема поиска оптимальных направлений развития оставалась злободневной. Тем не менее новое руководство СССР во главе с Л. И. Брежневым сочло для себя лучшим не будоражить страну новыми реформами, а опираться преимущественно на опыт использования административно-командных методов управления.

В общественно-политической жизни такой курс означал прежде всего дальнейшее укрепление роли коммунистической партии во всех сферах жизни общества. Такое положение было официально закреплено в принятой в 1977 г. Конституции СССР, которая получила неофициальное название «Конституция развитого социализма».

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В связи с необоснованностью курса на строительство коммунизма, принятого еще в 1961 г., была разработана концепция «развитого социализма». В 1971 г. на XXIV съезде КПСС отмечалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество. В Конституции СССР 1977 г. было дано определение понятию " развитой социализм^4. Он рассматривался как высшее достижение социального прогресса. Был сделан вывод о том, что в СССР возникла новая историческая общность — советский народ. Сюда включалось и все население БССР. Возникновение общности стало результатом развития наций и национальных отношений в Советском Союзе. При этом формировались такие общие признаки советского народа, как советский патриотизм и общая коммунистическая идеология.

Коммунистическая партия Беларуси, в соответствии с шестой статьей Конституции БССР 1978 г., провозглашалась руководящей и направляющей силой в обществе, ядром политической системы. Огосударствление коммунистической партии сопровождалось ее быстрым количественным ростом. В 1970-е гг. практически не оставалось предприятий, учреждений, колхозов и совхозов, в которых не было бы партийных организаций. В 1964 г. коммунистов в БССР насчитывалось 266 тыс., а в 1986 г. — 670 тыс.

Первым секретарем ЦК КПБ в 1965—1980 гг., а значит, фактически руководителем республики, был П. М. Машеров.

Участие населения БССР в общественной жизни страны.

Общественная активность населения БССР во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. была достаточно высокой. Объяснялось это тем, что в годы «оттепели» у людей появлялась вера в возможность установления истинного народовластия и восстановления справедливости. Немаловажное значение имела и деятельность партийных и правительственных руководителей. У жителей Беларуси существовало и существует до сих пор уважение к главе республики П. М. Машерову. Это также способствовало росту общественной активности.

Основной формой общественной жизни являлось участие в выборах и работе Советов народных депутатов, партийных, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций. Население БССР участвовало в массовых собраниях, митингах, грандиозных уличных шествиях, посвященных празднованию дней Октябрьской революции и Первого мая, Победы и освобождения БССР от немецко-фашистских захватчиков. С большой торжественностью отмечались ленинские дни, знаменательные даты в истории КПСС, выборы Советов народных депутатов, принятие новой Конституции СССР 1977 г. и Конституции БССР 1978 г.

В соответствии с новой Конституцией возрастала роль общественных организаций. Количество участников в них значительно возросло. Например, комсомол Беларуси в 1972 г. объединял в своих рядах более 1 млн молодых людей. Это соответствовало идеологии «развитого социализма», означавшей отказ от нереальных планов строительства коммунизма до 1980-х гг. и тезиса об отмирании государства. В то же время направление движения к коммунизму сохранялось, а повышение роли общественных организаций должно было соответствовать расширению участия общества в руководстве БССР.

Нужно иметь в виду, что общественно-политическая жизнь в БССР во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. — явление сложное и пока недостаточно изученное. Его сложность обусловлена тем, что усиление роли Коммунистической партии Беларуси происходило в условиях достаточно стабильного экономического развития, когда еще не проявились кризисные явления. На этой основе происходило повышение жизненного уровня населения, что служило благоприятной базой для формирования положительного отношения к политике партии, участию в общественно-политической жизни.

Отражением чувства советского патриотизма стало отношение большинства белорусского населения ко вводу советских войск в Афганистан в 1979 г., который воспринимался как выполнение интернационального долга. Он объяснялся необходимостью помощи южному соседу СССР в его борьбе за самостоятельное развитие. На самом деле это была поддержка советским руководством политического режима в Афганистане. В дальнейшем ввод войск в Афганистан был признан политической ошибкой, вмешательством во внутренние дела другого государства (**).

