7

§ 15. Внутриполитическое положение ВКЛ в первой половине ХVІ в.

История Беларуси, 7 класс (Штыхов, Бохан, Краснова, 2009)

[ Содержание ]

Вспомните:

1. Причины гражданской войны 1432—1439 гг. 2. Какие права получила феодальная знать ВКЛ католического вероисповедания в XIV—XV вв.?

Выступление М. Глинского: причины, цели и итоги. В начале XVI в. вновь обострилась борьба между крупными феодальными группировками за власть в государстве. В последние годы жизни великого князя Александра усилилось влияние маршалка двор-ного князя Михаила Глинского. Долгое время он находился за границей — в Германии, Италии, Испании, был на службе в войске германского императора. Умелым воином Глинский вернулся на родину, где получил от великого князя земельные владения и высокие должности. Особенно его авторитет возрос после битвы под Клец-ком в 1506 г., где Глинский одержал блестящую победу над крымскими татарами.

Усиление влияния Глинского при великокняжеском дворе вызвало зависть части старой литовской знати. Особенно враждебно относился к стремительному возвышению Глинского Ян Заберезинский, который по его вине утратил должность трокского воеводы. После смерти Александра новым великим князем стал Сигизмунд I Старый. Недоброжелатели Глинского стали убеждать Сигизмунда в намерении рода Глинских захватить власть в государстве. Влияние Глинского при дворе резко упало. Оговоренный соперниками князь Михаил пытался оправдаться перед великим князем, требовал справедливости, но, не дождавшись ее от Сигизмунда, решил расправиться с недоброжелателями сам. В начале 1508 г. он с вооруженным отрядом напал на поместье Заберезинского. Убив своего обидчика, Глинский направился в Туров.

Там, собрав около 2 тыс. своих приверженцев, Глинский выступил против Сигизмунда I Старого. Целью его выступления было вернуть себе и своему роду прежнюю роль в государстве. В случае неудачи планировалось создание самостоятельного княжества с центром в Киеве. Несмотря на свое католическое вероисповедание,

Глинский стремился привлечь на свою сторону православных феодалов, которых он призывал защищать веру отцов. Весной 1508 г. в лагере Глинского появились послы московского великого князя Василия ІІІ. Они предлагали ему военную поддержку и передачу роду Глинских всех захваченных им земель ВКЛ. Взамен князь Михаил должен был признать свою зависимость от Москвы. Глинский принял предложение и его силы соединились с московским войском. Отряды Глинского и Василия ІІІ осаждали Минск, действовали под Слуцком, Новогрудком, Слонимом, даже неподалеку от Вильно.

Когда под Лидой появилось войско ВКЛ, Глинский и его союзники вынуждены были отступить на восток, к Орше, которую пытались взять главные московские силы. В июле 1508 г. сюда подошло и войско ВКЛ. Московские воеводы не решились на битву и отступили дальше на восток. Глинский направился в Мозырь с намерением продолжить борьбу. Однако в октябре 1508 г. между Великим княжеством Литовским и Московским государством был подписан мир, и Глинский остался без поддержки. На юг Беларуси двинулось войско ВКЛ. Потеряв надежду на успех, Глинский со своими братьями и единомышленниками покинул ВКЛ и выехал в Москву. Выступление Глинского закончилось поражением. Вместе с тем оно способствовало улучшению положения в государстве православных феодалов. События 1508 г. еще раз подтвердили, что удержать «русские» земли в составе ВКЛ можно будет только тогда, когда интересы белорусских и украинских феодалов будут учитываться, а сами они получат доступ к управлению государством.

Консолидация верхов общества ВКЛ. XVI в. иногда называют «золотым веком» Великого княжества Литовского. Именно так оно воспринималось людьми следующего, бурного XVII в. Идеализация этого времени высказывалась, например, Федором Евлашов-ским, известным своими мемуарами, и Иваном Мелешкой, автором популярного сатирического произведения «Речь Мелешки».

Чем же притягивал этот в принципе совсем непростой век, людей последующего времени? Во-первых, относительным общественным спокойствием в государстве, отсутствием упорного внутреннего противостояния между обществом и властью, а также между отдельными группировками внутри самого общества. Это, конечно же, не означало, что противоречий в Великом княжестве Литовском не существовало вовсе. Они были, например, между шляхтой и магнатами. Шляхта стремилась к получению больших свобод, по примеру соседней Польши, где все важнейшие вопросы давно решались на сеймах при решающем слове шляхетских депутатов. Магнаты же ВКЛ по-прежнему не желали выпускать из рук власть и ревностно оберегали свой исключительный статус. Кроме того, отдельные магнатские роды враждовали между собой за влияние в государстве.

Вместе с тем общество того времени двигалось в направлении сглаживания противоречий. Эти противоречия, споры и конфликты власть была еще в состоянии решить мирно, при помощи согласия и буквы закона. В условиях многочисленных войн шляхта все больше чувствовала свою значимость. Верховная власть вынуждена была все больше прислушиваться к голосу мелких и средних феодалов на сеймах, потому что это был голос войска. От него зависело, какие силы встретят неприятеля на поле боя и сколько денег будет собрано на содержание наемной армии.

Наибольших успехов по уравниванию своих прав с правами магнатов шляхта добилась в 60-е гг. XVI в. В 1562 г. под Витебском собрался сейм, потребовавший «учинить совместный сейм с поляками. Чтобы вместе короля выбирать, иметь общую оборону, совместно сеймовать и права одинаковые употреблять». Чтобы отвлечь взоры шляхты от Польши, верховная власть пошла на уравнивание ее прав с правами магнатов. С этой целью и были созданы поветовые сеймики и поветовые суды.

