§ 13. Религия и мифология восточных славян
История Беларуси, 6 класс (Штыхов, Темушев, Ракуть, 2009)
[ Содержание ]
Вспомните
1. Какие верования были распространены в первобытном обществе?
2. В чем особенности погребальных обрядов первобытных людей?
1. Культ предков. Наши предки с глубокой древности верили, что у человека есть душа. Такое представление ученые называют анимизмом. Существовало убеждение, что души людей и после их смерти могли влиять на жизнь живых.
В родовом обществе очень важна была поддержка родственников. Только сообща люди могли вести хозяйство и противостоять врагам. В то же время почетом пользовались старые люди, старейшины. Они прожили долгую жизнь и поэтому обладали ценным опытом. Славяне верили, что даже после смерти старейшины рода помогают своим потомкам. Так зародился культ предков.
Души умерших охраняли роди всячески благоприятствовали его процветанию. До нашего времени сохранилось восклицание «Чур меня!». Когда-то им призывали на помощь предков. Чур — это и есть предок. От этого слова происходит название далеких предков — «пращуры». Души предков надо было расположить к себе. Поэтому им приносили жертвы, в их честь устраивали пиры. До нашего времени сохранился обычай поминания умерших предков.
Славяне также верили, что душа старшего в семье может превратиться в домашнего духа, или домового. Домовой мог быть и внешне похож на бывшего хозяина дома.
Домашний да обеспечивал благосостояние всей семьи. Ему также нужно было приносить жертвы.
2. Духи. Славяне в начале своей истории были язычниками. Они верили, что весь окружающий мир — и леса, и поля, и реки — населен духами. Поэтому поклонялись огню, солнцу, луне, деревьям, камням, ручьям, озерам и рекам. Особенно почитаемым на белорусских землях был дуб.
Среди множества духов были и такие, которых особенно уважали или боялись. Про домашнего духа вы уже знаете. Еще славяне верили в водяных духов. Главный среди них — водяной — считался враждебным человеку. Ему приписывали стихийные бедствия, несчастья, болезни людей.
В лесу главным духом был леший. Его звали хозяином леса. Он мог сбить людей с дороги, заставить блуждать по лесу.
Дух поля, по преданиям славян, прятался в последнем несжатом пучке колосьев. Полевик, или полевой, являлся в поле в полдень. Людей, работавших в это время, он мог наказать солнечным ударом.
Многочисленные духи были враждебны людям. Однако их можно было умилостивить дарами, жертвами.
Это интересно. По преданиям славян, наш мир заселяли и существа, которые не относились ни к людям, ни к духам. Это, например, вампиры и русалки. В таких существ превращались люди, умершие не своей смертью, «раньше времени». Их души оставались на грани земного и загробного мира.
Наши предки в те времена не могли понять природные явления, болезни, смерть. Это вызывало у них чувства тревоги и ужаса. С помощью веры в существование духов люди пытались объяснить их.
3. Языческие боги. Язычники-славяне почитали множество богов. Многобожие — вера в многочисленных богов — наиболее важная черта язычества. Боги были ответственны за разные стороны жизни человека и природные явления.
Главным богом у восточных славян считался Перун. Этого бога почитали и балты, они называли его Перкунас. Перун — бог грозы, грома и молнии. Он также был опекуном военного дела и с течением времени стал покровителем княжеской дружины. Наши предки представляли, что Перун держит в руках большие жернова и, ударяя камнем о камень, вызывает гром и молнию. Высеченные искры летят на землю, как стрелы, чтобы уничтожить «нечистую силу», но случайно могут попасть в человека или строение и стать причиной пожара. Когда Перун ехал по небу в своей колеснице, также раздавался гром. И теперь в Беларуси гром часто называют «перуном».
Издавна восточные славяне почитали Велеса (Волоса). Он считался покровителем животноводства. Его часто представляли в виде змеи. Возможно, Велес был богом подземного мира.
Несколько богов были связаны с культом солнца. Beдь от солнца, как и от дождя, зависел урожай. Главным богом солнца и огня был Сварог. Его сына звали Дажбог. Богом солнца считался и Хоре. Он упоминается в величайшем произведении древнерусской литературы — «Слове о полку Игореве». В этом произведении рассказывается, что полоцкий князь Всеслав Чародей пересекал путь великому Хорсу, превратившись в волка.
Это интересно. Наши предки почитали также бога Я рилу. Даже в XIX в. в честь Я рилы белорусские крестьяне ежегодно в апреле устраивали праздник. Он был богом весеннего плодородия и плодовитости скота, земледелия. Покровительницей женщин и соответственно женских занятий, особенно прядения, являлась богиня Мокошь. Ее почитали как богиню плодородия. Из семи дней недели Мокоши была посвящена пятница. Накануне этого дня женщинам запрещалось прясть. С установлением христианства роль Мокоши перешла к Святой Параскеве, которую называли Параскевой Пятницей.