Взаимоотношения государства и религиозных конфессий. Вторая половина 1960-х — первая половина 1980-х гг. характеризовались дальнейшим наступлением государства на религиозную жизнь. Приоритетным направлением в деятельности КПБ являлась атеистическая работа. Ее теоретическим обоснованием стало положение о создании в СССР к 1970-м гг. «развитого социалистического общества». Возможность религиозной жизни в таком обществе не предусматривалась. Поэтому проводились мероприятия по закрытию церквей, костелов, молитвенных домов, действующих религиозных общин. Такие действия являлись нарушением прав верующих со стороны власти. В 1985 г. в БССР осталось только 369 православных церквей. На начало 1986 г. в Беларуси насчитывалось 86 зарегистрированных католических приходов, другие после отказа в регистрации продолжали работать без ксендзов.

С середины 1980-х гг. все большее число верующих стало открыто выступать в защиту своих прав на свободу вероисповедания.

Несмотря на массированную атеистическую пропаганду, активизировалась деятельность религиозных общин и священников. Это свидетельствовало об укоренении среди населения религиозного сознания.

Определим основное в содержании параграфа. Период второй половины 1960-х — первой половины 1980-х гг. характеризовался, с одной стороны, достаточно активным и сознательным участием населения БССР в общественной жизни, а с другой стороны — полным контролем Коммунистической партии Беларуси над жизнью общества. В условиях отсутствия демократических преобразований назревание кризиса в стране было неизбежным. После хрущевской «оттепели» и волюнтаризма стали проявляться признаки стагнации — приостановки в развитии социально-экономической сферы.

Понятия и термины, которые необходимо усвоить: «развитой социализм».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

** Культурно-историческая среда

Первым в Афганистан вошло подразделение, которое считалось одним из лучших в СССР, — 103-я гвардейская отдельная воздушно-десантная дивизия, что с 1947 г. базировалась в Витебской области (сейчас мобильная бригада специального назначения). За выполнение интернационального долга дивизия была награждена орденом Ленина, а восемь ее бойцов стали Героями Советского Союза. В составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане служили около 30 тыс. белорусов и уроженцев Беларуси. Горем и болью отозвалась в сердцах белорусских матерей, жен и сестер гибель некоторых из их родных, выпол-

нявших интернациональный долг в Афганистане. Самолеты, которые называли «черный тюльпан», привозили на родину «груз 200» — погибших солдат и офицеров в цинковых гробах. Среди них — уроженец Пуховщины старший сержант Николай Чепик. При выполнении боевого задания он попал в засаду и был ранен. Взорвал мину, уничтожил противника, но и сам погиб. Ему посмертно в 1980 г. присвоено звание Героя Советского Союза. Напоминанием об этой войне стало открытие в 1996 г. в Минске памятника «Сынам Отечества, погибшим за его пределами». Он воздвигнут рядом с проспектом Победителей на реке Свис-лочь на «Острове мужества и скорби». Туда сегодня идут молодожены, чтобы почтить память соотечественников, погибших за его пределами. А в народе этот остров прозвали Островом Слез. В центре — памятник-храм с именами 771 погибшего или похороненного в Беларуси воина-интернационалиста и ангел — памятник воинам-афганцам. Ангел плачет, потому что не смог выполнить свою святую миссию — уберечь воинов от смерти.

Объясните свое отношение ко вводу советских войск в Афганистан с точки зрения гражданина Республики Беларусь.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте основные государственные праздники, отмечавшиеся в БССР в 1970—1980-е гг.2. Составьте сравнительную таблицу «Основные черты общественно-политической жизни в БССР» и сделайте вывод о ее особенностях.

Признаки для сравнения

Вторая половина 1950-х — первая половина 1960-х гг.

Вторая половина 1960-х — первая половина 1980-х гг.

Явления, которые свидетельствовали о демократизации

   

Явления, которые свидетельствовали о сохранении советской общественно-политической системы

   
3. Определите, какие факторы влияли на ограниченность общественно-политической жизни.4. Определите, какими причинами объяснялась общественная активность населения БССР во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг.5. Охарактеризуйте личность и деятельность П. М. Машерова. Используйте методические советы, рекомендуемую литературу, документ № 53 хрестоматии.6. Стоит ли согласиться с выводом о том, что в СССР, в том числе в БССР, в конце 1970-х гг. был построен «развитой социализм»? Проведите дискуссию по этому вопросу, по возможности пригласив на нее представителей белорусского общества того времени.