7

§ 10. Брестская церковная уния

История Беларуси, 8 класс (Белозорович, Крень, Ганущенко, 2010)

[ Содержание ]

Вспомните

Когда и почему произошел раскол христианства на католичество и православие?

1. Предпосылки заключения Брестской унии. После церковного раскола 1054 г. делались неоднократные попытки объединить католичество и православие в единое целое. В 1439 г. состоялся Флорентийский Вселенский собор (Италия). На нем был провозглашен союз католической и православной церквей. Но православное население и духовенство ВКЛ не поддержали Флорентийскую унию.

Проблему унии неоднократно поднимали и великие князья литовские. Она приобрела важность после крещения Литвы по католическому обряду в 1387 г. В результате католические феодалы и католическое духовенство заняли господствующее положение в стране, что вызывало недовольство православного населения. Поэтому княжеская власть желала объединить феодалов Княжества, расширить связи с Западной Европой посредством церковной унии. Например, этого желал Витовт. При нем киевский митрополит Григорий Цамблак во главе посольства был направлен в немецкий город Констанц. Там в 1418 г. проходил Вселенский собор. Но переговоры об унии не имели успеха. Новую и тоже неудачную попытку заключить церковную унию в конце XV — начале XVI в. предприняли великий князь литовский Атександр Казимирович и митрополит Иосиф Болгаринович.

И только после образования Речи Посполитой идея церковного единства вновь приобрела актуальность. Этому содействовало реформационное движение. Появление протестантизма давало возможность сформировать и униатскую (греко-католическую) церковь. К тому же в церковном союзе были заинтересованы определенные силы.

В первую очередь инициатором объединения выступал католический Рим. Из-под влияния римских пап выпали значительные территории Европы. Ряд стран в результате Реформации приобрели протестантский характер, а Балканский полуостров захватили мусульмане-турки. Чтобы компенсировать эти потери, католическая церковь стремилась расширить влияние на востоке за счет православных земель. Осуществить это можно было путем преобразования православной церкви ВКЛ в греко-католическую.

Римских пап поддержал король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза. Он с помощью церковной унии стремился вывести православное население Княжества из-под влияния Российского государства, поскольку московские цари считали себя заступниками православных и на белорусско-литовских землях. Напомним, что этот фактор стал одной из причин пограничных войн на рубеже XV—XVI вв.

Желали унии и православные епископы Великого Княжества Литовского, например Ипатий Потей, Кирилл Терлецкий и др. Они таким образом рассчитывали сохранить свои владения, достичь равенства православной церкви с католической, получить права католических епископов, обрести доступ к государственной власти. Их позиция объясняется и тем, что во второй половине XVI в. православная церковь в ВКЛ под влиянием ре-формационного движения переживала кризис.

Многие православные магнаты и шляхта стали переходить в католичество. Поэтому часть православных епископов предложила созвать церковный собор, чтобы создать униатскую церковь.

2. Подготовка и провозглашение Брестской церковной унии. В 1577 г. вышла книга Петра Скарги «О единстве церкви Божьей». В ней знаменитый публицист и богослов утверждал, что единственным выходом из тяжелого для православной церкви ВКЛ положения является восстановление Флорентийской унии. Книга была адресована известному защитнику православия князю Константину Острожскому, во владениях которого насчитывалось около 600 православных храмов.

П. Скарга предложил свой план унии, предусматривавший следующие положения: зависимость киевского митрополита от римского папы, признание верховенства Рима над православными верующими, сохранение за православными прежних обрядов.

В декабре 1594 г. епископы И. Потей и К. Терлецкий тайно составили декларацию унии, которую провозгласили весной следующего года. Верхи православного духовенства ВКЛ направили Потея и Терлецкого к королю Речи Посполитой. Сигиз-мунд III Ваза поддержал церковный союз и обратился с соответствующим призывом к населению.

23 декабря 1595 г. папа римский торжественно провозгласил унию и приказал выбить медаль в честь этого события. Теперь необходимо было утвердить унию в Великом Княжестве Литовском.

В октябре 1596 г. в Свято-Николаевской церкви Бреста заседал церковный собор. На нем присутствовали 200 представителей католической и православной церквей ВКЛ. Противники унии собрались отдельно. Переговоры между сторонами результатов не дали. Но акт унии был утвержден.

Брестский собор принял решение о создании униатскои церкви. Вероучение новой церкви было католическим, а сами униаты подчинялись папе римскому. Обряды в новой церкви оставались прежними, православными. Не изменился и язык богослужений.

После принятия унии Киевская митрополия вышла из подчинения константинопольскому патриарху. Православная церковь на территории ВКЛ была запрещена, а ее приходы стали униатскими.

3. Распространение униатства. Новая церковь насильственно насаждалась среди бывших православных верующих. Только на протяжении 1596— 1597 гг. в ВКЛ было закрыто 20 православных церквей и 12 монастырей. Это вызывало антиуниатские настроения в среде православной шляхты, мещан и крестьян. Они начали организовывать в городах (Могилев, Орша, Витебск, Полоцк, Минск) православные братства. Их участники выступали против католичества, униатства, протестантов, активно участвовали в церковно-религиозных спорах.

