§ 11. Распространение Возрождения в Беларуси
История Беларуси, 8 класс (Белозорович, Крень, Ганущенко, 2010)
[ Содержание ]
Вспомните
Почему в Западной Европе начался период Возрождения?
1. Особенности Ренессанса в Беларуси. Период XIV—первой половины XVII в. в истории Западной Европы получил название «Возрождение», или «Ренессанс». Это было время подъема науки и искусства, распространения гуманизма.
В социально-экономическом отношении Великое Княжество Литовское являлось окраиной Европы того времени. Тут не успело сформироваться буржуазное общество. Светская (нецерковная) литература только зарождалась. Общественная мысль еще окончательно не была отделена от церкви и ориентировалась на Библию. Тем не менее культура белорусских земель XVI — начала XVII в. удачно вписалась в европейскую культуру того времени.
Историки считают, что ренессансная культура в ВКЛ была близкой к традициям Северного Ренессанса, характерного для Германии, Англии. Культурная жизнь того времени имела связь с реформационным движением, опиралась на греко-византийскую культуру.
В современной науке выделяют два этапа в развитии ренессансной культуры на белорусско-литовских землях. Первый из них приходится на первую половину XVI в. Он характеризуется развитием книгопечатания, появлением общегосударственного законодательства, новолатинской поэзии. Второй этап охватывает середину XVI — начало XVII в.
В это время распространяется светская культура, происходят глубокие изменения в духовной и бытовой жизни общества.
2. Книгопечатание. На развитие книгопечатания сильное влияние оказало реформационное движение. Во второй половине XVI в. на территории Беларуси действовало шесть реформационных типографий. Первая из них была организована в Бресте под попечительством Николая Радзи-вилла Черного. Она выпустила более 40 изданий на польском и латинском языках различного содержания. Шедевром книгоиздательского искусства XVI в. считается Брестская, или Радзивиллов-ская Библия, изданная в 1563 г. Большая по своим размерам книга имеет кожаный переплет, два гравированных титульных листа, 14 гравюр-иллкастраций, оригинальные заставки и виньетки.
С 1560-х гг. действовала Несвижская типография, основанная Сымоном Будным совместное несвижским наместником Матеем Кавечинским и проповедником Лаврентием Крышковским. В ней использовались кириллические шрифты. Именно там в 1562 г. изданы знаменитый «Катехизис» и книга «Об оправдании грешного человека перед Богом» С. Будного.
Типографии существовали и в других городах и местечках Беларуси — Лоске, Любче, Белыничах, Ошмянах. В имении Тяпино (ныне Чашникский район Витебской области) последователь Ф. Скорины Василий Тяпинский (1530-е гг. — около 1600) в 1570-е гг. перевел и издал «Евангелие» на двух языках: церковнославянском и белорусском. Предисловие к этому изданию стало лучшим образцом патриотической публицистики. В. Тяпинский выступал за укрепление общественных позиций белорусского языка, увеличение количества школ, распространение письменности, развивал идею служения родине.
Известным книгоиздателем-просветителем был Иван Федоров (около 1510—1583). Место его рождения неизвестно. Возможно, он происходил из белорусского рода Рогоз. Образование И. Федоров получил в Краковском университете, который окончил в 1532 г. со степенью бакалавра. Судьба направила его в Москву. Там вместе с Петром Мстиславцем он издал первую точно датированную русскую печатную книгу — «Апостол» (1564). Затем по приглашению магната Григория Ходкевича печатники организовали издание книг для православных церквей в Заблудово (Польша). Здесь в 1569 г. вышло «Евангелие учительное». В конце 1572 г. Иван Федоров переехал во Львов, где положил начало украинскому книгопечатанию.
А уроженец Мстиславля Петр Тимофеевич Мстиславец был приглашен в Вильну купцами Мамоничами. На их средства он открыл знаменитую типографию, в которой были изданы Статут ВКЛ 1588 г., а также «Евангелие» и «Псалтырь».
В 1619 г. в местечке Евье возле Вильны Мелетий Смотрицкий издал книгу «Грамматики словенския. », которая на протяжении двух веков служила учебником по славянскому языкознанию. По ней, в частности, учился М. Ломоносов.
