7

§ 23. Церковь и религия

История Беларуси, 7 класс (Штыхов, Бохан, Краснова, 2009)

[ Содержание ]

Вспомните:

1. Когда была заключена Кревская уния? 2. Какие права получила шляхта католического вероисповедания согласно Городельской унии? 3. Как православное население ВКЛ боролось за равные права с католиками?

Политика государства в отношении церкви. После заключения в 1385 г. Кревской унии религиозная политика руководства Великого княжества Литовского в отношении церкви изменилась. До этого в ВКЛ существовала только одна христианская конфессия — православие, которой придерживалось население белорусских, украинских и русских земель государства. Великие князья литовские до 1385 г. были в основном язычниками, но они не нарушали религиозных прав православного населения, ибо это могло помешать им в «собирании русских земель». Более того, они предпринимали активные шаги в создании собственной православной митрополии с центром в Новогрудке.

Однако по условиям Кревской унии языческое население ВКЛ должно было принять крещение по католическому обряду. Это было сложно. У жителей ВКЛ, особенно язычников-литовцев, католичество воспринималось как элемент агрессии крестоносцев. Поэтому необходимы были такие меры, которые сделали бы новую веру привлекательной для широких масс. Уже в 1387 году феодалы, принявшие католичество, получили привилегии, которых не было у язычников и православных. Браки между католиками и православными запрещались. Для того, чтобы выйти замуж за католика, невеста должна была вначале перейти в католичество. Еще большие права получили католики согласно условиям Городельской унии 1413 г. С этого времени только они могли занимать высшие должности в государстве.

В результате православное население оказалось в неравном с католиками положении. Такая политика руководства ВКЛ обостряла обстановку в государстве, придавала внутренним конфликтам религиозную окраску. В 1432 и 1434 гг. во время гражданской войны власти были вынуждены уравнять православных и католиков в большинстве прав, однако положение о занятии высших государственных должностей только католиками формально действовало до 1563 г.

В XV в. в Европе стали разрабатываться планы воссоединения христианской церкви, расколотой с XI в. на две части — католичество и православие. Планы церковной унии встретили поддержку у великого князя литовского Витовта. Этому благоприятствовал многонациональный состав населения ВКЛ и желание Витовта, не теряя связи с католической Европой, расширить свое влияние на всю православную Русь. Успех церковной унии позволил бы сгладить противоречия между православным и католическим населением ВКЛ и превратил бы его в сильнейший христианский форпост на востоке Европы. Позже идею церковной унии поддержал великий князь Свидригайло.

В 1439 г. уния между католической и православной церквями была заключена на церковном соборе во Флоренции. Однако в ВКЛ его решения не получили широкой поддержки. Руководители католической церкви не хотели делиться с православной церковью правами и привилегиями, в то время как православное население

ВКЛ твердо придерживалось вековых традиций. Не поддержал унию и новый великий князь литовский Казимир Ягайлович. Захват Константинополя турками в 1453 г. сделал вопрос об унии еще менее актуальным. Но попытки осуществить Флорентийскую унию в ВКЛ предпринимались и позднее, например на рубеже XV и XVI вв. великим князем Александром.

Положение православной церкви. В конце XIV — первой половине XVI в. на белорусских землях самой многочисленной конфессией оставалось православие. Кревская уния имела негативные последствия для православной церкви, однако ее приверженцы не принуждались к переходу в католичество. Поэтому позиции православия в государстве в конце XIV в. оставались достаточно сильными даже среди феодальной знати. Например, из двенадцати сыновей Ольгерда католиками стали только два — Ягайло (Владислав) и Свидригайло (Болеслав). Верховная власть ВКЛ в дальнейшем хоть и ограничивала строительство православных церквей в литовских землях, но ив начале XVI в. в столице государства — Вильно — православных храмов было больше, чем католических.

Белорусские земли входили в состав Новогрудской, Полоцкой, Туровской, Владимирской, Смоленской и Черниговской епархий. Здесь действовало несколько десятков монастырей, большинство из которых были небольшими и насчитывали до 15—20 монахов.