Дело дошло до насильственных действий с обеих сторон. В 1609 г. вилен-ский православный братчик Иван Тупека с саблей бросился на И. Потея, когда тот проходил через местный рынок. А в 1623 г. жители Витебска убили униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, которого за жестокость прозвали «душехватом». Он насильственно насаждал унию на территории Полоцкой епархии, где православная церковь имела глубокие древние корни. Горожане жаловались на него: «Тот же епископ полоцкий пять лет держит в Орше и в Могилеве церкви запечатанные, в Полоцке и Витебске нет ни церкви, ни дома, где позволено в городе богослужение. Поэтому горожане должны по воскресеньям и на другие праздники слушать службу в поле за городом и то без священника, так как ему запрещено жить в городе и окрестностях. » В ответ на расправу папа римский потребовал наказать город. Витебск утратил магдебургское право. Городская ратуша была разрушена, а со всех храмов сняли колокола. Девятнадцать человек казнили.

Уния не объединила общество, а, наоборот, разобщила. Многочисленные народные выступления принудили короля Речи Посполитой восстановить православную церковь в ВКЛ. Без согласия папы римского это совершил Владислав IV Ваза. В 1632 г. киевским митрополитом был назначен Петр Могила (1632—1647) — высокообразованный церковный и политический деятель. Православные получили три епархии (Луцкую, Перемышльскую,

Могилевскую), а униаты — четыре (Владимиро-Брестскую, Холмскую, Пинско-Туровскую, Смоленскую) и Полоцкое архиепископство.

В 1630-е гг. униатские митрополиты реформировали церковь. Был создан монашеский орден базилиан (Святого Василия Великого), началась подготовка опытных униатских священников, налаживалось школьное образование. Уже в конце XVIII в. униатская церковь имела на территории Беларуси более тысячи приходов, объединявших около 70 % всего населения.

Быстрое распространение униатской церкви объясняется ее поддержкой со стороны верховной власти страны. Униатское духовенство приложило много усилий, чтобы греко-католическая церковь была тесно связана с повседневной жизнью простого народа. В храмовой службе униаты пользовались польским, церковнославянским, белорусским и даже латинским языками. А в обыденном общении с крестьянами и мещанами они разговаривали с народом на белорусском «наречии».

Правда, верхам униатского духовенства не удалось обрести тех прав, которыми пользовались католические священники. Почти до конца существования Речи Посполитой униаты так и не были представлены в Сенате страны. Государственная власть считала греко-католическую церковь второстепенной. Историки полагают, что униатство способствовало сохранению культурно-языковой традиции белорусов и препятствовало полонизации города и деревни.

МАТЕРИАЛЫ ИСТОРИЧЕСКИХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Из «Паренетики [напоминания] одного к своей Руси» Ипатия Потея (1605 г.)

Не паможа i вера, якласю не маеш.

Пахваляешся верай, ды Бога не знаеш.

A Lij ж вашыя продк! дрэннае унынЫ:

3 Рымам еднасць каб мец1, захады pa6mi.

Вось жа л1ст, што таму ужо сто гадоу гпсаны

I да Скста, да Рыму, вашым1 пасланы.

Называюць там Папу Пастырам Царкоуным

I Царквы Божай нашай Бкжупам вярхоуным.

Какое положение униатства обосновывает в своем произведении И. Потей?

Из «Фриноса» Мелетия Смотрицкого (1610 г.)

Горе же мне, бедной, горе же несчастной! Ах, со всех сторон с имуществом разграбленным! Горе же мне, на позор мира от одеяний ободранной! Беда мне, несносным бременем придавленной! Руки в оковах, ярмо на шее, путы на ногах, цепь на чреслах, меч над головой обоюдоострый; вода под ногами глубокая, огонь по сторонам неугасимый, отовсюду крики, везде страх, повсюду преследования. Беда в городах и деревнях, беда в полях и дубравах, беда в горах и пропастях земных.

Как характеризует положение православной церкви автор?

Вопросы и задания

1. Назовите дату образования униатской церкви в ВКЛ.2. Были ли попытки объединения католической и православной церквей до 1596 г.?3. Как шла подготовка церковной унии?4. Охарактеризуйте решения Брестского церковного собора.5. Как распространялась униатская церковь на территории Беларуси?6. Почему И. Кунцевич стал первым святым в униатской церкви?7. С помощью дополнительной литературы подготовьте сообщение о деятельности православных братств в ВКЛ.8. Почему православные братства выступили против унии, а большинство православных епископов — за нее?9. Согласны ли вы с мнением, что униатская церковь содействовала сохранению белорусской народной культуры? (Ответ обоснуйте.)10. Дайте определения понятиям: униатская церковь, православные братства, ба ш-лиане.11. Заполните таблицу «Униатская церковь на белорусских землях».

Причины образования

Условия объединения

Результаты церковной унии