7

Презентация по теме Кто такая Баба - Яга?

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:

1
Подготовила ученица 5 «б» класса школы № 11 города Балахны Норматова Виктория.
Подготовила ученица 5 «б» класса школы № 11 города Балахны Норматова Виктория.
2
Цель проекта: Рассмотреть фольклорный образ Бабы – Яги, выяснить, добрая она...
Цель проекта: Рассмотреть фольклорный образ Бабы – Яги, выяснить, добрая она или злая, с чем это связано? Почему образ Бабы – Яги был интересен для русского народа и каковы задачи Яги? Проблемные вопросы: - Какова этимология слова «Баба – Яга»? - Как образ Бабы – Яги связан с широко распространенным на Руси обрядом посвящения? - Почему лес, избушка на курьих ножках, ступа, метла, костяная нога являются неотъемлемыми аксессуарами этого фольклорного образа? - Каково значение фразы: «Фу, фу, русским духом пахнет…»? - Как этот образ создают художники? Гипотеза: Баба – Яга, фольклорный персонаж русских народных сказок, является воплощением зла. Встреча с ней несет героям сказки беду и смерть.
0
 
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Баба-Яга («лесная баба», ср. старосерб. ега, «болезнь», «кошмар» и т. п.), в...
Баба-Яга («лесная баба», ср. старосерб. ега, «болезнь», «кошмар» и т. п.), в славянской мифологии лесная старуха-ведьма. Происхождение имени Баба-Яга (достоверно не установлено). Версии: БАБКА, БАБА, БАБУШКА — женщина, старшая в роде, семье, замужняя женщина, лекарка-знахарка, повитуха, старшая по возрасту, опыту, родоначальница. БАБАЙ — таинственное существо в образе страшного старика, которым пугают детей. Название «бабай», видимо, произошло от тюркского «баба», бабай — старик, дедушка. Этим словом обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательное и опасное. В поверьях северных районов России бабай — страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна для детей. БАБАИКА — фантастическое существо, старуха, которая пугает детей. По сообщению В. Даля, «детей пугают бабайкою, старухою», «тут сходятся производные от „бабы и от „бабая» (Даль).
4
Вторая часть имени – «Яга» - также не имеет однозначной трактовки. (Яга (-я)...
Вторая часть имени – «Яга» - также не имеет однозначной трактовки. (Яга (-я) Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица, - загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами. Русский этнограф Н. Абрамов в середине XIX издал «Очерки Березового края», где высказал предположение, что слово «яга» происходит от названия верхней одежды («яга» или «ягушка»), которую носили всегда шерстью наружу. Такая одежда в мифологии древних славян являлась обязательным атрибутом «нечисти». Возможно - Яга происходит от санскритского ahi – змей.  В том, что Баба-яга костеногая (т.е. по сути одноногая), исследователи видят ее сходство с образом змеи. По другой гипотезе, «яга» в переводе с коми – бор, сосновый лес, а «баба» - женщина. И Баба-Яга в такой трактовке - лесная женщина.
5
"ЯГА или баба-яга, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Ба...
ЯГА или баба-яга, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти, под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж, кто видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую, бранливую бабу. Баба-яга - сказочное страшилище, хозяйка над ведьмами, подручница сатаны.»
6
«Баба- Яга» «Гуси-лебеди» «Царевна-лягушка» «Василиса Прекрасная» «Поди туда-...
«Баба- Яга» «Гуси-лебеди» «Царевна-лягушка» «Василиса Прекрасная» «Поди туда- не знаю куда, принеси то- не знаю что» «Финист - Ясный сокол»
7
В дремучем лесу затерялась избушка. В избушке живет непростая старушка - Бер...
В дремучем лесу затерялась избушка. В избушке живет непростая старушка - Берет помело, да в ступу садится, И тут же над лесом взлетает, как птица! Эта старушка не любит детей Часто пугают ей малышей. У бабушки есть костяная нога, Зовут же старуху...(Баба Яга) Стоит Старушка Сзади - избушка. Держит помело. Летает, пока не рассвело. Бабушка в лесу живёт, Травы- зелье собирает, Пол в избе метлой метёт. В ступе по небу летает, Из кости её нога. Эту бабу звать ...(Яга) Скачет баба на метле. Страшная и злая. Кто она такая?
8
Яга- богатырша обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яг...
