7

§ 11. Литература и искусство в первой половине ХІХ в.

История Беларуси, 9 класс (Морозова, Сосно, Панов, 2011)

[ Содержание ]

Вспомните. Что такое белорусоведение?

Учебная задача. Определить, какие исторические сюжеты и личности отечественной истории нашли отражение в произведениях белорусской литературы и искусства.

Польско-белорусские культурные деятели. 

Белорусские земли в конце XVIII — первой половине XIX в. после разделов Речи Посполитой и присоединения к Российской империи находились под польским и русским влиянием. Отличительной чертой культурной жизни первой половины XIX в. стало творчество польско-белорусских деятелей культуры. Выдающимся их представителем был Адам Мицкевич. Свои произведения он писал на польском языке, а сюжетами для них становились белорусские народные предания и исторические события на землях бывшего Великого Княжества Литовского, а также его романтическая любовь (**1). Белорусский язык поэт считал «самым гармоничным и из всех славянских языков меньше всего измененным».

К числу польско-белорусских культурных деятелей относится известный литератор, уроженец Минщины Владислав Сырокомля.

В. Сырокомля оценивал роль белорусского языка так: «. Пекная гэта галіна сла-вянскай мовы. і старая! Бо гэта мова нашага Літоўскага статута і заканадаўства на працягу двух стагоддзяў — XVI і XVII. І пашыраная! Бо смела можна сказаць, што на ёй размаўлялі тры чвэрці даўняй Літвы, народ, шляхта і паны. »

Белорусское крестьянство выполняло великую культурно-историческую миссию, сохраняя родной разговорный многодиалектный язык. И среди местной шляхты не исчезла полностью связь с родной землей. Ее патриотизм связан был с бывшим Великим Княжеством Литовским, и многие из шляхты считали себя литвинами. Жило, хоть часто и подсознательно, чувство исторической обособленности, любви к Отечеству — литвинский патриотизм. Он находил проявление и в интересе к истории ВКЛ, которая исследовалась в Виленском университете.

Игнатий Домейко, находясь за границей, называл себя литвином, имея в виду, что его родина когда-то входила в состав Великого Княжества Литовского.

В то же время он называл себя поляком как потомок Речи Посполитой, но слово «Польша» писал по-белорусски через «шч», так как язык знал с детства.

Уроженец Могилевской губернии историк и публицист Адам Киркор писал: «Разве Литва для того, чтобы быть с Польшей, должна перестать быть Литвой? Нет! Я литвин, — и никогда это чувство во мне не будет уничтожено. Я люблю свою Родину со всем юношеским энтузиазмом, со всем мужским самопожертвованием».

Становление нового белорусского языка и литературы. 

В первой половине ХІХ в. начался процесс формирования нового белорусского литературного языка. В его основу легли наречия Центральной Беларуси. Выдающимся образцом их литературной обработки стала анонимная поэма «Тарас на Парнасе» (наиболее вероятным автором исследователи считают Константина Вереницына). Она вместе с анонимной поэмой «Энеида навыворот» (автором считают Викентия Ровинского) положила начало новой белорусской литературе.

Одним из основоположников новой белорусской литературы был выпускник Полоцкой иезуитской академии Ян Барщевский, который писал и по-белорусски, и по-польски. Он — автор 4-томного сборника «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах», изданного в 1844—1846 гг.

Современники сравнивали это произведение со знаменитым собранием арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Прототипом главного героя фантастической повести Барщевского «Душа не в своем теле», по мнению исследователей, стал Франц Са-вич — руководитель Демократического общества.

Первым классиком новой белорусской литературы был уроженец Бобруйщины шляхтич Винцент Дунин-Марцинкевич. В своих стихотворных повестях и рассказах он отразил сельскую жизнь, духовную красоту и трудолюбие крестьян. В двуязычной комедии-опере «Селянка» («Идиллия»)

Дунин-Марцинкевич показал тогдашнюю жизнь, когда паны разговаривали по-польски, а мужики — по-белорусски. Создание произведений на «мужицком» языке требовало немалого мужества, поскольку их не поддерживали царские власти и враждебно встречали ополяченные помещики.

В. Дунин-Марцинкевич, сделав мужика полноправным героем своих произведений, смело заявил ополяченной шляхте:

«. Ваш суд мне не страшны, хай злосна скавыча У будцы сабака, увагі на пса не звярнуся.

Як раіць пясняр Сыракомля, пішу я Цяпер, як заўсёды, на мове мужычай. ».

Крепостные крестьяне не имели возможности реализовать свои писательские таланты. Известно, например, что писал стихи 15-летний крестьянский парень Павлюк Багрим. Его обвинили в распространении запрещенных произведений, отняли две тетради собственных стихотворений, а самого отдали в рекруты. До нас случайно дошло только одно его стихотворение «Заиграй, заиграй, хлопче малый. »:

. Кабя каршуномрадзіўся,

Я бы без паноў абыўся:

У паншчыну б не пагналі,

Урэкруты б не забралі.

Творчество А. Мицкевича, В. Сырокомли, Я. Барщевского, В. Дунина-Марцинкевича являлось образцом литературы стиля романтизма. Романтизм был общим идейным и художественным направлением в европейской литературе и искусстве конца XVIII — первой половины ХІХ в. Для него были характерны внимание к внутреннему миру человека, идеализация природы и действительности, поэтизация героических личностей.

Развитие искусства. Характерным для развития искусства в конце XVIII — первой половине ХІХ в. стало сочетание классицизма и романтизма. Последний основывался на национальных чувствах, устном народном творчестве, традициях и обрядах.

