7

§ 19. Состояние культуры в Западной Беларуси

История Беларуси, 10 класс (Новик, Гинчук, 2012)

[ Содержание ]

Вспомните.

1. Как развивались образование, литература и искусство в БССР в 1920— 1930-е гг.? 2. Когда была заключена Брестская церковная уния? Какими были ее условия?

Образование. Товарищество белорусской школы. Польские власти не признавали белорусскую нацию и пытались искоренить национальное самосознание белорусов и ополячить их. Статистические сведения о национальном составе населения Западной Беларуси фальсифицировались, к полякам относили почти всех белорусов-католиков и многих православных. На самом же деле в Новогрудском, Полесском и Виленском воеводствах белорусов было 67 %, а не 22,5 %, как утверждала официальная польская статистика, поляков — соответственно 12— 13 %, а не 42 %.

До захвата Польшей Западной Беларуси здесь работало 359 белорусских школ, учительские семинарии в Свислочи и Борунах, белорусские гимназии в Новогруд -ке, Несвиже, Клецке и Радошковичах. В 1938/1939 учебном году в Западной Беларуси не осталось ни одного белорусского учебного заведения.

Но и польских школ было недостаточно. Около 13 % детей школьного возраста нигде не учились, 43 % населения в возрасте свыше 10 лет было неграмотным. Интеллигенции из коренных белорусов насчитывалось совсем мало.

В государственных учреждениях не разрешалось пользоваться белорусским языком. Белорусов на государственную службу не брали. Не было белорусских театров. Самодеятельные белорусские театральные коллективы из-за препятствий местной администрации приостанавливали свою деятельность. Закрывались немногочисленные клубы, библиотеки, избы-читальни, созданные в предыдущие годы белорусской общественностью. Прогрессивные газеты и журналы конфисковывались и закрывались, их редакторов сажали в тюрьмы.

Важную роль в жизни Западной Беларуси в 1920—1930-е гг. сыграло Товарищество белорусской школы (ТБШ) — массовая культурно-просветительская организация, созданная в 1921 г. В начале 1930-х гг. ТБШ насчитывало около 500 кружков и 30 тыс. активистов. Товарищество боролось за грамотность населения, за открытие новых и сохранение существующих белорусских школ, создавало клубы, библиотеки, избы-читальни, организовывало художественную самодеятельность, народные хоры, издавало учебники, песенники. Активно работали среди населения драматические кружки, созданные местными отделами ТБШ. В 1937 г. деятельность Товарищества белорусской школы была запрещена.

Литература, живопись, музыкальное искусство. В тяжелых условиях национального гнета развивалась западнобелорусская культура. В г. Вильна работало Белорусское научное товарищество. У его истоков стояли В. Ластовский, братья Иван и Антон Луцкевичи. Члены товарищества переводили на белорусский язык педагогическую и художественную литературу, выступали с докладами и сообщениями по истории, литературе, этнографии и фольклору Беларуси. При товариществе находился белорусский историко-этнографический музей и белорусский архив. Библиотека музея насчитывала более 14 тыс. томов книг и документов.

Не одно поколение западнобелорусской молодежи пользовалось учебниками и учебными пособиями, созданными Б. Тарашкевичем, М. Горецким, И. Дворчани-ным и другими авторами. Б. Тарашкевич был не только выдающимся общественно-политическим деятелем Западной Беларуси, но и ученым-языковедом и литературоведом, педагогом, публицистом и переводчиком.

М. Горецкий в 1920—1922 гг. выпустил в свет «Историю белорусской литературы» и «Хрестоматию белорусской литературы: XI век — 1905 год», а И. Дворча-нин в 1927 г. издал «Хрестоматию новой белорусской литературы (от 1905 года)». Эти книги, как и «Белорусская грамматика для школ» Б. Тарашкевича, широко использовались в белорусских гимназиях и других учебных заведениях.

Подъем национально-освободительного движения в Западной Беларуси вызвал активизацию литературной жизни. В литературу пришли молодые поэты: М. Танк, П. Пестрак, М. Василёк, В. Тавлай, М. Машара и др.

Судьба и духовный мир западнобелорусских трудящихся, богатство родной природы раскрыл М. Танк в гражданской и пейзажной лирике, юмористических и сатирических стихах, балладах, песнях, сказках, героико-романтических поэмах «Нарочь», «Калиновский», «Журавиновый цвет» и др.). Главная тема поэзии П. Пестрака, печатающегося с 1926 г., — борьба западнобелорусских трудящихся за свое социальное и национальное освобождение.

Стихи М. Василька «В бой на оккупанта», «Как я пана перенес» и другие, а также поэма В. Тавлая

«Непобедимые» призывали к мужеству в борьбе с польскими панами. Протест против социального и национального гнета, вера в творческие силы народа отражал М. Машара в поэмах «Свадьба», «Смерть

Кастуся Калиновского», «Мамкина горка», пьесах «Вот тут и пойми. », «Черт из подпечья», «Легкий хлеб», а также в многочисленных сборниках стихов. Политической остротой и научной точностью выделялись публицистические статьи секретаря ЦК КПЗБ И. Логиновича.