Яга- богатырша обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга- похитительница крадет детей, унося в свою избушку на курьих ножках. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Бабу- Ягу. И, наконец, Яга- дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
9
Слугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали змей, лягушек, ящериц, черных...
Слугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали змей, лягушек, ящериц, черных котов, воронов, гусей-лебедей, трёх всадников (белого, красного и чёрного), считалось также, что у нее в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила, например, сказочный кот Баюн, наделенный голосом, слышанным за семь верст, а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти.
10
Фу-фу, русским духом пахнет!
Фу-фу, русским духом пахнет!
11
Сказка сохранила следы некогда широко распространенного обряда посвящения юно...
Сказка сохранила следы некогда широко распространенного обряда посвящения юношества при наступлении половой зрелости. Этим обрядом юноша вводился в родовое объединение и приобретал право вступления в брак. Он , как и Баба-Яга, тесно связан с представлениями о смерти. Мальчик во время обряда символически умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком. Для совершения этого обряда иногда выстраивались специальные дома или шалаши, имеющие форму животного, причем дверь представляла собой пасть. Обряд всегда совершался в глубине леса или кустарника , в строгой тайне. В результате мальчику присваивалось новое имя и сообщались тайны религиозного характера
12
Яга поставлена стеречь границу, охранять вход в царство смерти. Избушка, стоя...
Яга поставлена стеречь границу, охранять вход в царство смерти. Избушка, стоящая на грани двух миров, в обряде имеет форму животного , в мифе часто совсем нет никакой избушки, а есть только животное , или же избушка имеет ярко выраженные зооморфные черты. Это объяснит нам и « курьи ножки» и многие другие детали. Вторая сторона дела –животная природа избушки. Эта хата- зверь постепенно теряет свой звериный вид. Наибольшей сопротивляемостью обладают двери : они дольше всего сохраняют вид пасти. Думается , что и птичьи ноги есть не что иное , как остаток зооморфных столбов, на которых некогда стояли подобного рода сооружения
13
Переходную ступень от животного к человеку составляет человек с животной ного...
Переходную ступень от животного к человеку составляет человек с животной ногой. Яга настолько прочно связана с образом смерти , что эта животная нога сменяется костяной ногой, т.е. ногой мертвеца или скелета. Костеногость связана с тем , что яга никогда не ходит . Она или летает, или лежит , то есть и внешне проявляет себя как мертвец.
14
Вот она на картине В. Васнецова «Баба-Яга». Восходящий месяц озаряет прозрачн...
Вот она на картине В. Васнецова «Баба-Яга». Восходящий месяц озаряет прозрачным светом мрачную чащобу, сквозь которую над болотом несется Ведьма.  Схватила она Ивашку, и «пошел по лесу страшный шум: деревья трещат, сухие листья хрустят, летит в ступе Баба-яга, пестом погоняет, помелом след заметает...» Кажется, мы слышим скрежет клыков Бабы-Яги и зловещее уханье филина, чьи крылья повторяют очертания ее развевающегося одеяния. На этой картине Баба Яга является воплощением зла, пожирательницей детей.
15
Билибинская Баба Яга вполне реальная старуха, но место ей только в лесу. Сре...
Билибинская Баба Яга вполне реальная старуха, но место ей только в лесу. Среди сухостоя, замшелых пней, коряг, мухоморов и разной нежити. Непроходимый, дремучий лес-чащоба — не просто фон, среда, где живет нечистая сила. Лес — это действующее лицо, и, быть может, даже самое главное. Он — олицетворение той темной силы, которая невесть откуда угрожает человеку. Ведь именно так воспринимали его люди в те «баснословные» времена, когда складывались первые сказки. Все иллюстрации окружены широкими орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и содержательны.
16
Образ злой колдуньи, которой пугают маленьких детишек, запечатлел Пётр Чайков...
