§ 21. Формирование политических партий и движений
История Беларуси, 9 класс (Морозова, Сосно, Панов, 2011)
[ Содержание ]
Вспомните.
Что такое автономия?
Учебная задача.
Определить направления общественного движения и содержание их программных требований, в том числе по национальному вопросу.
Революционные народники. С середины 1870-х гг. на смену поколению шляхетских революционеров пришло народничество. Народники были сторонниками социализма — учения, в котором в качестве цели и идеала выделяются принципы социальной справедливости, свободы, равенства, и общественного строя, основанного на этих принципах. Часть народников разделяла идею крестьянского социализма: возможность перехода к социализму через сохранение крестьянской общины, минуя капитализм. Идеи крестьянского социализма распространились в среде белорусской молодежи, преимущественно среди учащихся средних учебных заведений. Поступив в российские университеты, молодежь вливалась в существующие в них народнические кружки.
С возникновением в Петербурге в 1876 г. общероссийской организации «Земля и воля» народническое движение в Беларуси развивалось под ее непосредственным влиянием. Многие из белорусских народников (Сергей Ковалик, Екатерина Брешко-Брешковская, Николай Судзиловский) стали участниками «хождения в народ» с целью пропаганды социалистических идей среди крестьянства (**1). «Хождение в народ» закончилось провалом. Крестьяне еще продолжали верить в «доброго царя» и потому выдавали народников полиции.
Внутренние разногласия привели в 1879 г. к расколу «Земли и воли» на две организации: «Черный передел» и «Народная воля». Белорусские народники сначала пошли за «чернопередельцами», которые отказались от политической борьбы и добивались от правительства передела земли в государстве в пользу крестьян. После распада «Черного передела» белорусские народники стали на позиции «Народной воли», ставившей своей целью свержение самодержавия и осуществление демократических преобразований.
Часть народовольцев поддержала тактику индивидуального террора — формы вооруженного принуждения (убийство государственных и должностных лиц) в политических целях. Они надеялись, что цареубийство ускорит начало народной (крестьянской) революции. Смертный приговор царю Александру II привел в исполнение 1 марта 1881 г. уроженец Бобруйского уезда Игнатий Гриневицкий. Однако никаких значительных волнений в народных массах, даже в Петербурге, убийство самодержца не вызвало. Крестьяне на восстание не поднялись. Зато престол занял Александр III, который в скором времени отказался от продолжения буржуазных реформ своего отца и приступил к проведению контрреформ.
Группа «Гомон». В начале 1880-х гг. центром деятельности белорусских народников стал Петербург. Они издали здесь воззвания «К белорусской молодежи», «Послание к землякам-белорусам», в которых призывали к служению собственному народу, а не польским и российским интересам, и к свержению самодержавия в союзе со всеми революционными силами России.
Студенты — уроженцы Беларуси создали в 1884 г. в Петербурге группу «Гомон», которую возглавили Александр Марченко из Витебска и уроженец Могилева Хаим Ратнер. Свои задачи и программу группа изложила в двух номерах нелегального журнала «Гомон». Гомоновцы первыми из революционеров заявили о существовании белорусской нации и поставили вопрос о ее националь-ной самостоятельности. Они доказывали, что белорусский народ имеет свой язык, территорию, культуру, быт, историческое прошлое, а Беларусь представляет собой единый экономический район.
В первом номере журнала «Гомон» говорилось:
«Осознав свои силы, белорусский народ сразу же скажет своим угнетателям: долой эксплуатацию, мы сами хотим управлять собой!. Беларусь должна быть для белорусов. Мы сами должны завоевать себе свободу, не возлагая надежд на других! »
Белорусские студенты-гомоновцы выступали против взглядов на белорусский народ «как на некий материал для всевозможных экспериментов» и рассматривали его «как живую народность, способную самостоятельно распоряжаться собой». В связи с этим заявлялось о законных правах белорусского народа на самостоятельное и равноправное положение в «общей славянской семье».
Будущую государственность Беларуси гомоновцы видели в союзе с социалистической Россией — страной равноправных и добровольно объединенных краев. Добиваться своей мечты они намеревались революционным путем. Представления белорусских студентов-гомоновцев, в которых они выражали понимание себя как представителей своего народа и смысл его исторического существования, стали свидетельством оформления белорусской национальной идеи.
