§ 31. Живопись и архитектура Беларуси в 1860-х гг. — начале ХХ в.
История Беларуси, 9 класс (Морозова, Сосно, Панов, 2011)
[ Содержание ]
Вспомните.
1. Что представлял собой романтизм в культуре Беларуси первой половины XIX в.? 2. Найдите на страницах учебного пособия изображения рисунков Н. Орды, картин М. Шагала, К. Альхимовича, Ю. Пэна.
Учебная задача.
Определить, какие события и явления из истории, природы, хозяйства Беларуси, а также личной жизни стали сюжетами для белорусских художников и нашли отражение в памятниках архитектуры на рубеже ХІХ—ХХ вв.
Живопись. Во второй половине XIX в. среди творческой интеллигенции возрастал интерес к истории и быту белорусского народа. В белорусской живописи преобладал художественный стиль реализм, представители которого стремились объективно отражать действительность.
Одним из наиболее известных живописцев Беларуси второй половины XIX в. был Казимир Альхимович. Его картина «Похороны Гедимина» получила мировую известность. Художник симпатизировал простому народу. В ряде своих картин, таких как «Жатва», «Хата батрака», «Наем работников», Альхимович показал нелегкую судьбу и тяжелый труд крестьян. Художник создал также серию картин по мотивам творчества А. Мицкевича.
Стремление отразить страницы истории проявилось в творчестве художника, пианиста и композитора Наполеона Орды. Он родился в Пинском уезде. Заочный приговор к смертной казни за участие в восстании 1830—1831 гг. вынудил его выехать во Францию. Получил художественное образование в Париже, учился музыке у известного польского композитора Фридерика Шопена. При совместных выступлениях в парижских салонах Шопен неоднократно предлагал публике догадаться, когда они играют свою музыку, а когда исполняют произведения друг друга. Почти 25 лет Орда путешествовал по Беларуси, Украине, Польше, Литве, сделал около 1000 зарисовок мест, связанных с жизнью известных людей, и архитектурных памятников, в том числе Каменецкой башни, дворцов и замков в Мире, Новогрудке, Нес-виже, Гродно, Лиде. Рисунки Н. Орды отличаются строгой документальностью и точностью.
Одной из центральных тем белорусской живописи второй половины XIX — начала ХХ в. стал народ, его тяжелая судьба и работа. Жизнь белорусских крестьян отражена в творчестве Никодима Силивановича. Его картины «Дети во дворе»,
«В школу», «Старый пастух» проникнуты теплотой и любовью к простому народу. Силиванович принимал участие в оформлении знаменитого Исаакиевского собора в Петербурге. Вместе с петербургскими художниками белорусский живописец участвовал в создании мозаичного панно «Тайная вечеря» для главного иконостаса собора.
За эту работу ему было присвоено звание академика.
На рубеже ХІХ—ХХ вв. наиболее популярным жанром искусства стал пейзаж. Выдающимся пейзажистом того времени был Аполлинарий Горавский. Художник воспевал в своих произведениях красоту белорусской природы и народный быт. Картины «Вечер в Минской губернии», «На родине», «Река Березина» и другие получили высокую оценку специалистов. Некоторые из произведений художника приобрел для своей галереи П. М. Третьяков. Одной из лучших работ живописца стало полотно «Старуха молится», пользовавшееся большим успехом на выставках в России и за рубежом. Картину высоко оценил известный русский художник Илья Репин. В течение ряда лет И. Репин жил в своем имении Здравнёво под Витебском, где написал одну из известных картин — «Белорус» (**1).
По этюдам, созданным в Беловежской пуще, написал свои лучшие полотна русский пейзажист И. Шишкин.
Яркой страницей в истории белорусской пейзажной живописи стало творчество Витольда Бялы-ницкого-Бирули. Значительное влияние на его становление как художника оказал известный русский живописец И. Левитан. Каждая картина В. Бялы-ницкого-Бирули — размышление о бесконечно прекрасной родной природе. Художник с умилением воплощал образ весны, которой он посвятил около 200 своих полотен. Его картины пользовались неизменным успехом на международных выставках, их приобретали известные коллекционеры. Сам творец получил звание академика живописи. Частную художественную школу создал в Витебске в конце XIX в. Юдель Пэн. Он отражал национальные черты еврейского быта, создал целую галерею образов людей из народа («Часовщик», «Старый портной», «Нищий» и др.). В школе Пэна занимался уроженец Витебска Марк Шагал, который позже эмигрировал во Францию, где приобрел мировую известность и стал одним из крупнейших художников ХХ в. (**2).
М. Шагал посвятил своей родине немало картин. Среди них — «Я и деревня», «Скрипач», «Над Витебском». Будучи за границей, он писал про свой родной
Витебск: «Как давно, мой город любимый, я не видел тебя, не слышал, не разговаривал с облаками твоими, не опирался на ограждения твои. Подобно грустному вечному путешественнику, дыхание твое я переносил с одного полотна на другое, все эти годы я обращался к тебе, ты чудился мне как во сне».
