7

§ 28. Условия и особенности формирования белорусской нации

История Беларуси, 9 класс (Морозова, Сосно, Панов, 2011)

[ Содержание ]

Вспомните.

1. Что представляла собой белорусская национальная идея? 2. Когда издавалась газета «Наша доля» и как сложилась ее судьба?

Учебная задача.

Охарактеризовать признаки и особенности формирования белорусской нации.

Этническая территория. Национальный и социальный состав населения Беларуси. Нация представляет собой общность людей, которая исторически является преемницей народности. Если для народности главным признаком считаются территориальные связи, то для нации — общность хозяйственной жизни. Также для нации характерны постоянное проживание населения на одной территории, литературный язык, общие черты культуры и психического склада. Вместе с тем в процессе своего формирования нация постепенно превращается в политическую общность людей, главным признаком которой становится собственная государственность. Белорусская нация формировалась в условиях отсутствия собственной государственности. Правительство Российской империи было заинтересовано в территориальном единстве государства и ослаблении в нем национальных движений.

В соответствии с административно-территориальным делением Российской империи белорусские земли входили в состав Виленской, Витебской, Гродненской, Могилевской и Минской губерний.

Из предисловия Ф. Богушевича к «Дудке белорусской»: «Можа, хто спытае: гдзе ж цяпер Беларусь? Там, братцы, яна, гдзе наша мова жывець:

яна ад Вільна да Мазыра, ад Вітэбска за малым не да Чарнігава, гдзе Гродна, Міньск, Магілёў, Вільня і шмат мястэчак і вёсак. »

Население Беларуси, согласно Всероссийской переписи 1897 г., насчитывало 6,7 млн человек, что составляло 5 % от общего числа жителей Российской империи. Плотность населения края была 31 человек на 1 км2 (в Европейской России — 22 человека).

По национальному составу 65,6 % населения Беларуси являлись белорусами, 14,6 % — евреями, 6 % — русскими, 5,2 % — поляками, 4,6 % — украинцами. Введение черты еврейской оседлости обусловило искусственную перенаселенность евреями городов и местечек Беларуси, численный перевес их среди городского пролетариата, ремесленников и торгово-промышленной буржуазии. Правительственная политика переселения в Беларусь русских помещиков и чиновников во второй половине XIX в. привела к увеличению здесь количества русских. Больше всего поляков проживало в Гродненской и Виленской губерниях.

По конфессиональному составу среди населения белорусских губерний в 1897 г. преобладали православные, которых насчитывалось около 2/3.

В социальную структуру белорусского общества входили буржуазия, дворянство, интеллигенция, рабочие и крестьяне. Буржуазия, во всем мире выступавшая, как правило, лидером национальных движений, отличалась в Беларуси своей слабостью. В белорусских губерниях буржуазия по этнической принадлежности являлась русской, польской, еврейской и лишь частично белорусской. Основные капиталы края находились у польских и русских помещиков, еврейских купцов и промышленников. Местная национальная буржуазия не осознавала своего единства и равнодушно или даже враждебно относилась к белорусскому национальному движению.

В состав интеллигенции в Беларуси входили деятели культуры, ученые, работники образования, медицины и технической сферы, а также чиновники, служащие, военные, духовенство. По национальному составу среди интеллигенции края преобладали русские и белорусы, в меньшей степени были представлены поляки. Собственно белорусская национальная интеллигенция с большими трудностями формировалась в 1880—1890-х гг. из среды преимущественно католической шляхты, крестьян, мещан. Она была немногочисленной и недостаточно организованной, фактически не дошла до осмысления самостоятельности своего положения.

Рабочий класс в Беларуси формировался из числа безземельного обнищавшего крестьянства, еврейской городской бедноты, ремесленников. В начале XX в. количество постоянных наемных рабочих составило более 400 тыс. человек. Найти работу на промышленных предприятиях было очень сложно. Поэтому белорусы искали лучшей доли за пределами своего края: в России, Америке. В 1897 г. в Минске, Могилеве, Гродно, Гомеле, Витебске проживала 41 тыс. белорусов, в то время как в Петербурге их количество достигало 66,5 тыс. человек, Одессе — 16,9 тыс., Москве — 15,9 тыс. человек.