Общероссийские социал-демократические организации в Беларуси. В середине 1880-х гг. революционное народничество постепенно сходило с исторической арены, на которую вступала социал-демократия. Социал-демократы провозгласили своей целью борьбу за построение социально справедливого общества. Социал-демократия подразделялась на два основных направления: революционное и реформистское. Сторонники революционного направления придерживались в основном насильственных методов борьбы и считали главной силой, которая приведет общество к социализму, не крестьянство (как полагали народники), а рабочий класс. Они верили в неизбежность гибели капитализма, «могильщиком» которого станет пролетариат. Реформисты выступали за мирные преобразования в обществе.
Как революционеры, так и реформисты были сторонниками учения К. Маркса и Ф. Энгельса — марксизма. Марксизм объяснял поступательный исторический ход развития изменениями общественно-экономического строя, а классовую борьбу между господствующим и угнетенным классами рассматривал в качестве движущей силы истории. Переходу белорусских революционеров на позиции марксизма способствовала первая российская марксистская организация «Освобождение труда», основанная в 1883 г. за рубежом Г. В. Плехановым.
С ней были связаны и уроженцы Беларуси, в том числе писатель и революционер Адам Гуринович. Первые в Беларуси кружки по пропаганде марксизма были созданы в 1884—1885 гг. в Минске, а в конце 1880-х — первой половине 1890-х гг. — в Вильне, Витебске, Гомеле, Гродно, Бресте, Сморгони.
Стремление рабочего класса и крестьянства защитить свои интересы подталкивало их к образованию политических партий. В 1897 г. на съезде в Вильне был создан Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России — Бунд. Бунд считал себя единственным представителем интересов достаточно многочисленного в Беларуси еврейского рабочего класса.
В 1898 г. на съезде в Минске была провозглашена Российская социал-демократическая рабочая партия — РСДРП. Программа партии определяла конечной целью российских социал-демократов построение социалистического общества через пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата.
В 1902 г. на базе народнических кружков возникла Партия социалистов-революционеров (ПСР, эсеры). Одним из создателей и лидеров партии эсеров стала Е. К. Брешко-Брешковская. Беларусь была одним из центров, где создавалась эта партия. Социалисты-революционеры отстаивали интересы крестьянства, выступали за ликвидацию помещичьего землевладения, свержение самодержавия и образование в России демократической республики. Эсеры использовали различные формы борьбы: от агитации и пропаганды до индивидуального террора против представителей государственной власти.
Образование и программные требования Белорусской социалистической громады. Начало ХХ в. было отмечено подъемом национального движения. У нового поколения белорусской интеллигенции постепенно зрело понимание необходимости создания собственной политической организации. Ею стала Белорусская социалистическая громада (БСГ) — первая белорусская политическая партия, которая окончательно оформилась в 1903 г. Среди создателей и руководителей БСГ были братья Иван и Антон Луцкевичи, Алоиза Пашкевич (Тётка), Казимир Кастровицкий (Карусь Каганец), Алесь Бурбис (**2).
На І съезде в 1903 г. БСГ приняла программу, в которой провозгласила своей целью свержение самодержавия и уничтожение капиталистического строя. Партия стремилась найти опору в рабочем классе, крестьянстве, интеллигенции. В аграрном вопросе БСГ выступала за передачу земли из частной в общественную собственность, провозглашала право каждого человека на занятие земледелием без использования наемного труда. В программе партии были требования 8-часового рабочего дня, установления минимальной заработной платы, бесплатной медицинской помощи. Политические требования БСГ были следующими: равноправие людей независимо от пола, национальности, вероисповедания; всеобщее равное избирательное право с тайным голосованием, бесплатный суд, свобода слова, печати, собраний, обществ.
По национальному вопросу БСГ постановила добиваться автономии — широкого внутреннего самоуправления для Беларуси в составе Российской демократической республики. Таким образом, белорусская национальная идея в представлениях лидеров БСГ была связана с необходимостью политической борьбы за достижение Беларусью самоуправления в пределах России, когда она станет демократической республикой.
Понятия и термины, которые нужно усвоить: социализм, «хождение в народ», террор, «Гомон», белорусская национальная идея, Бунд, Белорусская социалистическая громада (БСГ).
Культурно-историческая среда **1. Участник движения народников, уроженец Могилева Николай Константинович Судзи-ловский стал деятелем международного революционного движения. В 1874 г. он выехал за границу.