Книгоиздательское дело Скорины развивал уроженец Могилева Спиридон Соболь (? — около 1645). Сначала в Киеве, а затем в Кутеинском монастыре под Оршей и в Буйничской типографии под Могилевом он издавал книги морально-поучительного и религиозного содержания. Среди них — «Псалтырь», «Букварь», «Часослов». Написанный и изданный им «Букварь» стал известен не только белорусам, украинцам, русским, но и зарубежному читателю. Спиридон Соболь впервые употребил слово «букварь».
Также в Вильне действовала типография Василия Галабурды. Много изданий было выпущено Святодуховским православным монастырем и Виленской иезуитской академией.
3. Литература. Среди новых жанров литературы XVI — первой половины XVII в. можно выделить исторические хроники, например «Хронику польскую, литовскую, жомойтскую и всея Руси» (1582) Матея Стрыйковского. Это одна из первых авторских работ, посвященных прошлому Княжества. Недаром М. Стрыйковского считают зачинателем исторической науки на территории Беларуси и Литвы. Содержание хроники проникнуто патриотизмом автора, его преданностью ВКЛ.
В шляхетской среде популярностью пользовалась светская переводная литература («Александрия», «Повесть о Тристане», «Троянская история»).
Широкое развитие получила рыцарская (героическая) поэзия. Были созданы латиноязычная поэма Яна Радвана «Радзивиллиада», польскоязычная поэма Андрея Рьтши «Десятилетняя повесть о военных делах пана Криштофа Радзивилла». Гальяш Пе.1ьгримовский в своих поэтических произведениях «Беседа одного Поляка с Москалем» и «Посольство Льва Сапеги к великому князю московскому» отразил взаимоотношения ВКЛ и Московского государства в конце XVI — начале XVII в.
Основателем литературы путешествий является Николай Криштоф Радзивилл (Сиротка). В 1601 г. в Пруссии вышел его путевой дневник «Перегринация», составленный на латинском языке во время паломничества в Святую Землю. Книга стала первым в Беларуси научно-географи-ческим изданием.
4. Архитектура. В архитектуре XVI в. набирал силу стиль ренессанс. Он отличался компактностью объемов и скромностью декора. Примером является кальвинистская церковь в Сморгони, построенная на средства Зеновичей.
Ренессансные здания часто сохраняли прежние оборонительные элементы. В частности, Заславский кальвинистский сбор размещен на месте древнего замка — на высоком холме, окруженном рвом и валом с четырьмя земляными бастионами.
В этом стиле в конце XVI в. под руководством М. Заборовского был перестроен замок в местечке Мир. Мирский дворцово-замковый комплекс начали возводить магнаты Ильиничи еще в 1520-е гг. Его оборонительная система с тремя уровнями для ведения боя была приспособлена уже к огнестрельному оружию и пушкам. Особенно впечатляет его празднично-торжественное декоративное оформление, построенное на контрасте красного цвета стен и белых оштукатуренных ниш. Внешне похожие, все пять башен замка имеют индивидуальное решение.
Также ренессансным характером отличался дворцово-замковый комплекс в Смолянах (Оршанский район Витебской области). Его называли «Белый Ковель», так как он был возведен из белого кирпича и небольших камней. Замок был построен князем Сангушкой-Ковельским до 1626 г. на правом берегу реки Дерновка.
Под влиянием Контрреформации на белорусских землях начал распространяться новый архитектурный стиль — барокко. Первым его образцом стал Несвижский костел Божьего Тела, построенный итальянским архитектором Яном (Джованни)
Марией Бернардони в 1587—1593 гг. При составлении проекта храма были учтены требования местных иезуитов. Костел должен был свидетельствовать о могуществе католической церкви.
Одновременно он стал фамильной усыпальницей для магнатов Радзивиллов.
Архитектурные формы барокко, заимствованные из Италии, были дополнены местными строительными приемами. Сложилось своеобразное белорусское барокко. Примером его является костел бригитского монастыря в Гродно. Храм был построен в 1634—1642 гг. на средства магнатов Веселовских. Здание, размещенное на холме, формировало панораму древнего города. Его живописный силуэт и детально разработанный фасад впечатляют нас и сегодня.
