§ 25. Культура белорусских земель
История Беларуси, 6 класс (Штыхов, Темушев, Ракуть, 2009)
[ Содержание ]
Вспомните
1. Кто создал славянскую азбуку и положил начало славянской письменности?
2. Какие стили господствовали в XI—XIII вв. в архитектуре стран Западной Европы? Какими характерными особенностями отличался каждый из них?
1. Церковное строительство. Первые христианские церкви на белорусской земле строились из дерева. Вполне вероятно, что их ставили на месте бывших языческих святилищ.
Выдающимся достижением средневековой белорусской культуры являются памятники каменного зодчества, преимущественно церкви. Каменное зодчество — это возведение зданий из камня и кирпича, скрепленных известковым раствором. Каменные здания красиво выделялись среди деревянных строений средневековых городов.
Самой древней каменной постройкой в Беларуси является Полоцкий Софийский собор.
Грандиозный Софийский собор в Полоцке строился в середине XI в. Это третий храм в землях восточных славян, посвященный Софии, после новгородского и киевского. Слово «София» означает «мудрость», которая, по представлению верующих, правила Вселенной.
Величественный Полоцкий собор был символом могущества города Полоцка и его князей. Кроме главного предназначения — места, где люди молились Богу, он служил для хранения архива, библиотеки, государственной казны. Первоначально храм имел семь куполов.
В середине XII в. на берегу Полоты была построена Спасская церковь Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Строил ее полоцкий зодчий Иоанн (Иван).
Это интересно. Однокупольной Спасо-Евфросиниев-ской церкви зодчий Иоанн придал ярусный вид, Впервые в восточнославянском зодчестве купол церкви был украшен так называемыми кокошниками. Этот новый тип построек является отличительной чертой полоцкой архитектурной школы.
Выдающимся памятником зодчества XII в. является Борисоглебская (во имя святых Бориса и Глеба) церковь в Гродно. Чаще ее называют Коложской церковью, так как она была построена на территории Коложского посада.
Это интересно. Наружные стены церкви украшены камнями разных цветов, а также цветными плитками. Ими выложены разные фигуры. Все это придает зданию праздничный вид, Внутри в стены были вмурованы глиняные жбаны-голосни-ки. Благодаря им в церкви лучше звучал голос священника. Коложская церковь является наиболее ярким примером гродненской архитектурной школы зодчества.
2. Искусство. Христианские церкви обычно украшались фресками и иконами. Так, в Спасо-Евфросинневской церкви все стены и столбы были расписаны фресками. Фреска — это живопись водяными красками по свежей штукатурке. На темном фоне изображались фигуры святых. Первое, что невольно обращает на себя внимание, — лица людей, их дугообразные брови и большие, задумчивые глаза. Так художники стремились передать внутренний мир верующего человека, выразить свое понимание прекрасного.
Средневековая живопись на белорусских землях была представлена также книжными миниатюрами. Этобыли красивые разноцветные рисунки-иллюстрации к событиям, о которых рассказывалось на страницах летописей и рукописных книг. Чудесные миниатюры помещены в «Туровском евангелии» (XI в.) и «Оршанском евангелии» (XIII в.).
На белорусских землях в XI—XIII вв. были распространены разные произведения декоративно-прикладного искусства. Среди них предметы быта, украшения, оружие, посуда, иконки с изображениями святых, шахматные фигурки и др.
Наилучшим образцом белорусского прикладного искусства является крест Евфросинии Полоцкой. Сделал крест в 1161 г. выдающийся мастер Богша (в крещении — Лазарь) по заказу Евфросинии Полоцкой. Белорусская просветительница подарила его Спасской церкви.
Это интересно. Крест имел 51 см в высоту, толщина его составляла около 2 см. Сделан он был из прочного дерева. Поверхность покрыта золотыми пластинами, а по бокам — узкие серебряные полоски с выбитыми на них длинными надписями кириллицей. Текст надписи предупреждал: «И пусть не выносят его из монастыря никогда, и не продают, и не отдают. Если же не послушается кто и вынесет из монастыря, пусть не поможет ему святой крест ни в жизни этой, ни в будущей...».
На золотых пластинах креста размещались изображения Сына Божьего — Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна и других святых.
Они были выполнены разноцветными эмалями с синими, красными, белыми, зелеными оттенками. С изображениями святых чередовались многочисленные орнаменты. В них преобладали крестообразные фигуры, встречались также растительные узоры.