С конца XIV в. православная церковь перестала пользоваться поддержкой со стороны руководства ВКЛ. Она не получала от государства щедрых земельных пожалований, православные иерархи не заседали в великокняжеской раде. По-этому весьма важное значение получила поддержка православной церкви со стороны светских лиц — магнатов, шляхты и мещан. Некоторые магнаты, опекавшие православную церковь, пользовались в государстве авторитетом не меньшим, чем высшие духовные лица. Вместе с тем это приводило к зависимости православного духовенства от светских опекунов и к их вмешательству в церковные дела.

Укрепление позиций католичества. Создание организационной структуры католической церкви в ВКЛ началось вскоре после заключения Кревской унии. В 1387 г. было создано Виленское епископство, а костелу определялось обеспечение в виде земель, доходов и повинностей с подданого населения. Сначала Виленское епископство подчинялось непосредственно Риму, но затем стало наместничеством Гнезненского архиепископства в Польше. Благодаря этому католичество стало важным фактором, надежно связывавшим ВКЛ с Короной Польской. В первой половине XV в. действовали также Жемайтское и Луцкое епископства.

Уже во времена Витовта активно строились католические храмы, около 1/3 которых было заложено на белорусских землях. В

основном костелы возводились на западных и северо-западных окраинах Беларуси, где проживало много литовцев. В дальнейшем расширение владений католической церкви на территории Беларуси происходи -ло еще более быстрыми темпами. Из 33 богатейших парафий (приходов), основанных в ВКЛ к середине XVI в., 22 были созданы на территории Беларуси. Здесь в это время находилось уже около 2/3 всех владений Виленского епископства.

Еще при Гедимине (1316— 1341 гг.) на белорусских землях была разрешена деятельность католических монахов. В XV в. активную деятельность здесь развернули представители орденов францисканцев, доминиканцев, бернардинцев, августинцев.

Всего к середине XVI в. в ВКЛ действовало 8 католических орденов.

Религиозная толерантность в ВКЛ. В первой половине XVI в. религиозная ситуация в ВКЛ стала меняться. Представители православной знати все чаще допускались к высшим государственным должностям, что нарушало условия Городельской унии 1413 г. Это должно было успокоить православное население, повысить его доверие к центральной власти. Дальнейшее ослабление позиций католической церкви было связано с проникновением в ВКЛ протестантских идей. Приверженцем веротерпимости был великий князь Сигизмунд II Август. Он даже поддержал идею создания Народного собора, где объединились бы представители всех направлений христианства.

К середине XVI в. в ВКЛ установилась относительная религиозная толерантность, или веротерпимость. В 1563 г. был принят привилей, согласно которому феодалы католической и православной конфессий уравнивались в правах.

Вопросы и задания

1. Какая конфессия была наиболее распространенной и самой многочисленной в ВКЛ в конце XIV — середине XVI в.? 2. Когда на территории Беларуси начало распространяться католичество? 3. Какие права получили католики согласно: а) Кревской унии; б) Городельской унии? Когда феодалы всех христианских конфессий в ВКЛ были уравнены в правах? 4. Какие причины содействовали распространению в ВКЛ религиозной толерантности?

Исторический источник Из привилея великого князя литовского Сигизмунда II Августа 1563 г.

Потому все другие сословия рыцарского и шляхетского, как литовского, так и русского народа, только бы были веры христианской. на должности дворные и земские, не только подданные костелу Римскому, с этого времени выбраны и назначены быть могут, но одинаково и равно все рыцарского сословия из народа шляхетского люди веры христианской, как Литва, так и Русь, каждый согласно достижениям и заслугам своим, от нас, великого князя, на посты высокие служебные и на другие посты по воле нашей могут назначаться.

Кто, согласно привилею 1563 г., мог занимать государственные должности в ВКЛ?

Это интересно. Особым явлением в религиозной жизни и культуре ВКЛ XV в. стала деятельность религиозного деятеля, талантливого писателя и проповедника Григория Цамблака (1364 — около 1420 гг.), родом из Болгарии. По инициативе великого князя литовского Витовта в 1415 г. он был избран киевским митрополитом. Исследователи считают Цамблака автором более 40 произведений, из которых сохранилось около 26. Его произведения, написанные образным языком, пользовались большим спросом во всем славянском мире.

К уроку «Наш край». Узнайте, представители каких конфессий проживают в вашей местности.