§ 9. Контрреформация в Беларуси
История Беларуси, 8 класс (Белозорович, Крень, Ганущенко, 2010)
[ Содержание ]
Вспомните
Какое значение имеет выражение «Варфоломеевская ночь»?
1. Деятельность иезуитов. С распространением реформационных идей католическая церковь начала с ними активную борьбу. В Западной Европе действовал церковный суд. Был издан список книг, запрещенных для чтения, так как их содержание признавалось вредным для католической веры. Дело дошло до физического уничтожения протестантов.
С 1545 по 1563 г. заседал Тридентский собор. На нем руководители католической церкви отклонили возможность компромисса с протестантами. На церковном соборе было отмечено, что источником веры являются как Библия, так и постановления Вселенских соборов и послания римских пап. Католическая церковь сохранила семь основных обрядов, запрет священникам вступать в брак, латинский язык богослужений. Но главную роль в борьбе с протестантами сыграли иезуиты. «Чертовым семенем» называл их Сы-мон Будный.
Историческая справка
Иезуиты - члены католического монашеского ордена Общества Иисуса, созданного в 1534 г. испанским дворянином Игнатием Лойолой для борьбы с Реформацией и укрепления католичества.
В 1569 г. виленский епископ Валериан Прота-севич пригласил в ВКЛ 13 представителей ордена иезуитов. А уже через год количество иезуитов увеличилось до 300 человек. Среди них были миссионеры, богословы, проповедники, писатели.
Орден иезуитов занимался прежде всего миссионерско-проповеднической деятельностью. Его представители выступали на городских площадях с проповедями, преподавали основы католичества, организовывали споры-диспуты с иноверцами, проводили благотворительные акции. Например, аптеки иезуитов бесплатно обеспечивали лекарствами местное население. Иезуиты ухаживали за больными, помогали голодавшим крестьянам.
Много внимания орден уделял организации собственных учебных заведений — коллегиумов.
В них молодежь получала качественное гуманитарное образование. Принимали в коллегиумы детей разных вероисповеданий, поскольку склонение к католичеству предусматривалось всем ходом воспитания.
Главной задачей ордена являлась борьба с реформационным движением. Иезуиты содействовали закрытию протестантских и православных школ, типографий. Под их руководством в городах осуществлялись погромы. Один из них произошел в Вильне. Местные иезуиты 3 апреля 1682 г. уговорили Виленского воеводу Михала Казимира Паца снять крест с евангелического сбора в городском предместье. После этого приведенные иезуитами студенты с горожанами внезапно напали, разрушили и разгромили сбор. Пасторов, от страха спрятавшихся под гробами умерших, вытащили оттуда и глумились над ними.
На площадях иезуиты сжигали «вредные» для католической церкви книги. В 1581 г. виленский епископ Юрий Радзивилл приказал уничтожить книги, изданные местной протестантской типографией. Через десять лет в Вильне сожгли кальвинистский сбор. Виновные так и не были наказаны. Однако на белорусских землях Контрреформация не приобрела такой жестокости, которая наблюдалась в Западной Европе.
Иезуиты способствовали расширению деятельности других католических монашеских орденов. При их поддержке в XVI—XVIII вв. францисканцы открыли 17 монастырей, доминиканцы — 41, кармелиты — 16. Появились в Великом Княжестве и монахи-бенедиктинцы, пиары.
Контрреформация в Княжестве была направлена не только против протестантов, но и против православной церкви. Римские папы рассматривали белорусские земли в качестве плацдарма для дальнейшего проникновения в Московское государство. Этот план предложил известный папский посол Антоний Поссевино в своей книге «Московия» (1586): «Уния, а за нею святое вероисповедание католическое придут на Восток из Львова и Луцка, из Вильны и Полоцка».
Иезуиты стремились обосноваться в тех регионах ВКЛ, где преобладало православное население. Особое внимание они уделяли северо-восточной части белорусских земель. Недаром в Полоцке и Орше орден открыл свои коллегиумы.
Орден иезуитов пользовался поддержкой королевской власти Речи Посполитой. Широкую известность получили слова Стефана Батория: «Если бы я не был королем, то был бы иезуитом». 27 марта 1577 г. он издал грамоту, в которой запрещал строить в Вильне некатолические храмы и школы. «Иезуитским королем» называли Сигизмунда III Вазу. Он с детства был воспитан иезуитами в духе верности и преданности католичеству. Сигиз-мунд III Ваза активно поддержал Брестскую церковную унию 1596 г.
2. Результаты Контрреформации. Реформационное движение уже с конца
XVI в. стало постепенно угасать. Контрреформация победила, а религиозная веротерпимость была упразднена. Постепенно сворачивалась деятельность протестантских сборов, закрывались протестантские типографии и школы. В 1658 г. сейм Речи Посполитой постановил изгнать ариан за пределы государства.