Значительных успехов власти ВКЛ достигли и в деле преодоления религиозных противоречий. Уже в первой половине XVI в. старые постановления, по которым высшие должности в государстве могли занимать только католики, не выполнялись. Представители православных родов — Острожские, Глебовичи, Ильиничи, Са-пеги, Солтаны и др. — постоянно входили в состав высшего государственного органа — рады. Представители православной знати были даже в узком составе рады, где в разное время заседали гетман ВКЛ князь Константин Острожский, трокский каштелян Григорий Ходкевич.

Еще более очевидной устарелость положения об исключительных правах католиков на управление государством стала с распространением в ВКЛ Реформации. В протестантизм перешли многие представители традиционно католических родов. Они никогда не согласились бы с лишением их политических прав. В этих условиях власти ВКЛ были вынуждены отказаться от признания за католической церковью исключительного положения. С 1563 г. высшие должности в государстве могли занимать представители шляхты как католического, так и православного вероисповедания. В обстановке упорного религиозного противостояния в странах Западной Европы веротерпимость в Великом княжестве Литовском была явлением уникальным.

Сигизмунд І Старый. Наступление «золотого века» в государстве было связано с именем великого князя Сигизмунда І Старого,

правившего с 1506 по 1548 г. Прозвище «Старый» он получил потому, что задолго до своей смерти обеспечил своему сыну право получения престола. Вынужденный в начале своего правления подавлять выступление Михаила Глинского, в дальнейшем Сигизмуцд искал понимания с различными группировками феодалов. В годы его княжения окончательно оформился сейм как один из важнейших органов государственно -го управления. При нем был принят первый свод феодального права на землях ВКЛ — Статут 1529 г.

Сигизмунд I Старый был спокойным, не воинственным по натуре человеком. В его правление Великое княжество Литовское смогло выйти из полосы затяжных войн. В 30-х гг. XVI в. прекратились войны с Московским государством. Была организована эффективная система обороны от крымских татар. Все это содействовало наступлению спокойствия в государстве.

Значительный расцвет переживала во времена правления Сигизмунда I Старого культура. Будучи сам образованным человеком, Сигизмунд способствовал развитию образования, науки и искусства. При нем издавал свои книги Франциск Скорина. Развивалась литература, открывались типографии и школы. По приглашению Сигизмунда в Вильно из разных стран Европы приехали талантливые художники, музыканты и скульпторы. В XVI в. в ВКЛ, в том числе и на белорусские земли, проникают веяния Ренессанса. Этому во многом способствовало то, что женой Сигизмунда I Старого в 1518 г. стала Бона Сфорца, представительница известного рода из города Милана (Северная Италия). Вместе с ней приехало много итальянцев, в основном людей культуры.

С периодом правления Сигизмунда I Старого связано и появление в государстве последователей протестантизма. Сам великий князь относился к идеям Реформации негативно, однако не препятствовал распространению новых идей среди своих подданных. Это способствовало укреплению веротерпимости в государстве и консолидации шляхетского общества.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте выступление М. Глинского по следующему плану: когда произошло; причины и цели; основные участники; итоги. 2. Что изменилось в положении феодалов ВКЛ православного вероисповедания в XVI в.? 3. Каких прав добились мелкая и средняя шляхта ВКЛ в XVI в.? 4. Дайте оценку правлению в ВКЛ Сизигмунда I Старого. 5. Почему XVI в. называют «золотым веком» Великого княжества Литовского?

Исторический источник Из Статута Великого княжества Литовского 1529 г.

. Также постановляем, что с этого времени мы сами и потомки наши, будучи в государстве нашем — Короне Польской, не имеем права никому ничего в государстве нашем — Великом княжестве Литовском, ни поместий, ни людей и земель давать и прежних пожалований, если кому дали, подтверждать. Пусть мы сами и наследники наши, [только] будучи в Великом княжестве, подданным нашим будем должны [собственность] давать и их одаривать по заслугам. А привилеев на вечные времена не должны иначе нигде никому давать, только тогда, когда будем вместе с панами-радой нашими на вальном [общегосударственном] сейме. А если бы кто после этого Статута нашего людей или землю, когда мы будем в Польше, выпросил либо предыдущее пожалование наше привиле-ем нашим подтвердил, такие. привилеи наши мы отменяем и не должны мы сами и наследники наши их признавать.

. Также [обещаем заботиться] о сохранении старых привилеев земских и обычаев, которые в тех привилеях записаны, подтверждены и одобрены, либо о выдаче и умножении новых, которые могли бы принести пользу нам и обществу, [эти привилеи] только согласно старым традициям, с ведома, с совета и с разрешения рады нашей Великого княжества Литовского составлять и издавать будем.

Какие ограничения власти великого князя литовского введены в Статуте? Кто, согласно Статуту, имел право получать собственность в Великом княжестве Литовском? Почему в Статуте было записано, что должны сохраняться старые и издаваться новые привилеи? Каким образом должны издаваться новые привилеи?

Ц Это интересно. Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о Московии» писал: Князь же Михаил Глинский еще юношей направился в Германию, проявив храбрость на службе у Альберта, герцога саксонского. и, пройдя все ступени воинской службы, приобрел себе славное имя. Воспитанный в немецких обычаях, он вернулся на родину, где пользовался большим влиянием и занимал высшие должности при короле Александре, так что тот все сложные дела решал по его советам и желанию.