§ 20. Литература и общественно-политическая мысль
История Беларуси, 8 класс (Белозорович, Крень, Ганущенко, 2010)
[ Содержание ]
Вспомните
Что такое барокко?
1. Литература. В условиях Контрреформации господствующим стилем в литературе белорусско-литовских земель становится барокко. Оно сочетало традиции Средневековья и Ренессанса, письменной литературы и фольклора. Особое развитие получила латиноязычная поэзия.
Теоретиком барокко в литературе считался Машей Казимир Сарбевский (1595—1640). Он преподавал в Полоцком иезуитском коллегиуме риторику, поэтику и теорию литературы. После учебы в Риме Сарбевский стал профессором красноречия, филологии и богословия в Виленской академии. При жизни поэта вышло пять изданий его стихотворений, составленных на латинском языке. Литературное наследие Сарбевского изучали студенты в европейских университетах. Также поэт стал известен своими текстами лекций для учащихся школ и академий — например, «О совершенной поэзии. », «Лекции по поэтике», «Боги язычников». Они использовались в качестве учебников в католических коллегиумах. В стиле барокко были написаны произведения поэта и врача Данилы На-боровского (1573—1640). Он получил превосходное образование в Европе, владел шестью языками. Его стихотворения характеризуются образностью, «игрой слов». В них поэт высмеивал шляхту, иезуитов, духовенство.
Примером гражданской патриотической лирики является стихотворение Яна Пашкевича «Польска квитнет латиною. » (1621). В нем поэт отмечал роль белорусского языка в общественной и культурной жизни, гордился славой своего народа.
Широкую известность приобрела поэма Могилевского писателя и педагога Фомы Иевлевича «Лабиринт, или Запутанные пути Мудрости» (1625), написанная на польском языке. Главной темой, которую поднял автор, была роль науки и искусства в жизни людей. Он верил в неограниченные возможности человеческого разума, восславлял Мудрость:
. Да, Мудрость всем нужна, она всем сущим правит. Богатый самый тот, кто с Мудростью поладит. Кто из людей себе тем золотом поможет,
Пока есть белый свет, он обеднеть не сможет.
Значительную часть поэмы автор посвятил критике человеческих недостатков, в особенности пьянства как «величайшего общественного зла».
Дальнейшее развитие получила историко-документальная литература. В XVII—XVIII вв. этот
жанр был представлен местными летописями и мемуарами. Среди них выделяется Баркулабовская летопись, составленная в местечке Баркулабово (Быховский район Могилевской области). Она содержит ценные сведения по истории Восточной Беларуси, а также Литвы, Польши, России, даже информацию о двух Лжедмитриях. Развернуто описан Брестский церковный собор 1596 г., участником которого был сам автор. Летописец освещал события с патриотических позиций. В частности, он осуждал действия украинских казаков, которые «большой вред чинили. хуже, чем злые неприятели».
К местным летописям относится и Могилевская хроника. Она составлялась с конца XVII в. купеческим старостой Трофимом Суртой и регентом городской канцелярии Юрием Трубницким. Хроника всесторонне отражает жизнь Могилева. В центре внимания авторов — дела и заботы горожан. Записи о Северной войне 1700—1721 гг. показывают тяжелое положение мещан. Созданы интересные образы Петра I, Карла XII, Мазепы.
Мемуары на территории Беларуси были представлены в основном дневниками (диариушами). Их создавали выходцы из шляхетского сословия. Они отражали факты личной жизни, а также наиболее важные политические события.
Один из первых диариушей на белорусском языке создал новогрудский шляхтич, участник Ливонской войны Федор Евлашовский в начале XVII в.
Наибольшую известность получил «Диариуш» Самуила Маскевича, участника войны Речи Посполитой с Россией 1609—1618 гг. Автор одинаково правдиво характеризовал и своих друзей, и своих врагов. В «Диариуше» подробно раскрыт быт московских бояр, мастерство ремесленников. Автору импонировали суждения россиян насчет шляхетских вольностей как шляхетского произвола.
Значительное место в произведении отведено показу некоторых черт жизни русского крестьянства и его отношения к войску Речи Посполитой. Поскольку Маскевич был кальвинистом, то все события он описал объективно, без политической и религиозной предвзятости.
Автором полемически-публицистического «Диариуша» (1646) был писатель-публицист, православный и политический деятель Афанасий Филиппович.
2. Симеон Полоцкий (1629—1680). Светское начало в белорусской литературе развивал Симеон Полоцкий. Фамилия этого известного белорусского поэта, переводчика и педагога до принятия монашества — Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович. Он родился в Полоцке. Сначала окончил Киево-Могилянский коллегиум, затем учился в Виленской академии. В 1656 г. стал монахом униатского ордена базилиан под именем Симеон. Симеон Полоцкий выступал с идеей объединения христиан под властью римского папы и российского царя.
Во время войны 1654—1667 гг. поэт приветствовал российского царя Алексея Михайловича при взятии Полоцка, сочинял в его честь стихи.
Поскольку оставаться в Речи Посполитой Симеону Полоцкому было опасно, он в 1664 г. переселился в Москву. В российской столице поэт основал «латинскую» школу при Заиконоспасском монастыре, типографию. Он был первым придворным поэтом российских царей, воспитывал детей Алексея Михайловича, в том числе будущего первого императора России Петра I.