Образ злой колдуньи, которой пугают маленьких детишек, запечатлел Пётр Чайковский в своей пьесе “Баба Яга” из “Детского альбома”. Музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба Яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя ее помелом. В конце исчезает, проваливается сквозь землю, пропадает. Сравнивая данное произведение с одноимённой пьесой М. П. Мусоргского, можно найти сходства и различия. Сходство: быстрый темп, динамика контрастная. Отличие: характер Бабы Яги Мусоргского устрашающий и зловещий (как бы картина для взрослых), а характер Бабы Яги Чайковского – беспокойный и тревожный. В результате образ не столь свиреп. Это обусловлено замыслом композитора. Пьеса “Баба Яга” вошла в фортепианный цикл из 24 пьес “Детский альбом”, написанный П.И. Чайковским и посвящён племяннику Володе Давыдову.
17
«Морозко» «Василиса Прекрасная» «Золотые рога» «Там, на неведомых дорожках…»...
«Морозко» «Василиса Прекрасная» «Золотые рога» «Там, на неведомых дорожках…» «Новогодние приключения Маши и Вити» «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»
18
«Царевна-лягушка» «Василиса Прекрасная» «Летучий корабль» «Баба-Яга против!»...
«Царевна-лягушка» «Василиса Прекрасная» «Летучий корабль» «Баба-Яга против!» « Ну, погоди!»(16-й выпуск) «Два богатыря» «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» «Иван Царевич и Серый Волк»
19
В своём классе я провела опрос с целью выяснить: насколько хорошо мои однокла...
В своём классе я провела опрос с целью выяснить: насколько хорошо мои одноклассники знакомы с самым популярным фольклорным образом–образом Бабы - Яги. Для этого я предложила одноклассникам ответить на следующие вопросы: 1. Кто такая Баба- Яга? 2. Где она живет? 3. Она добрая или злая? 4. Чем она занимается? 5. Что она ест? 6. Какие атрибуты Бабы - Яги вы знаете? 7. Есть ли у неё друзья?
20
Обработав анкеты, я получила следующий результат: На первый вопрос: «колдунья...
Обработав анкеты, я получила следующий результат: На первый вопрос: «колдунья» ответили 4 чел., «сказочный персонаж» – 2 чел. , «старуха» – 6 чел., «бабушка» – 5 чел., «баба» – 1 чел., «ведьма» – 3 чел. На второй вопрос: «в лесу, в избушке на курьих ножках» - 4 чел . « в избушке» -7 чел., «в лесу»-1 чел. , «в домике»-2 чел., «В сказках» 2 чел., «в избушке на курьих ножках»-5 чел. На третий вопрос: « Злая» -16 чел (не высыпается, у нее костяная нога, ест детей). «И добрая, и злая» - 5 чел. «Добрая» - 0 чел. На четвертый вопрос : «Летает в ступе» – 4 чел. «Варит зелье» -8 чел. «Колдует» -6 чел. «Спит на печке» -4 чел. «Плохо спит» -1 чел. «Всех ест»- 4 чел. «Ест детей» - 4 чел. «Убирается» -1 чел. «Кормит волков» -1 чел.
21
На пятый вопрос: «Тараканы» – 1чел., «Дети» -5 чел. , «Чеснок» -1 чел. «Люди»...
На пятый вопрос: «Тараканы» – 1чел., «Дети» -5 чел. , «Чеснок» -1 чел. «Люди» – 10 чел., «Пиявки» - 3 чел. , «Грибы» – 3 чел., «Поганки» – 1 чел., «Всех подряд» – 1 чел. «Отходы» – 1 чел., «Животные» -4 чел., «Костями»– 1 чел. «Лягушки» – 1 чел. На шестой вопрос : «Ступа» – 16 чел. «Метла» -20 чел. , «Кочерга» -2 чел. «Черный кот» – 2 чел. «Ковш» – 1 чел. «Длинный нос» – 1 чел. На седьмой вопрос : «Друзья есть, среди них: крысы, змеи, ужи, жабы, волки» - 14 человек. «Кащей» – 3 чел. «Нет друзей» – 5 чел. «Среди людей нет никого» - 3 чел, « Никого нет, потому что она всех съела» - 1чел.
22
Рассмотрение яги закончено. Яга – похитительница , стремящаяся сварить или из...
Рассмотрение яги закончено. Яга – похитительница , стремящаяся сварить или изжарить детей , и яга – дарительница, выспрашивающая и награждающая героя,- не представляют собой целого. Но вместе с тем они и не представляют собой совершенно различных фигур, объединенных только именем. В основном оказалось , что яга – похитительница связана с обрядом посвящения , с ним же связан акт передачи помощника. Но атрибуты яги и некоторые ее действия и восклицания связаны с представлениями о прибытии человека в царство смерти. Эти два комплекса , однако , совершенно не исключают друг друга. Наоборот , они состоят в теснейшем историческом родстве.С появлением земледелия и земледельческой религии вся «лесная» религия превращается в сплошную нечисть, великий маг- в злого колдуна, мать и хозяйка зверей - в ведьму, затаскивающую детей на вовсе не символические пожирания. Тот уклад, который уничтожил обряд , уничтожил и его создателей и носителей.
 
 
X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте её своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить презентацию