§ 24. Религиозные деятели-просветители
История Беларуси, 6 класс (Штыхов, Темушев, Ракуть, 2009)
[ Содержание ]
Вспомните
1. Кто заботился о распространении христианства в Беларуси в X—XI вв.?
2. Почему христианской церкви были нужны образованные люди?
I. Христианская церковь и культура. Христианская вера пришла на земли восточных славян из Византии. Из этой страны приехало многочисленное духовенство, чтобы крестить восточнославянских язычников. Священники были основателями первых христианских храмов и монастырей, вели в них богослужения. При храмах и монастырях создавались школы. Из Византии, а также из Болгарии поступали книги, необходимые для богослужения.
Принятие христианства оказало значительное влияние на развитие культуры восточных славян. Каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись появились на белорусской земле благодаря христианству. Сразу после крещения на Руси осваивалась славянская письменность. Произошло это потому, что в свое время византийские миссионеры, братья Кирилл и Мефодий, и их ученики составили славянскую азбуку
и перевели книги для богослужения. Через посредничество Византии восточные славяне смогли познакомиться с достижениями античной культуры.
2. Евфросиния Полоцкая. Княжна Предслава родилась около 1104 г. в княжеской семье. Она была внучкой знаменитого полоцкого князя Всеслава Врячислави-ча и дочерью его младшего сына Святослава.
Юная княжна очаровывала всех своей необычайной красотой. К ней зачастили сваты.
Отец имел намерение обручить дочь с каким-нибудь княжичем. Когда Предслава узнала об этом, то тайно сбежала из дома в женский монастырь. Там она получила новое имя — Евфросиния.
Чуть позже Евфросинии позволили жить в соборе Святой Софии. «И вошла она туда... и начала писать книги своими руками, и прибыль от продажи их отдавала тем, кто был в бедности».
Согласно легенде, однажды ночью к ней якобы явился ангел. Он посоветовал Евфросинии основать свой монастырь в Сельце на реке Полоте. Осуществить это ей помог полоцкий епископ Илья, а также ее родственники из княжеской семьи. В монастыре просветительница открыла школу для молодых женщин. Об этом говорится в «Житии Евфросинии Полоцкой». Житием называются рассказы о жизненном пути и деятельности служителя церкви или иного христианского героя.
Количество обитательниц монастыря все время увеличивалось. Евфросиния решила построить каменную церковь во имя Святого Спаса. Спас — религиозный праздник в честь Спасителя — Иисуса Христа. Этой церкви просветительница в 1161 г. подарила очень ценный крест, известный теперь как крест Евфросинии Полоцкой.
Евфросиния основала в Полоцке и мужской монастырь. Для него она построила вторую каменную церковь в честь Святой Богородицы — матери Иисуса Христа. Этой церкви Евфросиния подарила выдающееся произведение искусства — икону Святой Богородицы, привезенную из далекой Византии.
На склоне жизни Евфросиния решила отправиться в далекое и трудное путешествие в Иерусалим, чтобы поклониться Святой земле, давшей миру Иисуса Христа. С большим почетом проводили ее жители Полоцка. В разных странах гостеприимно встречали знаменитую полочанку. Умерла она во время своего паломничества в Иерусалиме 23 мая 1167 г. Позже мощи белорусской просветительницы были перевезены в Полоцк, в основанный ею Спасо-Евфросиниевский монастырь.
Евфросиния Полоцкая была первой женщиной на Руси, которую православная церковь провозгласила святой.
3. Кирилл Туровский. Белорусский просветитель и религиозный деятель Кирилл Туровский родился около 1113 г. в Турове. Он изучил Святые Писания, а затем ушел в монастырь и стал монахом.
Это интересно. В «Житии» Кирилла рассказывается: «Сын зажиточных родителей, он не любил, однако, богатства и бренной славы этого мира, но прежде всего старался постичь учение божественных книг и хорошо разбирался в Святых Писаниях».
Среди монахов Кирилл пользовался большим уважением. В небольшой келье, при слабом свете ончитал книги, писал свои поучения. Своей необычной жизнью Кирилл Туровский снискал большую славу во всем крае. Когда умер тогдашний туровский епископ, то по просьбе князя и туровского веча он был назначен на должность епископа.
Кирилл Туровский известен в истории и как выдающийся для своего времени писатель и оратор. Вот почему еще при жизни его называли Златоустом. Он написал ряд «слов» (обращений к верующим), молитв, повестей-притч. Притча — небольшое религиозное произведение, имеющее поучительное содержание.
Свои произведения Кирилл Туровский предназначал для произнесения в церкви перед многочисленными слушателями. Произведения просветителя были хорошо известны при его жизни. Потом их переписывали, включали в сборники. Литературная деятельность Кирилла Туровского дает представление о высокой духовной культуре Турова и Турово-Пинской земли.
4. Значение деятельности религиозных просветителей. Нелегким был для нашей Отчизны XII век — время раздробленности, смуты и усобиц. И в эти тяжелые для народа годы ярким светом на небосклоне нашей истории словно звезды сияли имена Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского. Благодаря их деятельности в то сложное время развивались образование, письменность, книжное дело, утверждалась в сознании людей христианская мораль.
Деятельность религиозных просветителей была проникнута заботами о тех, кто жил в бедности, кто попал в беду. Своими мыслями и делами они стремились сделать жизнь людей более светлой, осмысленной и человечной. Свой талант и знания, свою жизненную мудрость они посвятили служению Родине и своему народу.
Вопросы и задания
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Из «Повести о Евфросинии Полоцкой»
«...и каждый день обучала сестер (монашек) своих: старых учила терпению и воздержанию, юных — душевной чистоте и телесному успокоению... при старших молчать, мудрых слушать, к старшим — покорности, к равным и меньшим — любви нелицемерной, мало говорить, а больше понимать... И не хотела она видеть, чтобы кто враждовал: ни князь с князем, ни боярин с боярином, ни из простых кто со своим другом, но всех желала видеть единодушными...».
- § 1. Древнейшие люди каменного века
- § 2. Жизнь людей в послеледниковый период
- § 3. Сообщества людей каменного века
- § 4. Первобытные животноводы и земледельцы в бронзовом и железном веках
- § 5. Начало использования металлов на белорусских землях
- § 6. Возникновение неравенства в обществе
- § 7. Культура наших предков
- Наш край
- Урок обобщения
- § 8. Балты на территории Беларуси
- § 9. Происхождение и расселение славян
- § 10. Восточнославянские племена на территории Беларуси
- § 11. На пути к государству
- § 12. Хозяйство, ремесло и торговля восточных славян
- § 13. Религия и мифология восточных славян
- § 14. Материальная культура восточных славян
- Урок обобщения
- § 15. Государственность восточных славян.
- § 16. Полоцкое княжество в IX—XI вв.
- § 17. Полоцкая земля в XII — середине XIII в.
- § 18. Туровское княжество
- § 19. Посожье, Берестейская земля и Понёманье
- § 20. Внешняя опасность в первой половине XIII в.
- § 21. Хозяйственные отношения
- § 22. Город в IX — середине XIII в.
- § 23. Христианство на западных землях Древней Руси
- § 24. Религиозные деятели-просветители
- § 25. Культура белорусских земель
- § 26. Повседневная жизнь наших предков в IX—XIII вв.
- Наш край
- Урок обобщения
- Заключение
- Основные даты и события
РАЗДЕЛ I. Белорусские земли в древние времена
РАЗДЕЛ II. Жизнь населения белорусских земель в Раннем средневековье (V—IX вв.)
РАЗДЕЛ III. Средневековые княжества на территории Беларуси в IX — середине XIII в.