7

§ 30. Белорусские литература и театр в 1860-х гг. — начале ХХ в.

История Беларуси, 9 класс (Морозова, Сосно, Панов, 2011)

[ Содержание ]

Вспомните.

Кого из деятелей культуры считают первым классиком новой белорусской литературы?

Учебная задача.

Определить, в чем заключается завет деятелей белорусской литературы, живших на рубеже ХІХ—ХХ вв., нам, белорусам ХХІ в.

Развитие белорусской литературы. Накануне крестьянской реформы 1861 г. и восстания 1863—1864 гг. распространенным жанром в белорусской литературе была анонимная (без определения авторства) стихотворная гутарка. Такие произведения написаны живым народным языком, в них поднимались наболевшие вопросы повседневной жизни народа или общественной морали. Наиболее известными являлись «Гутарка Данилы со Степаном», «Гутарка двух соседей»,

«Гутарка старого деда».

Вершиной белорусской литературы второй половины XIX в. стало творчество Франтишка Богушевича, который родился в фольварке Свираны Виленского уезда. Он — автор двух поэтических сборников: «Дудка белорусская» и «Смык белорусский», вышедших из печати в конце XIX в. в Кракове и Познани под псевдонимами Матей Бурачок и Сымон Ревка из-под Борисова. Главный герой произведений поэта — белорусский крестьянин, которого обделили при отмене крепостного права, обдирает казна, притесняют суд и царские чиновники, но он не пал духом, сохранил свое человеческое достоинство. Богушевич смотрел на белорусский язык как на язык, «Богом нам данный», «для нас святой», считал его основой существования нации. Он призывал беречь и любить свой родной язык, предупреждал народ о том, что, утратив язык, он исчезнет как этнос.

В предисловии к «Дудке белорусской» Ф. Богушевич писал: «Братцы мілыя, дзеці Зямлі-маткі маёй! Вам ахвяруючы працу сваю, мушу з вамі пагаварыць трохі аб нашай долі-нядолі, аб нашай бацькавай спрадвечнай мове, каторую. „мужыцкай“ завуць, а завецца яна „беларускай“. Шмат было такіх народаў, што страцілі наперш мову сваю, так, як той чалавек прад скананнем, катораму мову зойме, а потым і зусім замёрлі. Не пакідайце ж мовы нашай беларускай, каб не ўмёрлі!. »

Любовью к крестьянам, к «родной сторонке», стремлением видеть свой народ образованным и счастливым пропитана поэзия Янки Лучины (Ивана Неслуховского). Детство поэта прошло в Минске. Белорусские стихи Лучины вошли в сборник «Вязанка», изданный после смерти поэта. Наиболее известное его произведение — стихотворение «Родной сторонке», в котором автор выразил свою любовь к родине.

Видной фигурой в белорусской поэзии начала ХХ в. была Алоиза Пашкевич, известная под псевдонимом Тётка. Она участвовала в основании БСГ. Первые сборники поэтессы «Крещение свободой» и «Скрипка белорусская» вышли нелегально. Тётка пропагандировала обучение на родном языке. Для детей она издала учебник-хрестоматию «Первое чтение для деток белорусов».

Строки из публицистических статей Тётки «Как нам учиться» и «Берегите родное слово! » и сегодня звучат как призыв к нам с вами: «Доўга мы, беларусы, цураліся сваёй мовы і, як кажуць, хаваліся з ёю за печ перад чужымі людзьмі. Вось і злажылася нейкая дурная пагаворка, што наша мова хамская, брыдкая, што на ёй не можна гаварыць з вучоным чалавекам, ані пісаць кніжак, як на іншых „далікатных“ мовах. Але гэта толькі выдумка. »

«. На вас — моладзі — ляжыць вялікая павіннасць: развіваць далей родную мову. Толькі не кідайце роднай мовы: бо запраўды для свайго народу тады вы ўмёрлі! Мейце сілу і адвагу дзяржацца роднага слова. Мейце смеласць усюды голасна казаць па-свойму. »

В начале XX в. раскрылись поэтические таланты основателей современной белорусской литературы и литературного языка Янки Купалы и Якуба Коласа.

Янка Купала (Иван Доминикович Луцевич) родился в фольварке Вязынка Минского уезда. Первое его стихотворение «Мужик» появилось в 1905 г. Уже своими первыми поэтическими книгами «Жалейка» и «Гусляр» поэт привлек к себе внимание читателей. Сборник стихов «Дорогой жизни» фактически стал высшим достижением тогдашней белорусской литературы. Поэмы Я. Купалы «Курган», «Бондаровна» подняли этот жанр на качественно новый уровень. Его пьесы «Павлинка» и «Разоренное гнездо» стали определяющим событием белорусской театральной жизни в начале ХХ в.

Я. Купала стремился пробудить у читателей чувство достоинства и благодарности к предкам, которые были способны защищать землю от врагов, развивать самобытную культуру. Во время революции 1905—1907 гг. поэт поддержал народ в борьбе против самодержавия.

В одном из своих стихотворений Я. Купала писал:

«. К свабодзе, роўнасці і знанню Мы працярэбім сабе след!

І будзе ўнукаў панаванне Там, дзе сягоння плача дзед! »

Приобрел популярность своими произведениями и Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич), уроженец застенка Акинчицы Минского уезда (ныне в черте города Столбцы). В первом сборнике стихов «Песни печали» Я. Колас опоэтизировал образ белоруса-мужика, который, несмотря на тяжелые условия жизни, остается оптимистом и верит в возрождение родного края.

В 1911 г. Колас начал работу над поэмами «Новая земля» и «Сымон-музыкант».

