§ 8. Реформация в Беларуси
История Беларуси, 8 класс (Белозорович, Крень, Ганущенко, 2010)
[ Содержание ]
Вспомните
Почему католическая церковь стала объектом широкого недовольства в Западной
Европе в первой половине XVI в.?
1. Предпосылки реформационного движения. В XVI в. Западную Европу охватило реформационное движение, направленное против католической церкви. Оно началось в 1517 г. с выступления профессора Виттенбергского университета Мартина Лютера и завершилось оформлением протестантизма. Под влиянием западноевропейской Реформации развернулось реформационное движение и на белорусско-литовских землях. Это происходило благодаря соседству с лютеранской Пруссией, развитию европейского книгопечатания, внешней торговли, учебе выходцев из ВКЛ в университетах Западной и Центральной Европы.
Распространение реформационных идей косвенно было вызвано влиянием русского вольнодумства, например идей «стригольников» и «нестяжа-телеи». Представители этих ересей выступали против церковного руководства, монашества, церковного землевладения. Спасаясь от гонений царских властей, еретики бежали в Великое Княжество Литовское, где господствовала религиозная толерантность — веротерпимость. Например, в середине XVI в. в Витебске появились трое православных монахов из Московского государства: Феодосий Косой, Артемий, Фома. Они призывали людей «обращаться к Богу только через Иисуса Христа при помощи Святого Духа».
На распространение реформационных идей повлияло сложное положение православной церкви в Великом Княжестве. Известно, что с конца XIV в. государственной поддержкой пользовалась католическая церковь. Православная конфессия существовала только за счет пожертвований верующих и сохраняла свой традиционный характер.
Развертыванию реформационного движения в ВКЛ содействовали рост городов, развитие ремесла и торговли, обострение классовых противоречий, столкновение экономических и политических интересов разных социальных групп, культурный подъем. В отличие от Западной Европы Реформация на белорусско-литовских землях не была обусловлена процессом формирования капитализма. Основными ее участниками были шляхта и мещане, поскольку буржуазия в то время еще не сформировалась.
2. Кальвинизм. Реформационное движение на территории Беларуси широко развернулось с середины XVI в. Его ведущим направлением являлся кальвинизм.
Историческая справка
♦ Кальвинизм - течение протестантизма, основанное Ж. Кальвином (1509— 1564) в Швейцарии. Его приверженцы считали Библию единственным источником веры и проповедовали изначальную предначертанность человеческой судьбы. Согласно кальвинистскому учению, Бог заранее избрал одних людей на спасение, а других - на погибель. Но человек должен верить, что Христос спас именно его, и доказывать это своим трудолюбием. Поэтому кальвинисты отрицательно относились к пустой трате человеком времени. Из семи таинств они признавали только крещение и причастие.
Идеи кальвинизма активно поддержали магнаты, часть шляхты, так как это вероучение соответствовало их свободолюбивым представлениям. Кальвинизм не допускал государственного контроля над церковью. Принимая протестантское вероучение, магнаты и шляхта таким образом выступали против Люблинской унии, поскольку католическая церковь активно поддержала идею включения ВКЛ в состав Польши. Нужно учитывать и тот фактор, что часть шляхты стремилась обогатиться за счет владений церкви.
Лидером кальвинизма стал Николай Радзивилл Черный. а центрами — Брест и Несвиж.
Историческая личность
НИКОЛАЙ РАДЗИВИЛЛ ЧЕРНЫЙ (1515-1565) - Виленский воевода и канцлер ВКЛ. Возглавлял комиссию по проведению аграрной реформы. Был противником государственной унии с Польшей. Отстаивал самостоятельность ВКЛ. Первоначально приобщился к лютеранству, а в 1553 г. перешел в кальвинизм.
Кальвинисты в ВКЛ образовали шесть округов, состоявших из общин. Они в письменных источниках назывались «гельветскими сборами» — то есть швейцарскими. Центральным считался Виленский сбор, основанный в 1557 г. А самая первая кальвинистская община появилась в 1553 г. в Бресте. При сборах действовали школы, типографии и госпитали (приюты для больных и бедных). Всего во второй половине XVI в. в Княжестве насчитывалось около 180—200 гельветских общин.
3. Арианство. В 1560-е гг. из кальвинизма выделилось самостоятельное направление Реформации — арианство, или движение антитринитариев. Их называли «литовскими братьями». Ариане отрицали догмат о триединстве Бога (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог — Святой Дух), не признавали крещение младенцев, считали Иисуса Христа только человеком. Наиболее широко арианство распространилось в Новофудском и Брестском воеводствах. Арианские сборы во второй половине XVI в. действовали в Новогрудке, Лоске, Клецке, Ивье, Люб-че, Несвиже и других городах. Всего насчитывалось около 20 общин.
Антитринитаризм подразделялся на два течения: шляхетское и крестьянское. Представители первого течения во главе с Сымоном Будным развернули широкую религиозно-просветительскую деятельность.
