§ 24—25. Культура в ХІV—ХV вв.
История Беларуси, 7 класс (Штыхов, Бохан, Краснова, 2009)
[ Содержание ]
Вспомните:
1. Основные черты готического стиля в архитектуре. 2. Какие замки относятся к типу «кастель»? 3. Что способствовало развитию оборонительного зодчества на белорусских землях во второй половине ХІІІ—ХІУ в.?
Основные художественные стили. В XIV—XV вв. в развитии культуры на белорусских землях произошли значительные изменения. Постепенно терялись традиции полоцкой и гродненской архитектурных школ, декоративно-прикладного искусства древнерусского времени. Наряду с традиционной культурой, сформированной на византийской основе, на белорусских землях начинают проявляться элементы западноевропейских художественных стилей. Романский стиль, господствовавший в Западной Европе с X по XII в., не получил в XIV—XV вв. на территории Беларуси широкого распространения. Отдельные его черты проявлялись только в единичных памятниках архитектуры и скульптуры. Зато значительно большее влияние на развитие белорусского искусства оказал готический стиль, возникший в Европе в XII в. Для готического стиля, проявившегося прежде всего в архитектуре, были характер -ны остроконечные, вытянутые вверх очертания, большие окна со стрельчатыми арками, крестообразные, звездчатые или сотовидные своды, которые создавали неповторимый узор на потолке. Все это создавало впечатление легкости строения, его стремления вверх, к Богу, что было особенно важно при возведении церквей и костелов. Значительное внимание уделялось скульптурному оформлению зданий, использованию витражей — окон с рисунками из цветного стекла.
На белорусских землях первые строения в готическом стиле начали возводиться в конце XIII в. В XIV—XV вв. готика стала господствующим стилем и в скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Ломаные, вычурные формы готического стиля придавали человеческим фигурам и даже просто декоративным узорам чрезвычайную выразительность. Этот стиль оказал сильное влияние даже на написание букв. «Готические» вкусы проявлялись также в изготовлении вооружения, доспехов, в светской моде. Проявления готики продолжались на белорусских землях очень долго и встречались даже в XVII в.
Оборонительное и культовое зодчество. До середины XV в. самыми мощными в Великом княжестве Литовском были замки, принадлежавшие великому князю. В дальнейшем активно начинают строиться замки магнатов. Самым известным магнатским замком на территории Беларуси является Мирский замок, возведенный в начале XVI в.
Замковой архитектуре были присущи простота и суровость. Наибольшее внимание обращалось на мощь стен и башен, которые должны были противостоять любому врагу. Замки строились в местах, неудобных для жилья, но удобных для обороны — на пригорках, среди болот, на островах озер. Многие замки окружались рвами. Некоторые состояли из двух частей — Нижнего и еще более мощного Верхнего замка (Полоцк, Витебск).
Постоянная военная угроза наложила отпечаток и на культовое строительство. В XIV—XV вв. здесь также закрепляется готический стиль. Для белорусской готики при возведении храмов были свойственны большая сдержанность и суровость в сравнении с западноевропейской, а также использование кирпича, а не камня. Глав-130 ной же особенностью архитектуры готических храмов на территории Беларуси являлись треугольные остроконечные фасады, иногда с побеленными нишами. Стены укреплялись специальными подпорами — контрфорсами, что создавало впечатление величия и монументальности. Арки и ниши в белорусских готических храмовых строениях иногда делали не стрельчатыми, а округлыми, что придавало им сходство с романским стилем. До наших дней сохранились готические костелы в деревнях Вселюбь, Ишкольдь, Гнезно и др.
Первоначально готика на территории Беларуси была связана с возведением католических костелов. Однако вскоре она распространилась и в православном зодчестве. На рубеже XV—XVI вв. на белорусских землях распространился специфический тип церкви, в котором соединялись черты готики, традиционного византийско-русского стиля и элементы оборонительного характера. По сегодняшний день возвышаются церкви оборонительного типа в Сынковичах и Маломожейкове. Их внешний вид определяют островерхие треугольные готические фронтоны и оборонительные башни по углам. Такие церкви были не единственными на территории Беларуси. Даже Софийский собор в Полоцке, возможно, был перестроен на рубеже XV и XVI вв. в подобном стиле.
Живопись и скульптура. В XIV—XV вв. дальнейшее развитие получило изобразительное искусство. По-прежнему большое значение имела иконопись, развивавшаяся на основе византийско-русских традиций. Большое признание получили белорусские мастера фресок. До сегодняшнего дня сохранились их росписи в ряде польских и белорусских храмов.
Самыми известными являются фрески замковой часовни в Люблине начала XV в., в том числе портрет Ягайло, в Витебске — портреты Ольгер-да и его жены Ульяны, в Трокском замке — Витовта.
Сильное влияние византийской традиции сохранялось в книжной миниатюре, однако и тут она вынуждена была немного отступить под натиском новых культурных веяний. Весьма характерной в этом смысле является Радзивилловская летопись, переписанная на восточных землях Великого княжества Литовского в конце XV в. Летопись содержит 617 цветных миниатюр, на которых изображены различные стороны жизни средневекового общества — битвы, народные восстания, труд и отдых, праздники, бытовые сценки и т. д. В этих миниатюрах художники пытались выдержать византийско-русские каноны. Однако в них проступают и реалии XV в. — западноевропейское рыцарское вооружение, геральдика, присущие готическому искусству изображения мифологических зверей — грифонов, единорогов и т. д.
