7

§ 7. Культура наших предков

История Беларуси, 6 класс (Штыхов, Темушев, Ракуть, 2009)

[ Содержание ]

Вспомните

1. Что рисовали первобытные люди на стенах пещер?

2. Во что верили жители Древнего Египта?

1. Верования первобытных людей. Наблюдая смену дня и ночи, времен года, молнию и гром, жизнь растений и животных, древний человек не мог понять и правильно объяснить то, что видел. Болезни и смерть закрепляли в сознании наших далеких предков тревогу и ужас.

Постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать такие явления. Это и было началом религиозных представлений.

Человек стал почитать то, от чего зависела его жизнь, — солнце, землю, воду, огонь. Всю природу человек в своем воображении одушевлял — населял духами земли, солнца, грома, молнии, растительности. Наш далекий предок верил, что деревья имеют душу, обладают чувствами и могут помочь в трудную минуту.

Сон, обморок, смерть первобытные люди объясняли выходом духа (души) из тела. Так возникла вера в загробную жизнь.

2. Мифология. Миф — это древнее народное предание о легендарных героях, богах, о происхождении разных явлений природы. У наших далеких предков сложилась своя мифология.

На белорусских землях с древних времен были широко распространены мифы о деревьях (дубе, березе), о цветке папоротника (кто его най -дет — будет счастлив), о происхождении отдельных рек, озер, болот.

Белорусы, как и другие народы, в мифах стремились объяснить окружающий мир. Существовали многочисленные предания о русалках, леших, домовых. Была создана интересная легенда о том, как Белун из горсточки земли, которая очень быстро росла, сотворил всю Вселенную.

Это интересно* Однажды Белун увидел шар, плывущий мимо него. Оттуда слышалось жалобное мяуканье. Белун освободил из шара узника. Им оказался черт. Белун рассказал ему о своем желании сотворить Вселенную и приказал спуститься на дно моря, чтобы взять там горсть земли. Тот подчинился. Но пока черт спускался, ему в голову пришла мысль, что он сам мог бы создать Вселенную. Поэтому черт взял в пригоршни земли со дна моря, а еще немного спрятал во рту, чтобы выполнить свой план. Вернувшись, он отдал землю Белуну. Тот скомандовал: «Земля, расти!» Горсточка земли начала расти и расти и превратилась в сушу. Но в это время земля, спрятанная чертом во рту, тоже стала расти. Щеки его раздулись, и земля начала выпирать изо рта. Испуганный черт бросился наутек, оставляя за собой дорожку земли, которая сформировала горы и холмы.

А вот на Полесье рассказывают, что, когда черт достиг их местности, запасы земли во рту закончились, и поэтому их земля осталась низиной и здесь образовались болота.

Белорусская мифология является ценным источником для изучения духовной культуры, верований и обычаев наших предков.

3. Погребальные обрады. Обычай погребения связан с возникновением верований древних людей о том, что душа умершего продолжает свое существование и после смерти человека.

Наиболее распространены были два обряда погребения. По первому обряда тело умершего закапывалось в землю, по второму — сжигалось на огне. Огонь считали священной силой. Ему и отдавали покойника.

Древние люди верили, будто умершему «на том свете» необходимо все то, чем он пользовался при жизни. Поэтому покойнику клали его вещи, которые якобы понадобятся ему в «загробной жизни». Это были орудия труда и домашняя утварь, украшения, оружие.

На территории Беларуси существовал обычай насыпать над могилами курганы. Дергай — это насыпь из песка или иного грунта.

Средняя высота кургана составляла 1—2 м. Наибольшее количество древних курганов обнаружено в Витебской и Гомельской областях.

4. Первобытное искусство.

С религиозными верованиями и обрядами связано первобытное искусство. Охотники-собиратели в каменном веке уже умели вырезать из дерева, камня, кости фигурки людей и животных.

Примером древнего искусства является скульптура — создание объемного образа. Об этом свидетельствуют две статуэтки людей, найденные на стоянке возле деревни Осовец Бешенковичского района на Витебщине.

Одна статуэтка деревянная. Она довольно точно передает образ мужчины конца каменного века. Другое изображение вырезано из рога. Оно дает представление о мужчине с вытянутым лицом, высоким лбом и острым подбородком.

Древние люди изготавливали украшения из зубов волка или медведя. Украшения носили на шее, нашивали на одежду. Одновременно они выполняли роль амулетов. Их ношение, по тогдашним представлениям, оберегало человека от опасности, придавало ему силу в борьбе за существование.

В конце каменного века на территории Беларуси достигло расцвета орнаментирование глиняной посуды. Появились такие части орнамента, как круг, ромб, крестообразные фигуры. Эти знаки были символами Солнца и других небесных светил, плодородия, вечности природы, ее круговорота.

Вопросы и задания

1. Объясните понятия: миф, скульптура, курган.2. Как представлял древний человек окружающий мир?3. Кто такой Белун в древней белорусской мифологии?4. Назовите два основных обряда погребения на белорусских землях.5. Каким образом связаны между собой религиозные верования и первобытное искусство?6. Какой смысл имели орнаменты в виде круга и ромба?7. На какой стоянке в Беларуси найдены статуэтки людей?8. Какое значение придавали амулетам в древности?