Значительно обогатил белорусскую поэзию и вывел ее на европейский уровень Максим Богданович. Он родился в Минске, в детстве жил в Гродно, но большую часть своей недолгой 25-летней жизни провел за пределами родины. Единственный прижизненный сборник поэта «Венок», в который вошли стихи, написанные им в 17—

20-летнем возрасте, был издан в Вильне в 1913 г.

Творчество М. Богдановича проникнуто любовью к родной земле, ее народу (**).

В стихотворении-гимне «Погоня» М. Богданович высказал тревогу за свою Родину:

«Толькі ў сэрцы трывожным пачую За краіну радзімую жах, —

Ўспомню Вострую Браму святую І ваякаў на грозных канях.

У бязмерную даль вы ляціце,

А за вамі, прад вамі — гады.

Вы за кім у пагоню спяшыце?

Дзе шляхі вашы йдуць і куды?. »

Становление белорусского профессионального театра. В начале XX в. местные артисты проводили в городах и деревнях так называемые белорусские вечеринки. Это были своеобразные театрально-концертные показы, на которых читались вслух произведения белорусских авторов, исполнялись народные песни и танцы, ставились спектакли.

На традициях белорусских вечеринок в 1907 г. создал самодеятельный художественный коллектив в своем фольварке Игнат Буйницкий, которого по праву называют «отцом белорусского театра». С группой любителей он начал

проводить концерты, привлекавшие множество зрителей тем, что со сцены звучал их родной язык, чего они никогда раньше не слышали. Коллектив получил название «Первая белорусская труппа Игната Буйницкого». Она была профессиональным национальным театром, действовавшим в 1910—1913 гг. Труппа состояла из драматических актеров, хористов, танцоров (около 70 человек). В этот театральный коллектив входили дочери Буйницкого, А. Пашкевич и др. Сам И. Буйницкий был и режиссером, и актером, и танцором. Театр гастролировал по городам Беларуси, в Вильне, Варшаве, Петербурге и везде пользовался большим успехом.

После выступления театра И. Буйницкого в Петербурге один из зрителей отметил: «Как вышел. со своими танцорами и крестьянами — дударем, цимбалистом и скрипачом — белорусами, — по-простому поворачиваясь, так это сразу приняли все с восхищением. А когда. пошел „Лявониху“, а за ним вереница парней с девушками, как начали притопывать, подскакивать, то вся публика, тысяч восемь народу — как ударила в ладошки, как закричала „браво, браво, белорусы". Никогда и нигде не видел, чтобы так что понравилось. петербуржцам, как белорусские танцы. Потом публика расспрашивала. откуда и какие это белорусы появились? Ведь раньше их не слышно было! »

Однако театр И. Буйницкого работал в нелегких условиях. Местные власти часто запрещали его выступления. Труппу взяли под полицейский надзор. В каждом слове Буйницкого на сцене и вне ее искали вольнодумство. Так, после постановки в Слуцке комедии К. Каганца «Модный шляхтич», в которой высмеивалось и развенчивалось презрительное отношение шляхты к простым людям, местная знать, увидев себя в пьесе как в зеркале, добилась запрещения гастролей театра в своем уезде.

Под влиянием труппы Буйницкого приобрело широкий размах любительское театральное движение. Так, с 1910 г. в Вильне на любительских началах действовал Белорусский музыкально-драматический кружок, которым руководил А. Бурбис. Он осуществил первую постановку комедии Я. Купалы «Павлинка». Созданное в 1917 г. в Минске Флорианом Ждановичем при участии И. Буйницкого Первое товарищество белорусской драмы и комедии впервые поставило на сцене драму Я. Купалы «Разоренное гнездо».

Понятия и термины, которые нужно усвоить: белорусские вечеринки.

Культурно-историческая среда

** В 1972 г. в Минске был возведен памятник Я. Коласу на одноименной площади. Сидит на камне дядька Якуб, задумался о чем-то, подпер рукой голову, а в другой руке — книга. Рядом расположены две композиции — «Дед Талаш» и «Сымон-музыкант», в которых воплощены коласовские литературные герои.

В том же году в минском парке около Свислочи возвели памятник Я. Ку-пале. На большом гранитном постаменте стоит монументальная фигура с суковатой палкой в руке. У подножия — родничок и «папараць-кветка».

В 1981 г. напротив здания Государственного театра оперы и балета БССР в Минске (ныне Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь) воздвигнут памятник М. Богдановичу. В 2008 г. памятник перенесен ближе к улице, которая носит имя М. Богдановича. В бронзе воплощен образ поэта — романтика и лирика.

В 1998 г. в Щучине, на родине белорусской поэтессы-революционерки А. Пашкевич (Тётки), ей поставлен памятник.

В 2009 г. в День белорусской письменности в Сморгони был открыт памятник Ф. Богушевичу.

Перечисленные памятники — знак нашей памяти и благодарности деятелям белорусского национально-культурного возрождения начала ХХ в.

Вопросы и задания

1. Как вы считаете, почему главным героем произведений Ф. Богушевича и Я. Коласа был крестьянин? 2. Почему представители белорусской литературы такое большое внимание уделяли вопросу сохранения родного языка? 3. Объясните, какой смысл имели псевдонимы И. Неслухов-ского, И. Луцевича, К. Мицкевича. 4. Определите, какие литературные произведения и театральные постановки способствовали пробуждению национального самосознания белорусов. 5. Докажите, что творчество М. Богдановича проникнуто чувством патриотизма. 6. Объясните причины вопроса жителей Петербурга «Откуда и какие это белорусы появились? » после выступления труппы И. Буйницкого. 7. Продолжите заполнение в тетради таблицы «Достижения в развитии науки и культуры Беларуси во второй половине XIX — начале ХХ в. ».