Новым явлением в искусстве на белорусских землях в XIV—XV вв. стала скульптура.
Ее развитие в этот период было связано с культовым зодчеством, прежде всего католическим, потому что православная церковь отдавала предпочтение иконам. Самым ранним скульптурным изображением на территории Беларуси является распятие XIV в. из д. Голубичи Витебской области, выполненное в романском стиле. В XV—XVI вв. распространяется готическая скульптура. Самым популярным сюжетом этого времени была юная Дева Мария с младенцем на руках. Встречаются также изображения святых. Скульптурные изображения XV—XVI вв. отличались прежде всего своей величественностью, что подчеркивалось монументальностью поз и ломаными складками одежды. Вместе с тем в отдельных готических скульптурах XVI в. стали прослеживаться и новые черты, присущие искусству Возрождения — интерес к внутреннему миру человека, его самобытности, более свободные позы и т. д. (Скульптура «Святой Григорий» и др.).
Литература. Развитию белорусской литературы в XIV—XV вв. благоприятствовало то, что старобелорусский язык имел в Великом княжестве Литовском статус официального языка государства. Сначала основу литературы составляли, как и ранее, произведения религиозного характера — богослужебные книги, Библия, в том числе евангелия (сочинения, повествующие о «земной» жизни Иисуса Xриста), а также жития (жизнеописания святых), поучения и др.
Они переписывались обычно монахами в монастырях на церковнославянском языке. Выдающимися образцами подобной литературы являются Лавришевское, Мстижское и другие евангелия. В XV в. появились и первые переводы религиозной литературы на старобелорусский язык.
В XIV—XV вв. возникали и другие произведения, также связанные с религиозной тематикой, но насыщенные более познавательной информацией. К ним относятся произведения паломнической литературы, чем-то напоминающие путевые записки, составленные в ходе паломничества в Иерусалим. В XV в. появился жанр панегирической литературы, прославлявшей определенных лиц. Наиболее известным произведением является «Похвала Витовту», созданная в первой половине XV в. в Смоленске. В ней Витовт прославляется как мудрый и могущественный правитель, пользующийся международным авторитетом. Великое княжество Литовское показывается как единое государство балтов и славян, один из главных центров «собирания русских земель».
В XV в. были созданы выдающиеся летописные произведения. Это «Летописец великих князей литовских» (1420-е гг.) и Белорусско-литовская летопись (1446 г.). В них последовательно отстаивалась политика верховной власти ВКЛ по укреплению государства, восхвалялась борьба великого князя с непокорными феодалами.
Книги в то время стоили очень дорого. Поэтому позволить себе иметь библиотеку, пусть даже и небольшую, мог далеко не каждый. Чаще всего собрания книг имелись при церквях и монастырях. Это объяснялось не только церковным характером большинства литературных произведений, но и тем, что переписыванием книг занимались в основном монахи. С конца XV в. на территории Беларуси получили распространение библиотеки феодалов. В них были книги как духовного, так и светского характера, написанные не только на церковнославянском и старобелорусском, но и на латинском, польском, чешском и других языках.
Вопросы и задания
К уроку «Наш край». Посетите ваш местный музей. Узнайте, есть ли в нем художественные произведения XIV— XV вв. Опишите их.
- Раздел I. Белорусские земли в середине XIII—XIV в.
- § 1. Истоки образования Великого княжества Литовского
- § 2. Начало Великого княжества Литовского
- § 3. Укрепление великокняжеской власти
- § 4. Княжение Ольгерда. Начало правления Ягайло
- § 5. Борьба с агрессией крестоносцев
- § 6. Сближение Великого княжества Литовского с Польшей
- § 7. Государственный строй ВКЛ в середине ХIII—ХIV в.
- § 8. Хозяйственная жизнь
- § 9. Этническое и конфессиональное положение в ВКЛ
- § 10. Материальная и духовная культура
- Обобщение к разделу I
- Раздел II. Белорусские земли в конце XIV — середине XVI в.
- § 11. Княжение Витовта
- § 12. «Великая война» и Грюнвальдская битва
- § 13. Гражданская война 1432—1439 гг.
- § 14. Изменения в государственном строе ВКЛ в ХV — середине XVI в.
- § 15. Внутриполитическое положение ВКЛ в первой половине ХVІ в.
- § 16. Войско и военное дело в ВКЛ
- § 17. Внешнеполитическое положение ВКЛ в конце ХV — первой половине ХVІ в.
- § 18. Развитие феодального общества
- § 19. Развитие городов
- § 20. Хозяйственные занятия горожан
- § 21. Формирование белорусской народности
- § 22. Этнические меньшинства в ВКЛ
- § 23. Церковь и религия
- § 24—25. Культура в ХІV—ХV вв.
- § 26. Ренессансная культура в ВКЛ в первой половине ХVІ в.
- § 27. Франциск Скорина — восточнославянский и белорусский просветитель и гуманист
- Обобщение к разделу II
- Итоговое обобщение
- Хронологическая таблица
- Исторический словарь
- Памятки
- Рекомендуем прочитать