Кальвинистская шляхта стала переходить в католичество. Сын Николая Радзивилла Черного Николай Криштоф Радзивилл (Сиротка) сделал Не-свиж вторым после Вильны иезуитским центром ВКЛ. По его инициативе там был основан коллегиум. Кальвинизм оставил и будущий канцлер Княжества Лев Сапега. Так поступили многочисленные представители магнатских родов Воловичей, Кишков, Пацев. Известный защитник православия Мелетий Смотрицкий в своем произведении «Фринос» (1610) перечислил много фамилий крупной шляхты, отказавшейся от православной веры в пользу «римского закона» (католичества).
Сейм Речи Посполитой в 1668 г. отход от католичества приравнял к государственному преступлению. Наказание за него предусматривало конфискацию имущества и изгнание из страны. А по решению сейма 1764 г. за смену католического вероисповедания угрожала смертная казнь. Православной шляхте и духовенству вновь было запрещено занимать высшие государственные должности. Результатом стало увеличение количества приходов католической церкви. Если в 1673 г. их на территории Беларуси было 153, то в 1790 г. стало 277.
Параллельно шел процесс клерикализации культуры: католическая церковь брала под контроль образование, науку, художественную культуру и духовную жизнь. Научные знания объявлялись греховными. В основу обучения были положены богословие, латинский язык. Издавалась преимущественно церковная литература.
Контрреформация не благоприятствовала становлению собственно белорусской культуры. Если первоначально, после Люблинской унии, полонизация была добровольной, то с конца XVII в. она приобрела принудительный характер. Известно, что в делопроизводстве ВКЛ в этот период утверждается польский язык.
МАТЕРИАЛЫ ИСТОРИЧЕСКИХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ Из «Фриноса» Мелетия Смотрицкого (1610 г.)
. Где и иные дорогие и также бесценные с той самой короны каменья — славные дома русских князей, драгоценные сапфиры и бесценные диаманты: князья Слуцкие, Заславские, Збаражские, Вишневецкие, Сангушки, Чарто-рыйские, Пронские, Ружинские, Соломерецкие, Головчинские, Масальские, Горские, Соколинские, Лукомльские, Пузыны и другие без числа, которых по одному перечислять было бы долгим делом? Где вместе с ними и иные бесценные мои сокровища. Ходкевичи, Глебовичи, Кишки, Сапеги, Дорогостайские, Войны, Воловичи, Зеновичи, Пацы, Халецкие, Тышкевичи, Корсаки, Хребтовичи, Тризны, Горностайские, Бокии, Мышки, Гойские, Се-машки, Гулевичи, Ермалинские, Чалганские, Калиновские, Кирдяи, Заго-ровские, Мелешки, Боговицины, Павловичи, Сосновские, Скумины, Потей и другие?.
О чем идет речь в этом отрывке?
Вопросы и задания
- РАЗДЕЛ I. Беларусь в середине XVI — первой половине XVII в.
- § 1. Ливонская война
- § 2. Образование Речи Посполитой
- § 3. Государственный строй Речи Посполитой
- § 4. Политическое положение Великого Княжества Литовского во второй половине XVI — начале XVII в.
- § 5. Внешняя политика Речи Посполитой в первой половине XVII в.
- § 6. Сельское хозяйство во второй половине XVI — первой половине XVII в.
- § 7. Городская жизнь во второй половине XVI — первой половине XVII в.
- § 8. Реформация в Беларуси
- § 9. Контрреформация в Беларуси
- § 10. Брестская церковная уния
- § 11. Распространение Возрождения в Беларуси
- Урок обобщения к разделу I
- РАЗДЕЛ II. Беларусь во второй половине XVII — первой половине XVIII в.
- § 12. Казацко-крестьянская война 1648—1651 гг. на белорусских землях
- § 13. Война России с Речью Посполитой 1654—1667 гг.
- § 14. Беларусь в годы Северной войны 1700—1721 гг.
- § 15. Борьба магнатских группировок
- § 16. Белорусская деревня во второй половине XVII — первой половине XVIII в.
- § 17. Крестьянское движение
- § 18. Города Беларуси во второй половине XVII — первой половине XVIII в.
- § 19. Образование и наука
- § 20. Литература и общественно-политическая мысль
- § 21. Архитектура и искусство
- Урок обобщения к разделу II
- РАЗДЕЛ III. Беларусь во второй половине XVIII в.
- § 22. Экономическая стабилизация во второй половине XVIII в.
- § 23. Политический кризис Речи Посполитой
- § 24. Попытки реформирования Речи Посполитой
- § 25. Восстание 1794 г. в Беларуси
- § 26. Образование и наука
- § 27. Литература и искусство
- § 28. Народная культура
- Урок обобщения к разделу III
- Наш край во второй половине XVI — конце XVIII в.
- Итоговое обобщение
- Основные события в истории Беларуси во второй половине XVI — конце XVIII в.
- Внутренняя и внешняя политика великих князей литовских и королей польских во второй половине XVI — конце XVIII в.
- Терминологический словарь