В западнобелорусском изобразительном искусстве отражалась жизнь крестьян, историческое прошлое родной земли, деятельность ее выдающихся сыновей, красота белорусской природы и другие темы. Художник П. Сергиевич жизни крестьян Западной Беларуси посвятил полотна «За прялкой», «Свадьба на Беларуси», «Залёты», «Пахарь», «Кузнец подковывает лощадь» и др. Историческое прошлое отображено им в картинах «Всеслав Полоцкий», «Кастусь Калиновский среди повстанцев 1863 г. », «Скорина в типографии» и др. П. Сергиевич является автором многочисленных портретов — «Портрет матери», «Белорусская учительница», «Григорий Ширма», «Девочка в синем сарафане» и др.

Художник Я. Дроздович в 1920-е гг. создал графическую серию древней архитектуры Беларуси и Литвы. Среди его работ — «Глубокое», «Мир», «Ново-грудок», «Крево», «Лида», «Троки», «Гольшанское городище возле Борунского тракта» и др. Я. Дроздович является автором портретов А. Гриневича, Всеслава Полоцкого, Франциска Скорины. В начале 1930-х гг. циклами картин «Жизнь на Марсе», «Жизнь на Сатурне», «Жизнь на Луне» он положил начало космической теме в белорусском изобразительном искусстве.

Развивалось музыкальное искусство. Собирателем и исследователем белорусского музыкального фольклора, пропагандистом белорусской народной музыки был Г. Ширма. В 1929 г. он издал фольклорный сборник «Белорусские народные песни». Г. Ширма создавал художественные коллективы, руководил хорами в Пру-жанах, Виленской белорусской гимназии. В 1940 г. он организовал и до 1978 г. возглавлял Белорусскую государственную академическую хоровую капеллу, носящую сейчас его имя.

Пропагандистом белорусской народной песни был певец М. Забейда-Су-мицкий из семьи безземельного крестьянина д. Нестеровичи возле Ружан. Позже он пел на лучших оперных сценах мира, его выступления передавались по радио в Париже, Праге, Нью-Йорке, Лондоне и других городах.

Богатая и многогранная западнобелорусская культура является составной частью белорусского и европейского культурно-исторического наследия.

Православная церковь и католический костел. Неоуния в Западной Беларуси. После восстановления в 1918 г. Польши ее территория была объявлена Ватиканом миссионерской территорией, на которой должна была проводиться работа по расширению новой униинеоунии (новой в сравнении с Брестской церковной унией 1596 г.). В соответствии с неоунией продолжался процесс ликвидации православной церкви путем ее принудительного превращения в церковь католическую и униатскую. Ни католическое духовенство, ни католические верующие, ни католические храмы не становились униатскими. На православное духовенство оказывалось давление с целью принудительного перехода с белорусского или русского языка на польский в церковной проповеди и в преподавании религии в школе. В суды подавались необоснованные иски о возвращении католикам православных храмов, монастырей и церковного имущества. Из 500 существовавших ранее в крае православных церквей к 1924 г. более 300 были преобразованы в католические и униатские храмы. Униатскому духовенству гарантировалась оплата труда при условии, что оно принесет присягу на верность Польше.

Униатских миссионеров готовили в Люблине (Польша) и Дубне (Волынь). В Альбертине (около Слонима) иезуиты основали униатский монастырь, а также школу миссионеров. Для распространения унии среди белорусов альбертинские иезуиты издавали на белорусском языке журнал «Да Злучэньня». В 1932 г. польское правительство под давлением Ватикана приняло тайное решение о том, что «задача обращения Востока в католичество, так же как и в прошлые столетия, остается и впредь “исторической миссией” польского государства».

Под давлением польских властей епископат православной церкви в Польше становится на путь разрыва канонической связи с Московским патриархатом. Это угрожало слиянием православной церкви с католической и униатской и ее полным уничтожением. В целях сохранения православной церкви в Польше константинопольский патриарх Григорий VII даровал ей автокефалию (статус самостоятельной церкви). В 1925 г. Синод православной церкви в Польше официально провозгласил православную церковь автокефальной. Это способствовало недопущению ее слияния с католической и униатской церквями и сохранению православия на западнобелорусских землях.

Даты, которые необходимо знать: 1921 —1937 гг.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте национальную и конфессиональную политику польского правительства на западнобелорусских землях. Докажите, что политика польского правительства в сфере образования, культуры, религии нарушала положения Рижского мирного договора. (Используйте исторический документ.) 2. Что такое ТБШ? Назовите основные направления его деятельности. 3. Назовите фамилии деятелей науки, литературы и искусства Западной Беларуси в 1921—1939 гг. Какими были основные темы в творчестве писателей, художников Западной Беларуси? 4. Подготовьте сообщения о творчестве деятелей культуры Западной Беларуси в 1921 —1939 гг.

Ваше мнение

Как вы считаете, почему писатели и художники Западной Беларуси часто обращались в своем творчестве к историческому прошлому белорусского народа?

Исторический документ

Из Рижского мирного договора РСФСР и УССР с Польшей

18 марта 1921 г.

Статья 7

«Польша предоставляет лицам русской, украинской и белорусской национальностей, находящимся в Польше, на основе равноправия национальностей все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и исполнение религиозных обрядов. Взаимно Россия и Украина обеспечивают лицам польской национальности, находящимся в России, Украине и Беларуси, все те же права.

Лица русской, украинской и белорусской национальностей в Польше имеют право в границах внутреннего законодательства культивировать свой родной язык, организовывать и поддерживать свои школы, развивать свою культуру и создавать с этой целью товарищества и союзы. Этими же правами, в границах внутреннего законодательства, будут пользоваться лица польской национальности, находящиеся в России, Украине и Беларуси».