Блестящим мастером портретного жанра в изобразительном искусстве являлся Иосиф Олешкевич, чье творчество было связано с художественной жизнью Беларуси, России, Литвы и Польши. Он автор портрета А. Чарторыйского, «Группового портрета» и др.

Много картин исторического жанра создал живописец Ян Дамель, творчество которого сформировалось под влиянием классицизма. Среди них — «Смерть магистра крестоносцев Ульриха фон Юнгингена в битве под Грюнвальдом», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильну в 1812 г. ».

Как ведущий мастер классического натюрморта и бытовой живописи в общероссийском масштабе прославился белорусский художник, уроженец Витебщины Иван Хруцкий. Его картины «Портрет неизвестной с цветами и фруктами», «Портрет мальчика в соломенной шляпе», «Цветы и фрукты» пользуются популярностью и сегодня.

Ярким представителем романтизма в живописи являлся художник европейского уровня, уроженец Беларуси Валентий Ванькович (**2). Он работал в историческом жанре. Художник создал картины «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году», «Наполеон у костра», портрет А. С. Пушкина. К лучшим произведениям Ваньковича относится картина «Мицкевич на скале Аюдаг». На ней поэт изображен в кавказской бурке на фоне Медвежьей горы в Крыму, где он отбывал ссылку за участие в Обществе филоматов.

Уроженец Беларуси композитор Станислав Монюшко написал музыку к комедии-опере В. Дунина-Марцинкевича «Селянка», которая в 1852 г. была поставлена в Минске. С. Монюшко является основателем польской классической музыки, в его произведениях использованы белорусские народные мотивы.

Первые попытки создания музыкальных произведений на основе белорусских народных песен и танцев принадлежат композитору с Витебщины Антону Абрамовичу. Среди его произведений — музыкальная поэма «Белорусская свадьба». В имении Залесье на Сморгонщине писал полонезы, в том числе «Прощание с Родиной», Михал Клеофас Огинский — автор так и не реализованного проекта возрождения Великого Княжества Литовского.

В архитектуре конца XVIII — начала XIX в. господствовал стиль классицизма. Памятниками этого стиля в Беларуси стали губернаторский дворец в Витебске, соборы Святого Иосифа в Могилеве и Святых Петра и Павла в Гомеле, дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей в Гомеле (**3). В Бобруйске и Бресте в первой половине XIX в. были построены крепости.

Понятия и термины, которые нужно усвоить: литвинский патриотизм.

Культурно-историческая среда

**1. На многие годы музой творчества Адама Мицкевича стала Марыля Верещака. С ней поэт познакомился, когда вместе с другом Т Заном приехал летом в имение Верещак — Тугановичи (теперь Барановичский район). Любовь вспыхнула с первой встречи. Но Адам в то время был простым бедным учителем, а Марыля — дочерью богатых родителей. Еще до встречи с Мицкевичем девушку обручили с графом В. Путткамером, и она не могла пойти против воли семьи.

Марыля Верещака была очень образованным человеком: знала несколько языков, современную литературу, играла на фортепиано, красиво пела, особенно белорусские песни. Воспоминания о первой любви не покидали Мицкевича всю жизнь. О ней он рассказал в драматической поэме «Дзяды». Теперь о любви и местах встреч Марыли и Адама напоминает старая липовая «беседка», что сохранилась в тугановичском парке.

**2. В самом центре современного Минска (ул. Интернациональная) находится дом-усадьба Валентия Ваньковича, который был построен в конце XVIII — начале XIX в. в стиле классицизма. 

В нем собирались друзья художника: писатель В. Дунин-Марцинкевич, композитор С. Монюшко, художник Я. Дамель. Ванькович дружил также с Адамом Мицкевичем. В 1998 г. в здании дома открылся столичный музей — Дом Ваньковича — филиал Национального художественного музея. А в 2010 г. рядом с этим домом-музеем состоялось открытие скульптурной композиции «Утро художника». В памятнике воплощен образ молодого и романтичного В. Ваньковича. Большая часть картин художника, хранящихся в основном в музеях Польши, была написана в родительском имении Малая Слепянка (сейчас неподалеку от здания Национальной библиотеки Беларуси). По решению ЮНЕСКО — учреждения Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры — 1999 и 2008 годы были объявлены соответственно годами С. Монюшко и В. Дунина-Марцинкевича.

**3. Гомельский дворец был заложен в 1777 г. на правом берегу реки Сож генерал-фельдмаршалом П. А. Румянцевым-Задунайским, которому Екатерина II подарила Гомель. Почти 30 лет владельцем дворца был его сын Н. П. Румянцев. При нем построен собор Святых Петра и Павла. Н. П. Румянцев собрал во дворце уникальную коллекцию произведений искусства, книг и монет. В 1834 г. дворец перешел к генерал-фельдмаршалу графу И. Ф. Паскевичу, который также собрал в нем большую коллекцию произведений искусства. При Паскевиче была возведена часовня (мемориальная усыпальница) князей Па-скевичей. Дворец является частью ансамбля, куда входит парк. Сейчас в отреставрированном дворце Румянцевых-Паскевичей размещен Гомельский областной краеведческий музей.

Вопросы и задания

1. Приведите примеры архитектурных памятников в Беларуси, построенных в стиле классицизма. 2. Определите, каким образом в живописи художников Беларуси отразился стиль романтизма. 3. Закончите заполнение в тетради таблицы «Достижения в развитии науки и культуры Беларуси в первой половине XIX в. ». 4. Докажите, что в первой половине XIX в. происходил процесс становления белорусского литературного языка, и объясните, почему он считался новым. При ответе напомните, какой статус имел старобелорусский язык в Великом Княжестве Литовском.