Крест Евфросинии Полоцкой является ценнейшим памятником нашей истории. В начале Великой Отечественной войны крест исчез из Могилевского краеведческого музея, где он хранился, и его судьба до сих пор остается неизвестной. В наше время мастер из Бреста Н. Кузьмич изготовил копию креста.
Она хранится в Спасо-Евфросиниевской церкви в Полоцке.
3. Письменность. Памятники письменности. В XI в. в Полоцкой земле уже хорошо была известна кириллическая письменность. Об этом свидетельствуют надпись на плоском камне, который был найден в фундаменте Полоцкой Софии, а также надпи -си на пряслицах, амфорах, камнях, берестяные грамоты.
В русле Западной Двины в разных местах находились четыре больших валуна с высеченными крестами и надписями XII в.: «Господи, помоги рабу своему Борису». Возле Орши был обнаружен «Рогволодов камень» высотой 3 м с большим количеством надписей. Этот уникальный памятник культуры восточных славян до нашего времени не сохранился.
Исключительную научную ценность имеют берестяные грамоты. На стороне бересты, прилегающей к дереву, при помощи писала нацарапывали буквы. Такие необычные письменные источники найдены в Витебске и Мстиславле. Берестяные грамоты свидетельствуют о том, что в городах грамотными людьми были не только представители духовенства и знати, но и простые горожане.
Незаменимыми источниками наших знаний о прошлом являются летописи. Общая древняя летопись восточных славян была составлена в Киеве в начале XII в. Она известна под сокращенным названием «Повесть временных лет». Повесть начинается словами: «Се повести временьных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Руская земля стала есть». Летопись содержит ценные сведения об истории всех восточных славян, их далеком прошлом.
Среди рукописных церковных книг самая ранняя — «Туровское евангелие» — создана в XI в. Кроме миниатюр, о которых вы узнали раньше, евангелие украшено заглавными буквами, нарисованными красной, синей, зеленой красками.
Книги в то время писали на пергаменте — специально выделанной тонкой коже молодых животных. Листы рукописи складывали в тетради и сшивали. Обложками служили две доски. Такая книга имела вид. ящика, закрывавшегося с помощью пряжки.
Таким образом, население белорусских земель в средневековье имело своеобразную культуру довольно высокого уровня.
Вопросы и задания
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Содержание берестяной грамоты из Витебска (XIII—XIV вв.)
«От Степана к Нежиле. Если ты продал одежду, то купи мне ржи на 6 гривен. А если чего не продал, то пришли мне в наличии. Если же продал, то, будь добр, купи мне ржи».
На основании прочитанного текста ответьте, можно ли считать автора грамоты человеком богатым. Свое мнение обоснуйте.
- § 1. Древнейшие люди каменного века
- § 2. Жизнь людей в послеледниковый период
- § 3. Сообщества людей каменного века
- § 4. Первобытные животноводы и земледельцы в бронзовом и железном веках
- § 5. Начало использования металлов на белорусских землях
- § 6. Возникновение неравенства в обществе
- § 7. Культура наших предков
- Наш край
- Урок обобщения
- § 8. Балты на территории Беларуси
- § 9. Происхождение и расселение славян
- § 10. Восточнославянские племена на территории Беларуси
- § 11. На пути к государству
- § 12. Хозяйство, ремесло и торговля восточных славян
- § 13. Религия и мифология восточных славян
- § 14. Материальная культура восточных славян
- Урок обобщения
- § 15. Государственность восточных славян.
- § 16. Полоцкое княжество в IX—XI вв.
- § 17. Полоцкая земля в XII — середине XIII в.
- § 18. Туровское княжество
- § 19. Посожье, Берестейская земля и Понёманье
- § 20. Внешняя опасность в первой половине XIII в.
- § 21. Хозяйственные отношения
- § 22. Город в IX — середине XIII в.
- § 23. Христианство на западных землях Древней Руси
- § 24. Религиозные деятели-просветители
- § 25. Культура белорусских земель
- § 26. Повседневная жизнь наших предков в IX—XIII вв.
- Наш край
- Урок обобщения
- Заключение
- Основные даты и события
РАЗДЕЛ I. Белорусские земли в древние времена
РАЗДЕЛ II. Жизнь населения белорусских земель в Раннем средневековье (V—IX вв.)
РАЗДЕЛ III. Средневековые княжества на территории Беларуси в IX — середине XIII в.