Развитие архитектуры. Во второй половине ХІХ в. в белорусском зодчестве сочетались элементы разных художественных стилей прошлого. Архитекторы увлекались так называемым псевдорусским стилем, ориентированным на византийские и древнерусские узоры. В этом стиле по всей Беларуси развернулось строительство так называемых церквей-«муравьевок», название которых пошло от фамилии инициатора их строительства виленского генерал-губернатора М. Н. Муравьева. Использовалось также архитектурное наследие Западной Европы: готика, ренессанс, барокко, классицизм.
Одни архитекторы шли по пути механического копирования исторических форм, другие стремились к творческому сочетанию традиций прошлого и новых явлений. Здания банков и учебных заведений обычно возводились в стиле классицизма, театры — барокко, костелы — неоготики, православные храмы строились в псевдорусском стиле. С середины XIX в. именно эти сооружения начали формировать новый художественный облик городов.
Для псевдорусского стиля было характерно традиционное пятикуполье, луковицеобразные купола, высокие шатровые колокольни, богатый декор в виде кокошников. Примерами использования псевдорусского стиля стали часовня князей Паскевичей в Гомеле, Покровский собор в Гродно, СвятоВоскресенский собор в Борисове, а также светская архитектура Могилева (здания театра, городской управы, женской гимназии, реального училища).
Во второй половине ХІХ — начале ХХ в. наблюдался расцвет неоготиче-ского стиля. В этом стиле были возведены костел Святого Роха в Минске,
названный в честь святого, известного среди католиков как защитник людей и животных от различных эпидемий, а также костелы в Видзах, Вилейке, Поставах. Костелы строились преимущественно из красного кирпича, их фасады обычно не оштукатуривались. Для внутреннего убранства храмов были характерны витражи, фрески. Элементы романской и готической архитектуры соединились в костеле Святых Симеона и Елены, построенном в начале ХХ в. в Минске (**3). Псевдоготические формы применялись также в фабрично-заводских зданиях.
Многие архитекторы в поисках национальной особенности обращались к местному наследию Средневековья и пытались его творчески переосмыслить. Одной из ярких особенностей белорусской архитектуры стало использование природного камня. Наибольшей популярностью этот строительный материал пользовался в Западной и Центральной Беларуси (костелы в деревне Лип-нишки Ивьевского района Гродненской области, в деревне Гожа Гродненского района). Национальная самобытность белорусской архитектуры проявилась в насыщении памятников этнографическими деталями (Холмские ворота в Брестской крепости, здание Минской женской гимназии), использовании художественного кузнечного дела (дом купца Муравьева в Гродно), декоративной керамики (Мирская часовня).
На рубеже ХІХ—ХХ вв. зародился архитектурный стиль модерн. Для него был характерен отказ от механического копирования исторических архитектурных форм. Распространились новые типы построек (железнодорожные вокзалы, мосты, промышленные сооружения), новые строительные материалы и конструкции (цемент, металлическая арматура). Широко использовалось стекло. В стиле модерн в Беларуси были построены банк в Витебске, жилые дома в Минске, Гродно, Гомеле, Могилеве, гостиница «Европа» в Минске и др. (**4).
Понятия и термины, которые нужно усвоить: церкви-«муравьевки».
Культурно-историческая среда
**1. Сегодня на месте имения Здравнёво, приобретенного И. Репиным в 1892 г., восстановлен музей-усадьба. Покупка стала возможной для художника после персональной выставки, где демонстрировалась известная картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», которую в дальнейшем приобрел император Александр ІІІ за 35 тыс. рублей. В Здравнёво художник написал около 60 картин, в том числе портреты своих детей, этюд «Белорус», моделью для которого стал обычный крестьянин — житель соседней дерев-
ни. В начале ХХ в. И. Репин продал большую часть земель своей усадьбы крестьянам на выгодных для них условиях.
**2. В 1908—1910 гг. М. Шагал был одним из учеников выдающегося театрального художника, уроженца Гродно Леона Бакста (Льва Самойловича Розенберга). Бакст прославился своими эскизами декораций и костюмов для артистов балета, в том числе декорациями к спектаклям «Русских сезонов» — своеобразного фестиваля русского искусства, проходившего в 1907— 1914 гг. в Париже. Костюмы художника впечатляли зрителей своей фантазией, сказочной роскошью, изысканностью, сочетаниями красок, раскрывали рисунок танца и характер музыки. В 1914 г. художник был избран членом Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств.
Европейскую известность приобрел уроженец местечка Смиловичи Игуменского уезда Минской губернии Хаим Сутин. Он учился в художественной школе Я. Кругера в Минске. Потом продолжил обучение в Вильне, а оттуда
в 1913 г. в 19-летнем возрасте выехал в Париж. Здесь он поселился в одном доме с М. Шагалом. В Париже к Сутину пришла известность и популярность. Герои его картин похожи на него — такие же нищие, каким он был в первые годы своей жизни во Франции. Когда в 1943 г. Сутин умер в оккупированном фашистами Париже, за его гробом шел один человек. Это был П. Пикассо.
