7

§ 28. Народная культура

История Беларуси, 8 класс (Белозорович, Крень, Ганущенко, 2010)

[ Содержание ]

Вспомните

Какое сословие в Речи Посполитой сохраняло национальные белорусские традиции?

1. Крестьянский быт. Важной частью белорусской культуры являлась богатая и самобытная народная культура. Она отражала отношение крестьян и мещан к жизни, их интересы. Фольклор во второй половине XVIII в. оказывал влияние на духовную жизнь всего общества. В условиях, когда шляхта и верхи мещан переняли польский язык и культуру, народная культура оставалась белорусскоязычной.

Среди высших слоев общества господствовала мысль, что крестьянин нужен только для труда. Он воспринимался как низшее существо. Шляхта сформировала образ ленивого мужика. Но это не соответствовало действительности. Ученый А. Мейер писал, что белорусские крестьяне тихие, терпеливые, гостеприимные, застенчивые, но очень бедные и необразованные.

Во второй половине XVIII в. белорусская деревня состояла из двух рядов деревянных, крытых соломой домов, построенных вдоль улицы. Крестьянская усадьба включала хату, хлев и гумно.

Бедные крестьяне объединяли жилое помещение с хозяйственным под одной крышей, а зажиточные хозяева ставили их отдельно.

Хата имела жилую часть, сени и кладовую. Жилое помещение было довольно темным, поскольку маленькие окошки в стене давали мало света. В холод крестьяне затыкали их тряпками, соломой или закрывали деревянной заслонкой. С середины XVIII в. в окнах появились стекла. Освещалась изба лучиной. В большие холода в одном помещении с людьми находились молодняк домашних животных и птица. Дымохода обычно не было — дым выходил через отверстие в потолке. Два раза в год стены в хате белили известью, но они скоро опять чернели от дыма. Пол был земляной или глиняный.

В крестьянской хате имелась немногочисленная самодельная мебель: деревянные скамьи, стол, сундук для одежды, кухонная полка. Возле входа находилась печь. Кроватей крестьяне тогда не знали. Они спали на мешке соломы на полу, на печи, летом — на сене в гумне.

2. Крестьянская одежда и еда. Жители деревни носили одежду преимущественно домашнего изготовления. Каждая крестьянка умела прясть и ткать. Ткани украшались орнаментом, который передавался от бабушек и матерей к дочерям. Мужской наряд состоял изхолщовых штанов, рубахи, перевязанной ремнем или поясом, и свиты. На голове носили магерку или шляпу. Обувались в кожаные постолы или лапти из лыка, подвязанные оборами к ногам.

Женский наряд состоял из рубахи, юбки, фартука, свиты поверх, платка на голове. В церковь и на праздник надевали более дорогую и яркую одежду, вышитую народным орнаментом. В праздники мужчины из зажиточных семей носили сапоги, а женщины — ботинки.

Личная гигиена крестьян предусматривала мытье рук и лица водой, преимущественно без мыла. Ежедневная одежда носилась без смены и быстро покрывалась грязью.

В результате низкого уровня гигиены, плохого питания, многочисленных болезней продолжительность жизни была небольшой (около 30 лет).

Крестьянин жил скромно, нередко на грани нищеты. Крепостная деревня хронически недоедала, а в неурожайные годы голодала.

Основными в пищевом рационе были продукты растительного происхождения: хлеб, капуста, горох, бобы, репа, свекла. Варили каши, борщ, затирку, крупяной суп. Блюда приправляли маслом, изредка употребляли мед.

Первейшей крестьянской едой был хлеб. В самых бедных семьях его выпекали, добавляя к муке мякину. Хлеба часто не хватало, потому им очень дорожили. Молока крестьяне потребляли мало, мясо ели только в праздничные дни. Пили воду, хлебный квас, березовый сок. Из продуктов покупали главным образом соль, селедку, пиво, водку.

3. Повседневная жизнь. Крестьянские дети росли в голоде, холоде и грязи. Детство в деревне было безрадостным и коротким. В пять лет дети уже пасли домашнюю птицу, приглядывали за младшими. В семь лет они работали пастухами, в десять — бороновали пашню. Ходили дети в холщовых рубахах, босые. Игрушек они не знали. Росли неграмотными, в лучшем случае умели немного читать и считать.

Крестьянин был свободен от работы только в воскресенье и праздничные дни. В такие дни он сначала посещал храм, а после богослужения направлялся в корчму.

В середине XVIII в. корчмы были почти в каждой белорусской деревне. Корчмарь был нужным человеком для шляхты и крестьян. Он поставлял информацию, посредничал в купле-продаже, знал почти все и обо всех. На ночлег в корчме останавливались проезжие. Они рассказывали о городах, государствах, традициях и обычаях других народов, интересных происшествиях.

Но корчма была злом для деревни, так как приучала крестьян к пьянству. Через арендатора пан сбывал здесь крестьянам продукцию своей винокурни.

4. Быт мещан. Центром культурной жизни всегда был город. С середины XVIII в. в белорусских городах наблюдалось общее оживление. На карте Беларуси появились новые культурные центры (Шклов), повысилась роль традиционных (Несвиж).