Был одним из организаторов социалистического движения в Румынии. Оказал значительное влияние на развитие революционного движения в Болгарии. С 1892 г. жил на Гавайских островах, где создал и возглавил партию независимых, а в 1901 г. стал президентом Гавайской республики. С 1903 г.
Н. К. Судзиловский находился в Китае и Японии.
Ему принадлежат научные труды по медицине, химии, философии, географии. Судзиловский — первый путешественник-географ, познакомивший российское общество с флорой и фауной островов центральной части Тихого океана.
**2. Особый авторитет в белорусском национальном движении имел Иван Иванович Луцкевич, который был сторонником равноправных отношений Беларуси с Россией, Польшей, Украиной и Литвой. Вместе со своим братом Антоном, а также В. Ластовским и другими деятелями разрабатывал вопрос о национальном самоопределении белорусского народа. Благодаря И. Луцкевичу этот вопрос впервые прозвучал на ряде международных конференций в начале ХХ в. Он известен как собиратель и исследователь памятников белорусской письменности и культуры, а его личная коллекция стала основой Белорусского музея древностей в Вильне. Повлиял на творческие судьбы Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича и других белорусских поэтов и писателей.
Вопросы и задания
Признаки для сравнения |
Народническое движение |
Социал-демократическое движение |
Названия организаций |
||
Основная цель движения |
||
На какие слои населения опирались |
||
Формы борьбы |
Названия партий |
Бунд |
РСДРП |
ПСР |
БСГ |
Год образования |
||||
Политические цели |
- РАЗДЕЛ І. Беларусь на исходе феодализма: конец XVIII — середина ХІХ вв.
- § 1. Положение белорусских земель в конце XVIII — середине ХІХ в. Общая характеристика
- § 2. Политика царского правительства в Беларуси в конце XVIII — начале XIX в.
- § 3. Беларусь в период войны 1812 г.
- § 4. Общественно-политическое движение в первой трети ХІХ в.
- § 5. Изменения в политике российского правительства в Беларуси в 1830—1840-е гг.
- § 6. Конфессиональные отношения в конце XVIII — первой половине ХІХ в.
- § 7. Сельское хозяйство и положение крестьян в первой половине ХІХ в.
- § 8. Реформы в сельском хозяйстве в середине ХІХ в.
- § 9. Промышленность, торговля, города и местечки в Беларуси в первой половине ХІХ в.
- § 10. Образование и наука в первой половине ХІХ в.
- § 11. Литература и искусство в первой половине ХІХ в.
- § 12. Беларусь в конце XVIII — середине ХІХ в. Урок обобщения
- РАЗДЕЛ ІІ. Утверждение капитализма на белорусских землях: вторая половина ХІХ — начало ХХ в.
- § 13. Положение Беларуси во второй половине ХІХ — начале ХХ в. Общая характеристика
- § 14. Отмена крепостного права
- § 15. Восстание 1863—1864 гг. в Польше, Литве и Беларуси
- § 16. Правительственная политика в Беларуси в последней трети ХІХ в.
- § 17. Развитие капиталистических отношений в деревне после отмены крепостного права
- § 18—19. Промышленное развитие и состояние городов, развитие торговли, финансов, транспорта в 1860-х гг. — начале ХХ в.
- § 20. Крестьянское и рабочее движение во второй половине ХІХ в.
- § 21. Формирование политических партий и движений
- § 22—23. Первая российская революция и события 1905 г. в Беларуси. Общественно-политическое положение в Беларуси в 1906—1914 гг.
- § 24. Столыпинские реформы и их осуществление в Беларуси
- § 25. События Первой мировой войны на белорусских землях
- § 26—27. Назревание кризиса в обществе. События Февральской революции 1917 г. в Беларуси. Обострение политической ситуации в Беларуси весной — летом 1917 г.
- § 28. Условия и особенности формирования белорусской нации
- § 29. Образование и наука в 1860-х гг. — начале ХХ в.
- § 30. Белорусские литература и театр в 1860-х гг. — начале ХХ в.
- § 31. Живопись и архитектура Беларуси в 1860-х гг. — начале ХХ в.
- § 32. Беларусь во второй половине ХІХ — начале ХХ в. Урок обобщения
- Наш край
- Заключительное слово
- Исторический словарь
- Хронологическая таблица
- Синхроническая таблица
- Методические советы