7

§ 6. Конфессиональные отношения в конце XVIII — первой половине ХІХ в.

История Беларуси, 9 класс (Морозова, Сосно, Панов, 2011)

[ Содержание ]

Вспомните.

1. Что такое конфессия? 2. Когда и в каких целях был создан орден иезуитов? 3. Что представляла собой Брестская церковная уния?

Учебная задача.

Определить, в чем заключались изменения в конфессиональной политике самодержавия после восстания 1830—1831 гг.

Положение конфессий Беларуси после присоединения к Российской империи.

С включением белорусских земель в состав Российской империи в Беларуси стало меняться соотношение между различными конфессиями — религиозными направлениями (вероисповеданиями) — и их место в общественной жизни. Конфессиональная ситуация складывалась в пользу православия, которое в Российской империи было господствующим вероисповеданием. Оно пользовалось поддержкой царского правительства и имело традиционно сильные позиции в восточных районах Беларуси. Официально католическому и униатскому духовенству не позволялось обращать в свою веру православных.

Католический костел, который поддерживало местное ополяченное дворянство, отличался хорошим материальным обеспечением. Духовенство имело высокий уровень образованности. Переместившись из привилегированной в разряд терпимой веры, католичество смогло приспособиться к новым политическим условиям. В первые десятилетия существования в границах Российской империи оно играло активную роль в церковной и общественной жизни.

Униатство (объединение православной церкви с католической под властью папы римского) во второй половине XVIII в. значительно потеснило позиции традиционных религий и стало самой массовой конфессией. Католики называли униатскую веру мужицкой. В конце XVIII в. примерно три четверти сельского и городского населения Беларуси были униатами.

Первые попытки перевода униатов в православие. Характерными чертами религиозно-политической жизни в Беларуси были борьба между православием и католичеством за сферы влияния, взаимная враждебность представителей этих конфессий. Православная церковь, чувствуя за собой силу, стремилась расширить свое влияние за счет униатов. Однако эти попытки до 1830-х гг. сдерживались очень осторожной религиозной политикой самодержавия, которое хотя и не давало в обиду православие, но пока не считало целесообразным начинать решительное наступление на унию. Только во время восстания Т. Костюшко императрица Екатерина II сочла необходимым укрепить позиции православной церкви на присоединенных землях посредством общего перевода униатов в православие, о чем в 1794 г. был издан указ. В православие перешла некоторая часть униатов, но не все верующие униатской церкви соглашались принять православие.

Один из царских чиновников оставил свои воспоминания о диалоге могилевского губернатора и крестьянина из Быховского уезда, где униаты отказались принять православие.

«Губернатор: — Почему вы не послушали директора экономии? Вера всё же одна, та же христианская. Он вас не евреями хотел сделать.

Мужик: — Хорошо, ваше, говоришь, что вера всё одна, та же христианская. А, ваше, похвалил ли бы за то, чтобы я взял один крест в руки, а другой бы бросил под ноги?

Губернатор: — Так почему же вам не быть со мной одной веры?

Мужик: — Ты, сам здоров, знаешь, человек уже не молодой! — показывая на губернаторскую седину. — Если бы тебе приказали принять нашу веру, захотел ли бы ты быть униатом? »

Изгнание иезуитов и ограничение влияния католичества. После присоединения восточной части Беларуси к Российской империи Екатерина ІІ была настроена враждебно и подозрительно в отношении членов католического ордена иезуитов. Однако иезуиты первыми присягнули российской императрице. Булла папы римского от 1773 г. об упразднении ордена иезуитов не была допущена в Россию, и орден здесь сохранил все свое имущество.

Пока центр ордена находился в Полоцке, его деятельность контролировали российские власти. Ситуация изменилась, когда папа римский издал в 1814 г. постановление о восстановлении «Общества Иисуса», которым стали руководить из Рима. Сославшись на то, что иезуиты «возомнили потрясать. в Царстве нашем православную греческую веру», император Александр І в 1815 г. объявил о выдворении их из Петербурга. В 1820 г. вышел императорский указ о высылке иезуитов за пределы Российской империи.

После восстания 1830—1831 гг. одним из важнейших направлений правительственной политики стала борьба против влияния католической церкви, которая поддержала повстанцев. Правительство шло по линии сокращения численности католического духовенства и уменьшения его имущества. В 1832 г. появился указ о ликвидации католических монастырей, не имевших полного состава монахов, и передаче их имений в разряд казенных. В 1841 г. был подписан ряд указов о приеме в государственную собственность всех населенных имений высшего православного и иноверного духовенства западных губерний. К середине 1840-х гг. основная масса церковных земельных владений была изъята у католического духовенства. Ликвидация церкви как крупного феодала-собственника ставила ее в большую зависимость от государства.

Упразднение униатской церкви. Важнейшим условием политической стабильности в западных губерниях царское правительство считало единение государственной власти и православного населения с целью изоляции пов-станцев-католиков. Власти также склонили на свою сторону высшее униатское духовенство. Мероприятия по присоединению униатской церкви к Русской православной в 1833—1839 гг. охватили всех униатских верующих.

Из записок витебского губернатора: «Первый приступ с их стороны [православных священников] всегда бывает одинаков: к архиерею обыкновенно явится неожиданно человек из какого-либо значительного селения с просьбой о желании всех будто бы обывателей оного обратиться к православной церкви. все подобные искатели были к сему подстрекаемы. Епархиальное начальство таковую просьбу всегда принимает. требует без малейшего промедления допустить православного священника в приходскую униатскую церквь и указывает полиции

принять немедленно под покровительство всех обращающихся. Православный священник. приезжает в селение. униатский священник скрывается. Двор уже наполнен крестьянами, большею частью не имеющими не только желания к присоединению, но даже и понятия, чего от них требуют. Конечно, при этом не может быть совершенного спокойствия, иногда встречается и сопротивление. »

Полоцкий церковный собор в 1839 г. принял решение о присоединении униатской церкви к Русской православной. Это решение было утверждено царем Николаем І. Ликвидация униатской церкви сопровождалась заменой ее культовых атрибутов православными, были утрачены многие старые книги, иконы, скульптуры и др. Верующие испытывали трудности с привыканием к новым иконостасам, русским молитвенным книгам, пониманием речи присланных из России священников.

Полтора миллиона униатов в Беларуси стали считаться православными. Главенствующая роль теперь принадлежала русскому православию, но многие из бывших униатов продолжали тайно придерживаться своих прежних обрядов.

Понятия и термины, которые нужно усвоить: конфессия, Полоцкий церковный собор.

Вопросы и задания

1. Расскажите, используя рубрику «Голоса прошлого», каким образом происходил перевод униатов в православие. 2. Поработайте по методу ключевого слова с текстом абзаца, начинающегося словами: «Первые попытки перевода униатов в православие». 3. Какие причины обусловили появление царского указа о высылке иезуитов за пределы Российской империи? 4. Объясните, почему католики называли униатскую веру мужицкой. 5. Почему не все униаты соглашались принять православие? При ответе используйте диалог могилевского губернатора и крестьянина из Быховского уезда. 6. а) Заполните в тетради сравнительную таблицу «Правительственная политика в отношении католической церкви».

Положение католической церкви до восстания 1830—1831 гг.

Мероприятия царских властей в отношении католиков после восстания 1830—1831 гг.

   
б) Сделайте вывод о причинах изменения и направлениях правительственной политики в отношении католической церкви. 7. Поработайте по методу загадочной картинки с изображением медали, посвященной присоединению униатской церкви к Русской православной. Обратите внимание на надпись «Отторгнутые насилием (1596), воссоединены любовию (1839)».