В то время белорусские города, особенно небольшие, имели довольно неприглядный вид. Преобладали деревянные жилые дома. Двух-, трехэтажные здания были редкостью. Магнатские дворцы и дома богатых купцов соседствовали со скромными хатами городской бедноты. Крытые соломой жилища ремесленников и слуг мало чем отличались от крестьянских хат. Рядом с жилыми домами стояли хлева и гумна, потому что многие мещане занимались сельским хозяйством.

Во второй половине XVIII в. началась регулярная застройка городов. Например, Антоний Тизенгауз приказал в Гродно и Поставах возвести для мастеров местных мануфактур первые типовые здания, спроектированные архитекторами.

Городские улицы мостились только в центре — около ратуши и торговых рядов. Официальных названий они не имели. На своих мастерских ремесленники помещали вместо вывесок разные знаки: кузнец — подкову, сапожник — сапог, портной — ножницы, парикмахер — таз. Ночью город не освещался, поэтому прохожие пользовались фонарями и факелами. Зато везде открывались корчмы и шинки.

5. Мировоззрение и обрядность. Духовная культура крестьян и мещан определялась традицией.

Из поколения в поколение переходили обычаи и обряды. Весну крестьянин встречал песнями-заклинаниями, весеннюю зелень — троицкими песнями, летом праздновали Купалье. На переломе лета на закате солнца каждая деревня на околице разводила костер. Вокруг него собиралась молодежь и пела. Отличительной чертой этого праздника являлись цветы. Их собирали с вечера, затыкали во все щели в хате, плели венки, а в купальскую ночь гадали, пускали их по воде, устраивали прыжки через огонь, искали цветок папоротника.

На Дожинках воздавали почести собранному урожаю. Сноп колосьев, с которым связывали благополучие и согласие, ставили в угол хаты. Он стоял до того времени, пока не было освящено обмолоченное зерно.

На Коляду ходили с песнями и с «козой» от дома к дому, устраивали целые представления. Вся деревня собиралась вместе, когда приходили скоморохи, медвежатники.

Светлыми днями в жизни крестьянина были семейные праздники: крестины и свадьба. Новорожденного ребенка сразу же «приобщали» к земле и семье: клали на пол, подносили к печке или порогу, поднимали на руках. Соседки навещали роженицу, приносили подарки и еду. Крестины проходили пышно: земледелец стремился забить кабанчика, купить бочку пива. Имя ребенку давал священник, выбирая его преимущественно из календаря, реже называли именем отца или деда.

Свадьбу крестьяне обычно праздновали между Покровами и Рождеством, когда заканчивались полевые работы и можно было более щедро накрыть стол. Крестьяне надеялись, что такое же богатство будет и в доме молодых. Крестьянская свадьба продолжалась два-три дня. В ней участвовала вся деревня. На «де-

вичьем вечере» невеста прощалась с подругами, а те плели венки и пели песни о печали девушки, что не тот будет ее мужем, кого любила, что она должна уже расстаться с девичьими забавами. На следующий день появлялся с друзьями жених. Получив благословение родителей, молодые ехали в церковь или костел венчаться. Там они обменивались кольцами, которые в те времена только входили в моду Возвратившись в дом невесты, гости делили каравай, вручали подарки. Молодежь шла танцевать в корчму, а старшие продолжали праздничный ужин. Наутро замужние женщины принимали невесту в свой круг. Ее сажали на посудину для заквашивания теста (дежу), обрезали волосы, покрывали голову чепцом или намиткой. Затем происходило прощание, после чего молодой вез жену к своим родителям, которые встречали их на пороге своего дома.

Таким образом, народная культура являлась источником сохранения белорусского языка и национальных традиций.

МАТЕРИАЛЫ ИСТОРИЧЕСКИХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Из «Путешествия по Полесью и белорусскому краю» П. Шпилевского

Минские поселяне в большинстве своем среднего роста; один только Пинский и частично Слуцкий поветы известны довольно рослыми мужчинами. Что касается женщин, то самые красивые. встречаются больше в Речицком и Бобруйском поветах. Дожинки, крестины, именины и свадьбы составляют все их радости. они удовлетворяются рюмкой водки, куском свиного сала. яичницей и медовыми коржами (засушенные блины); свежие ягоды и грибы летом, сушеные плоды, прожаренные орехи и тыквенные семечки зимой составляют их лакомство и десерт.

Какой вам видится жизнь белорусских крестьян?

Вопросы и задания

1. Какой характер сохраняла народная культура?2. Почему деревня оставалась средоточием белорусского языка и народных традиций?3. Как шляхта воспринимала крестьянина? Соответствовал ли этот образ действительности?4. Что представляло собой крестьянское жилище?5. Охарактеризуйте народную одежду и еду. Почему продолжительность жизни оставалась низкой?6. Опишите жизнь крестьянских детей.7. Где крестьяне проводили досуг?8. Сравните быт мещан и крестьян.9. Расскажите о праздниках и обрядах крестьян и мещан.