5. Искусство. В конце XVI в. в иконописи и алтарной живописи заметным становится влияние ренессансного искусства. Традиционная композиция сохранялась, но образы уже наделялись индивидуальностью и объемностью, а фон икон стал украшаться ренессансным орнаментом. Примером являются иконы «Параскева» со Слутчины,
«Спас» из Бытеня.
Скорининскую традицию книжной гравюры продолжали Брестские, Несвижская, Заблудов-ская и другие типографии. Богато были украшены гравюрами «Радзивилловская Библия», «Евангелие учительное» И. Федорова и П. Мстиславца.
В конце XVI — начале XVII в. получила развитие мемориальная скульптура. Она была представлена надгробиями Радзивиллов в Несвиже, Сапег в Вильне, Огинских в Кронях.
Изобразительное искусство приобретало светский характер. Под влиянием Ренессанса появился новый жанр —реалистический портрет, что было вызвано усилением интереса к собственным роду, семье, личности. Лучшие произведения — это портреты князя Александра Ходкевича, митрополита Иосифа Солтана. Они отличались глубиной психологической характеристики, подчеркнутым чувством человеческого достоинства.
Эпоха Возрождения в Беларуси завершилась, по сути, в конце XVI — начале XVII в. На это повлияла Контрреформация, а также изменения в общественно-политическом положении ВКЛ в составе Речи Посполитой, разграничение шляхты по культурно-конфессиональному признаку, распространение католичества.
Из «Перегринации» Николая Криштофа Радзивилла (1601 г.)
. А оттуда уже к часовенке Святого Г роба подходим, вокруг которой процессия трижды обходит, перед дверями все опускаются на колени, священник законник один (ибо тесно там) входит, произносит проповедь, и за ним паломники, также по одному, через дверцы очень низкие по очереди заходят, там внутри с правой стороны есть место высотою на полтора локтя, плоское, как скамья, где Наисвятейшее Тело Господне положено было.
Куда совершил паломничество Николай Криштоф Радзивилл?
Вопросы и задания
- РАЗДЕЛ I. Беларусь в середине XVI — первой половине XVII в.
- § 1. Ливонская война
- § 2. Образование Речи Посполитой
- § 3. Государственный строй Речи Посполитой
- § 4. Политическое положение Великого Княжества Литовского во второй половине XVI — начале XVII в.
- § 5. Внешняя политика Речи Посполитой в первой половине XVII в.
- § 6. Сельское хозяйство во второй половине XVI — первой половине XVII в.
- § 7. Городская жизнь во второй половине XVI — первой половине XVII в.
- § 8. Реформация в Беларуси
- § 9. Контрреформация в Беларуси
- § 10. Брестская церковная уния
- § 11. Распространение Возрождения в Беларуси
- Урок обобщения к разделу I
- РАЗДЕЛ II. Беларусь во второй половине XVII — первой половине XVIII в.
- § 12. Казацко-крестьянская война 1648—1651 гг. на белорусских землях
- § 13. Война России с Речью Посполитой 1654—1667 гг.
- § 14. Беларусь в годы Северной войны 1700—1721 гг.
- § 15. Борьба магнатских группировок
- § 16. Белорусская деревня во второй половине XVII — первой половине XVIII в.
- § 17. Крестьянское движение
- § 18. Города Беларуси во второй половине XVII — первой половине XVIII в.
- § 19. Образование и наука
- § 20. Литература и общественно-политическая мысль
- § 21. Архитектура и искусство
- Урок обобщения к разделу II
- РАЗДЕЛ III. Беларусь во второй половине XVIII в.
- § 22. Экономическая стабилизация во второй половине XVIII в.
- § 23. Политический кризис Речи Посполитой
- § 24. Попытки реформирования Речи Посполитой
- § 25. Восстание 1794 г. в Беларуси
- § 26. Образование и наука
- § 27. Литература и искусство
- § 28. Народная культура
- Урок обобщения к разделу III
- Наш край во второй половине XVI — конце XVIII в.
- Итоговое обобщение
- Основные события в истории Беларуси во второй половине XVI — конце XVIII в.
- Внутренняя и внешняя политика великих князей литовских и королей польских во второй половине XVI — конце XVIII в.
- Терминологический словарь