В белорусском обществе численное преимущество принадлежало крестьянству, состоявшему в основном из представителей коренного этноса. Характерной особенностью белорусского этноса являлось то, что более 90 % белорусов жили в сельской местности и занимались сельским хозяйством. Миллионы крестьян едва сводили концы с концами, около 9 % из них не имели своей земли.

Общность хозяйственной жизни. Общность хозяйственной жизни является одним из признаков формирования нации. Увеличение количества фабрично-заводских предприятий в промышленности, переориентация помещичьих хозяйств на продажу своей продукции, развитие торговли и железнодорожное строительство способствовали созданию на территории Беларуси единого экономического региона. Расширение торгово-экономических связей между различными частями Беларуси содействовало объединению представителей коренного этноса в нацию. Выезд белорусов за пределы родины на работу или учебу позволял им знакомиться с бытом и культурой других народов и помогал осознавать свою этническую самобытность.

Развитие белорусского литературного языка. Становление нового белорусского литературного языка происходило во второй половине ХІХ — начале

ХХ в. Старобелорусский язык, использовавшийся в качестве языка государственного делопроизводства в ВКЛ, фактически перестал существовать в XVIII в. Шляхта и почти вся интеллигенция освоили польский язык, господствовавший в общественной и культурной жизни до восстания 1863— 1864 гг. Белорусским диалектным языком пользовалось только крестьянство, часть обедневшей шляхты, трудовые слои городского населения. Новый литературный письменный язык складывался на основе многодиалектной разговорной народной речи, прежде всего говоров Центральной Беларуси.

При печатании белорусских изданий использовалась преимущественно латиница. Так издавались произведения В. Дунина-Марцинкевича, газета «Мужыцкая праўда». В конце XIX в. латиницу постепенно начала вытеснять кириллица. В начале XX в. появились легальные белорусскоязычные издания, в которых использовался белорусский литературный язык.

Национальное самосознание. Нация также характеризуется национальным самосознанием — совокупностью идей, представлений, убеждений, верований, в которых народ осознает себя как нацию и осмысливает исторические корни своего происхождения. В XIX — начале XX в. православные в своем большинстве белорусы признавали отчизной Россию, поддерживали царя, слушались священнослужителей, но все же отличали себя от русских. Белорусы-католики, в основном местные землевладельцы и шляхта, отделяя себя от поляков, назывались краевцами, или литвинами.

О формировании национального самосознания свидетельствовало отношение жителей Беларуси к языку. По переписи 1897 г. белорусский язык признали родным 60 % учителей, 40 % чиновников, 29 % почтово-телеграфных служащих, 20 % работников медицинских учреждений.

Внешней формой проявления национального самосознания является название народа. Еще в первой половине XIX в. Центральную и Западную Беларусь нередко называли Литвой, а ее население — литвинами. В конце XIX — начале XX в. часть населения Беларуси называла себя «здешними» (по-белорусски «тутэйшыя»). В некоторых местностях существовали региональные названия, относившиеся к значительным территориям: «полешуки» — для всего Полесья, «пинчуки», «туровцы» — для его отдельных частей. Перепись 1897 г. засвидетельствовала, что большинство жителей Беларуси уже усвоили название «белорусы» и придерживались его. Термин «Беларусь» и название «белорусы» постепенно закрепились за всей территорией проживания белорусского народа.

Роль газеты «Наша ніва» в развитии культуры Беларуси. В 1906—1915 гг. в Вильне выходила легальная белорусская еженедельная общественно-политическая, научно-просветительская, литературно-художественная газета «Наша ніва». Ее изданием руководили лидеры БСГ братья Антон и Иван Луцкевичи. До 1912 г. газета печаталась кириллицей и латиницей, позже — только кириллицей. 