Историческая личность
СЫМОН БУДНЫЙ (около 1530-1593) - деятель культуры, гуманист, философ, просветитель. Окончил Краковский и, возможно, Базельский университеты. Проповедовал кальвинизм в Вильне и Клецке. В Несвиже издал первую в пределах современной Беларуси печатную книгу на старобелорусском языке — «Катехизис» (1562). Затем перешел на позиции арианства. Изображение Сымона Будного, выполненное его идейными противниками, где он показан в аду как грешник
Крестьянское течение представлял и такие идеологи, как Якуб из Калиновки, Павел из Визны. Они не только критиковали католическую церковь, но и выступали против эксплуатации крестьянства, верховной власти и государственных учреждений. «Можно ли назвать христианским то общество, где люди владеют невольниками», — писал Якуб из Калиновки. Понятно, что подобная позиция обусловила их конфликт со шляхтой.
4. Результаты и значение Реформации. Реформация оставила глубокий след в истории Беларуси и имела положительные результаты. К ней примкнули многие магнаты из белорусско-литовских земель. К их числу относятся Радзивиллы, Сапеги, Ходкевичи, Глебовичи и др. Они с позиций государственного патриотизма стремились сохранить независимость ВКЛ.
Феодалы-протестанты («евангелики») во время подъема Реформации занимали многие высшие государственные должности, преобладали в составе панов-рады. По их инициативе был издан виленский привилей Сигизмунда II Августа 1563 г. Этот документ уравнивал в правах всю шляхту страны независимо от вероисповедания: и католическую, и православную, и протестантскую. А в 1573 г. в Речи Посполитой Варшавская конфедерация приняла акт о свободе вероисповедания. Текст его вошел в III Статут ВКЛ.
Протестантские школы, типографии, госпитали, письменность содействовали распространению в обществе просвещения, идей гуманизма, веротерпимости, миролюбия. Реформация способствовала развитию публицистической
литературы, создававшейся в виде предисловий, послесловий, трактатов (научных произведений). Выдающимися публицистами были Сымон Будный, Василий Тяпинский, Андрей Волан, Лаврентий Крышковский. Они выступали в защиту родного языка, высмеивали религиозных фанатиков, отстаивали свободу личности.
Реформация позволила определенному кругу населения белорусских земель ознакомиться с ценностями европейской культуры. Вместе с тем Реформация в Княжестве не достигла того уровня, который она имела в западноевропейских странах. На ее спад повлияла не только узость социальной базы протестантизма, но и образование Речи Посполитой, где ведущие позиции занимали католическая церковь и католическая шляхта.
МАТЕРИАЛЫ ИСТОРИЧЕСКИХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Из Устава Слуцкой [кальвинистской] школы Адама Рейнольда
. пусть никого не оттолкнет от нашего порога расхождение в религии, пускай не оторвет от владения доступным счастьем из-за безосновательного страха. Мы уже давно научены опытом, что религия - предмет убеждения, а не насилия.
Какой принцип Реформации представлен в документе?
Вопросы и задания
Направление Реформации |
Количество общин |
Представители |
Идеология |
- РАЗДЕЛ I. Беларусь в середине XVI — первой половине XVII в.
- § 1. Ливонская война
- § 2. Образование Речи Посполитой
- § 3. Государственный строй Речи Посполитой
- § 4. Политическое положение Великого Княжества Литовского во второй половине XVI — начале XVII в.
- § 5. Внешняя политика Речи Посполитой в первой половине XVII в.
- § 6. Сельское хозяйство во второй половине XVI — первой половине XVII в.
- § 7. Городская жизнь во второй половине XVI — первой половине XVII в.
- § 8. Реформация в Беларуси
- § 9. Контрреформация в Беларуси
- § 10. Брестская церковная уния
- § 11. Распространение Возрождения в Беларуси
- Урок обобщения к разделу I
- РАЗДЕЛ II. Беларусь во второй половине XVII — первой половине XVIII в.
- § 12. Казацко-крестьянская война 1648—1651 гг. на белорусских землях
- § 13. Война России с Речью Посполитой 1654—1667 гг.
- § 14. Беларусь в годы Северной войны 1700—1721 гг.
- § 15. Борьба магнатских группировок
- § 16. Белорусская деревня во второй половине XVII — первой половине XVIII в.
- § 17. Крестьянское движение
- § 18. Города Беларуси во второй половине XVII — первой половине XVIII в.
- § 19. Образование и наука
- § 20. Литература и общественно-политическая мысль
- § 21. Архитектура и искусство
- Урок обобщения к разделу II
- РАЗДЕЛ III. Беларусь во второй половине XVIII в.
- § 22. Экономическая стабилизация во второй половине XVIII в.
- § 23. Политический кризис Речи Посполитой
- § 24. Попытки реформирования Речи Посполитой
- § 25. Восстание 1794 г. в Беларуси
- § 26. Образование и наука
- § 27. Литература и искусство
- § 28. Народная культура
- Урок обобщения к разделу III
- Наш край во второй половине XVI — конце XVIII в.
- Итоговое обобщение
- Основные события в истории Беларуси во второй половине XVI — конце XVIII в.
- Внутренняя и внешняя политика великих князей литовских и королей польских во второй половине XVI — конце XVIII в.
- Терминологический словарь