В центре Парижа поставлен памятник нашему знаменитому земляку. В начале 1990-х гг. его картины, выставленные на аукционах, стоили миллионы долларов. К сожалению, ни одной картины Х. Сутина в Беларуси нет. Только совсем недавно имя художника стало широко известно на его родине, где создается музей.
**3. Костел Святых Симеона и Елены предложил построить хозяйственный и политический деятель Беларуси Эдвард Войнилович, один из крупнейших землевладельцев Минской губернии. Он был председателем Минского общества сельского хозяйства, трижды избирался в Государственную думу Российской империи. П. А. Столыпин предлагал ему место министра сельского хозяйства и называл «минским Бисмарком». В течение 35 лет Э. Войнилович исполнял обязанности мирового судьи в Слуцком уезде.
Костел был построен в 1905—1910 гг. в память об умерших детях Э. Войни-ловича. Сначала в 12-летнем возрасте умер их сын Симеон, а в 1903 г., не дожив всего один день до своего 19-летия, — дочь Елена. Перед смертью она попросила отца построить храм, вид которого ей приснился и был изображен на ее рисунке. В 2006 г. в костеле был перезахоронен прах Э. Войниловича.
**4. Гостиница «Европа» в Минске не уступала лучшим отелям Европы. Здание было шестиэтажным. Каждый из 130 номеров гостиницы был оборудован по последнему слову тогдашней техники. Здесь было электрическое освещение, телефон, ванна, водяное отопление. В гостинице действовал единственный в городе лифт, который называли тогда «подъемной машиной». Посмотреть на это чудо жители Минска приходили целыми семьями. В 2008 г. состоялась реконструкция здания, в котором сегодня размещается отель европейского класса.
Вопросы и задания
1. Какие сюжеты отражены на картинах К. Альхимовича и Н. Силивановича? 2. Почему зарисовки Н. Орды имеют большую ценность для истории?
Название художественного стиля |
Примеры памятников архитектуры |
К уроку «Наш край». Подготовьте краткое сообщение об одном из архитектурных памятников второй половины ХІХ — начала ХХ в. в вашей местности.
- РАЗДЕЛ І. Беларусь на исходе феодализма: конец XVIII — середина ХІХ вв.
- § 1. Положение белорусских земель в конце XVIII — середине ХІХ в. Общая характеристика
- § 2. Политика царского правительства в Беларуси в конце XVIII — начале XIX в.
- § 3. Беларусь в период войны 1812 г.
- § 4. Общественно-политическое движение в первой трети ХІХ в.
- § 5. Изменения в политике российского правительства в Беларуси в 1830—1840-е гг.
- § 6. Конфессиональные отношения в конце XVIII — первой половине ХІХ в.
- § 7. Сельское хозяйство и положение крестьян в первой половине ХІХ в.
- § 8. Реформы в сельском хозяйстве в середине ХІХ в.
- § 9. Промышленность, торговля, города и местечки в Беларуси в первой половине ХІХ в.
- § 10. Образование и наука в первой половине ХІХ в.
- § 11. Литература и искусство в первой половине ХІХ в.
- § 12. Беларусь в конце XVIII — середине ХІХ в. Урок обобщения
- РАЗДЕЛ ІІ. Утверждение капитализма на белорусских землях: вторая половина ХІХ — начало ХХ в.
- § 13. Положение Беларуси во второй половине ХІХ — начале ХХ в. Общая характеристика
- § 14. Отмена крепостного права
- § 15. Восстание 1863—1864 гг. в Польше, Литве и Беларуси
- § 16. Правительственная политика в Беларуси в последней трети ХІХ в.
- § 17. Развитие капиталистических отношений в деревне после отмены крепостного права
- § 18—19. Промышленное развитие и состояние городов, развитие торговли, финансов, транспорта в 1860-х гг. — начале ХХ в.
- § 20. Крестьянское и рабочее движение во второй половине ХІХ в.
- § 21. Формирование политических партий и движений
- § 22—23. Первая российская революция и события 1905 г. в Беларуси. Общественно-политическое положение в Беларуси в 1906—1914 гг.
- § 24. Столыпинские реформы и их осуществление в Беларуси
- § 25. События Первой мировой войны на белорусских землях
- § 26—27. Назревание кризиса в обществе. События Февральской революции 1917 г. в Беларуси. Обострение политической ситуации в Беларуси весной — летом 1917 г.
- § 28. Условия и особенности формирования белорусской нации
- § 29. Образование и наука в 1860-х гг. — начале ХХ в.
- § 30. Белорусские литература и театр в 1860-х гг. — начале ХХ в.
- § 31. Живопись и архитектура Беларуси в 1860-х гг. — начале ХХ в.
- § 32. Беларусь во второй половине ХІХ — начале ХХ в. Урок обобщения
- Наш край
- Заключительное слово
- Исторический словарь
- Хронологическая таблица
- Синхроническая таблица
- Методические советы