4. Святилища. Каждое племя имело специальные места, где молились богам и приносили им жертвы. Это место называют святилищем, или капищем.
Сохранилось предание, что возле Полоцка на берегу Волового озера находилось святилище Перуна. Язычники приносили жертвы камню и огню. На ветвях дуба вешали рушники и ленты.
Обычно в центре святилища стоял идол, а вокруг горели костры. Огонь могли поддерживать постоянно. Идолы — это образные изображения богов. Чаще всего их делали из глины, металла, камня и дерева. Лучше всего сохранялись каменные идолы. Наиболее известные идолы, сохранившиеся до наших дней, — Шкловский и Слонимский. В XIX в. в старинном здании под Витебском был найден золотой идол Перуна.
5. Мифы и предания. С помощью мифов и преданий наши предки объясняли происхождение всего живого на земле: людей, животных и растений. Мифы давали ответы на многочисленные вопросы: как люди научились выращивать хлеб, приручили животных, узнали о ремеслах.
Происхождение природных явлений, зарождение новой жизни также объяснялись мифами. Мифы рассказывали о жизни богов, которые, по мнению славян-язычников, правили всем миром.
Возможно, в мифах и преданиях сохранились отзвуки исторических событий. На основе древних славянских мифов и преданий возникли белорусские сказки.
6. Обряды. Всю жизнь человека в древности сопровождали обряды — специальные ритуальные действия, осуществлявшиеся при рождении, наступлении совершеннолетия, свадьбе и, наконец, смерти. Особое внимание наши предки уделяли погребальному обряду. Люди верили в существование загробного мира. Поэтому важно было подготовить человека к переходу в него.
Балты сжигали покойников, а остатки от сжигания помещали в глиняный горшок, который погребали преимущественно в грунтовой могиле. А вот славяне на территории Беларуси с VI в. хоронили покойников в курганах. Земляные насыпи достигали нескольких метров в высоту Чаще всего они были круглыми. Но, как вы уже знаете, у кривичей были длинные курганы.
До X в. славяне-язычники также сжигали покойников, позже — хоронили в землю. Это было связано с распространением христианства на землях восточных славян. Рядом с покойником помещали его вещи — орудия труда, оружие, украшения. Такие вещи свидетельствовали о богатстве и знатности умершего.
Погребальный обряд, восточных славян состоял из поминальной трапезы и тризны — своеобразных военных игр или спортивных состязаний в честь покойника. Так соплеменники прощались с умершим. Погребальный обряд сопровождался причитаниями женщин.
Календарные обряды были тесно связаны с земледельческими работами. Интересными обрядами и песнями сопровождалось празднование Коляды, Масленицы, Купалы, Зажинок и Дожинок. Колядные песни и обряды должны были ускорить наступление тепла, обеспечить богатый урожай на полях. А вот во время Масленицы провожали зиму и «призывали весну». На Купалу наши предки поклонялись солнцу и огню, растениям. Зажинки и Дожинки относились к праздникам начала полевых работ и завершения уборки урожая. Люди верили, что этими обрядами можно повлиять на силы природы.
Вопросы и задания
Имя бога |
Покровителем чего был |
- § 1. Древнейшие люди каменного века
- § 2. Жизнь людей в послеледниковый период
- § 3. Сообщества людей каменного века
- § 4. Первобытные животноводы и земледельцы в бронзовом и железном веках
- § 5. Начало использования металлов на белорусских землях
- § 6. Возникновение неравенства в обществе
- § 7. Культура наших предков
- Наш край
- Урок обобщения
- § 8. Балты на территории Беларуси
- § 9. Происхождение и расселение славян
- § 10. Восточнославянские племена на территории Беларуси
- § 11. На пути к государству
- § 12. Хозяйство, ремесло и торговля восточных славян
- § 13. Религия и мифология восточных славян
- § 14. Материальная культура восточных славян
- Урок обобщения
- § 15. Государственность восточных славян.
- § 16. Полоцкое княжество в IX—XI вв.
- § 17. Полоцкая земля в XII — середине XIII в.
- § 18. Туровское княжество
- § 19. Посожье, Берестейская земля и Понёманье
- § 20. Внешняя опасность в первой половине XIII в.
- § 21. Хозяйственные отношения
- § 22. Город в IX — середине XIII в.
- § 23. Христианство на западных землях Древней Руси
- § 24. Религиозные деятели-просветители
- § 25. Культура белорусских земель
- § 26. Повседневная жизнь наших предков в IX—XIII вв.
- Наш край
- Урок обобщения
- Заключение
- Основные даты и события
РАЗДЕЛ I. Белорусские земли в древние времена
РАЗДЕЛ II. Жизнь населения белорусских земель в Раннем средневековье (V—IX вв.)
РАЗДЕЛ III. Средневековые княжества на территории Беларуси в IX — середине XIII в.