Симеон Полоцкий свои произведения писал на старобелорусском, польском и латинском языках. До потомков дошли два больших сборника стихотворений Симеона Полоцкого: «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион, или Стихослов». Первый сборник называпи энциклопедией, из которой черпали знания по самым разнообразным вопросам жизни. Во второй сборник были включены драматические пьесы, которые ставились в придворных театрах Москвы. Свою библиотеку Симеон Полоцкий завещал монастырям в Полоцке, Москве, Киеве.
3. Общественно-политическая мысль. Общественно-политическая мысль во второй половине
XVI—XVII в. была представлена религиозной полемикой, которая затрагивала проблемы католической и православной церквей. В частности, споры возникали по вопросам власти епископов, связей церковной унии с политическими планами Польши, Ватикана, России, предпосылок унии, положения православного населения в Речи Посполитой.
В полемике участвовали известные религиозные и политические деятели. С православной стороны выступали Стефан и Лаврентий Зизании, Ме-летий Смотрицкий, Леонтий Карпович, с католической и униатской — Петр Скарга, Ипатий Потей, Лев Кревза.
Вторым направлением общественно-политической жизни можно считать государственно-правовую мысль. В XVII в. появились произведения, в которых восхвалялся политический строй Речи Посполитой, основанный на широких правах шляхты. Известным идеологом шляхетских вольностей был львовский каштелян Анджей Фредра (1620—1679). Он написал трактаты, в которых обосновывал верховенство права «либерум вето».
В научно-правовой литературе ВКЛ заметное место принадлежит профессору права Виленской академии Аарону Олизаровскому (1610—1659). Он является автором работы «О политической общности людей», изданной в Гданьске в 1651 г. Олизаровский считал гражданами государства не только шляхту, но и остальное население, кроме иностранцев. Он выступал за уравнение прав крестьян с правами других сословий Речи Посполитой, осуждал крепостное право.
Новым явлением в общественно-политической и философской мысли стали атеистические взгляды Казимира Лыщинского (1634— 1689). Он работал подсудком брестского земского суда. В работе «О несуществовании Бога», созданной на латинском языке, Лыщинский писал: «1. Заклинаем вас, о богословы, именем вашего бога; неужели вы этим не гасите свет разума, не отнимаете солнце у мира, не опрокидываете с небес вашего бога, когда вы приписываете богу невозможное, противоречивые черты и свойства бога?.
7. Человек — творец бога, а бог — создание человека. Таким образом — люди — творцы и создатели бога и бог является не истинной сущностью, а (творением) разума и к тому же химерическим; поэтому бог и химера — одно и то же.
8. Религия установленалюдьми неверующими, чтобы их почитали. Вера в бога введена безбожниками. Страх божий вселяется теми, кто, не имея страха, все делает для того, чтобы (их) боялись».
Рукопись книги похитил агент иезуитов Ян Бжоска. В 1687 г. церковный суд заточил Лыщинского и признал атеистом, то есть безбожником. По приговору сеймового суда он был обезглавлен и сожжен на костре в Варшаве.
МАТЕРИАЛЫ ИСТОРИЧЕСКИХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Из трактата «О политической общности людей» Аарона Олизаровского (1651 г.)
Закон, как его определяет Соломон, есть свет и путь жизни.
. закон является рачителем наивысшей мудрости, охранником честности, источником воспитания, творцом правосудия. учителем жизни и душой всего государства.
Разделяете ли вы позицию автора?
Вопросы и задания
Критерии |
Литература |
Общественно-политическая мысль |
Представители |
||
Произведения |
||
Основная идея произведений |
- РАЗДЕЛ I. Беларусь в середине XVI — первой половине XVII в.
- § 1. Ливонская война
- § 2. Образование Речи Посполитой
- § 3. Государственный строй Речи Посполитой
- § 4. Политическое положение Великого Княжества Литовского во второй половине XVI — начале XVII в.
- § 5. Внешняя политика Речи Посполитой в первой половине XVII в.
- § 6. Сельское хозяйство во второй половине XVI — первой половине XVII в.
- § 7. Городская жизнь во второй половине XVI — первой половине XVII в.
- § 8. Реформация в Беларуси
- § 9. Контрреформация в Беларуси
- § 10. Брестская церковная уния
- § 11. Распространение Возрождения в Беларуси
- Урок обобщения к разделу I
- РАЗДЕЛ II. Беларусь во второй половине XVII — первой половине XVIII в.
- § 12. Казацко-крестьянская война 1648—1651 гг. на белорусских землях
- § 13. Война России с Речью Посполитой 1654—1667 гг.
- § 14. Беларусь в годы Северной войны 1700—1721 гг.
- § 15. Борьба магнатских группировок
- § 16. Белорусская деревня во второй половине XVII — первой половине XVIII в.
- § 17. Крестьянское движение
- § 18. Города Беларуси во второй половине XVII — первой половине XVIII в.
- § 19. Образование и наука
- § 20. Литература и общественно-политическая мысль
- § 21. Архитектура и искусство
- Урок обобщения к разделу II
- РАЗДЕЛ III. Беларусь во второй половине XVIII в.
- § 22. Экономическая стабилизация во второй половине XVIII в.
- § 23. Политический кризис Речи Посполитой
- § 24. Попытки реформирования Речи Посполитой
- § 25. Восстание 1794 г. в Беларуси
- § 26. Образование и наука
- § 27. Литература и искусство
- § 28. Народная культура
- Урок обобщения к разделу III
- Наш край во второй половине XVI — конце XVIII в.
- Итоговое обобщение
- Основные события в истории Беларуси во второй половине XVI — конце XVIII в.
- Внутренняя и внешняя политика великих князей литовских и королей польских во второй половине XVI — конце XVIII в.
- Терминологический словарь