«Наша ніва» ориентировалась преимущественно на крестьянство и сельскую интеллигенцию, мелких служащих и рабочих.

В статье, открывавшей первый номер газеты, отмечалось: «Не думайце, што мы хочам служыць толькі ці панам, ці адным мужыкам. Не, ніколі не! Мы бу-дзем служыць усяму беларускаму скрыўджанаму народу. ». Газета провозглашала, что будет «старацца, каб усе беларусы, што не ведаюць, хто яны ёсць, — зразумелі, што яны беларусы і людзі, каб пазналі сваё права. ».

Свою первоочередную и главную задачу «Наша ніва» видела в борьбе за признание факта существования белорусского народа, за его равноправие с другими народами. Много внимания газета уделяла теоретическому обоснованию права белорусского народа на сохранение и развитие своего языка и национальной культуры.

«Наша ніва» выступала против официальной царской политики, направленной на раскол белорусского народа по вероисповеданию на «русских» и «поляков». Газета сыграла значительную роль в пробуждении национального самосознания белорусов.

Оформление белорусской национальной идеи. Вместе с постепенным формированием белорусской нации зарождалась белорусская национальная идея — взгляды, в которых представители интеллигенции выражали понимание белорусов как самостоятельной и самобытной общности людей и их жизненно важные интересы. В рамках национальной идеи формулировались цели и задачи белорусского народа на различных этапах исторического развития. Сущностью белорусской национальной идеи являлось достижение белорусами самостоятельного государственного существования.

Белорусская национальная идея выросла из осознания исторической обособленности и этнической самобытности наших земель. Это проявлялось как в литвинском патриотизме, так и в западноруссизме. Сторонники литвинско-го патриотизма обычно не представляли будущего своего края без Польши, а западноруссизма — без России. Теоретическое обоснование самодостаточности белорусского этноса впервые дали белорусские студенты-гомоновцы. Они мечтали об автономии в составе демократической и федеративной России. В 1905 г. гомоновскую идею продолжили дальше сторонники БСГ, разработав положение о национально-территориальной автономии Беларуси в составе Российского государства. Значительную роль в формировании белорусской национальной идеи сыграла газета «Наша ніва».

Редактор «Нашай нівы» с 1914 г. Я. Купала способствовал пробуждению на

ционального самосознания белорусов в одном из своих стихотворений так:

«А хто там ідзе, а хто там ідзе У агромністай такой грамадзе?

— Беларусы.

А чаго ж, чаго захацелась ім, Пагарджаным век, ім, сляпым, глухім?

— Людзьмі звацца».

Заложенные во второй половине ХІХ — начале ХХ в. основы белорусской национальной идеи и сегодня служат нам ориентиром в жизни и деятельности на благо нашего Отечества.

Понятия и термины, которые нужно усвоить: «здешние», национальное самосознание.

Вопросы и задания

1. Составьте круговую диаграмму «Национальный состав населения Беларуси в 1897 г. ». Определите особенности национального состава населения Беларуси и их причины. 2. Объясните, почему в XIX — начале ХХ в. национальной интеллигенции пришлось создавать новый белорусский литературный язык. 3. В чем заключались особенности формирования национального самосознания белорусов? 4. Раскройте причинно-следственную связь между становлением общности хозяйственной жизни и самоосознанием белорусами своей этнической общности. 5. Почему начало ХХ в. в истории Беларуси получило название «нашенивский период»? Когда и с какими целями выходила газета «Наша ніва»? При ответе используйте содержание статьи, которая открывала первый номер газеты. 6. Поработайте по методу ключевого слова с текстом абзаца, начинающегося словами: «Оформление белорусской национальной идеи». 7. Назовите исторических личностей и деятелей культуры, внесших вклад в разработку белорусской национальной идеи. В чем заключался этот вклад? 8. Докажите, что во второй половине XIX — начале XX в. происходил процесс формирования белорусской нации.