- Презентации
- Урок-практикум по литературе Интерпретация стихотворного текста
Урок-практикум по литературе Интерпретация стихотворного текста
Автор публикации: Карпенко Е.Н.
Дата публикации: 30.06.2016
Краткое описание:
1
Особенности стихосложения. Определение стихотворных размеров
2
В истории русского стиха можно выделить несколько разных эпох, когда стихосложение ориентировалось на какую-либо определенную систему. Русский народный стих – тонический Ранний литературный стих (xvii – нач.xviii в.) – силлабический или виршевый Классический (от В. Тредиаковского и М.Ломоносова до к.xixв) –силлабо-тонический В стихе xx века сосуществуют силлабо-тонический и чисто тонический (акцентный) стих Современная эпоха породила весьма сложные словесно-ритмические построения, включающие в себя творчески переосмысленный опыт прошлых систем
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Стихотворная речь – это речь, расчлененная на относительно короткие отрывки, соотносимые и соразмеримые между собой. Каждый из таких отрезков тоже называется стихом и на письме обычно выделяется в отдельную строку. Длину строк можно измерить словами, слогами или группами слогов – стопами. В связи с этим различают тоническую, силлабическую, силлабо-тоническую системы стихосложения. Силлабическое стихосложение (от гр. «слог») -система стихосложения, преобладавшая в России в xvii –н.xviii вв. в творчестве Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича, Антиоха Кантемира. В основе – одинаковое число слогов в стихотворной строке с отчетливым ударением в середине строки перед паузой и на последнем слоге в стихе: «Расколы и ереси / науки суть дети, Больше врет, кому далось / больше разумети, Приходит в безбожие, кто / над книгой тает»,- Критон с четками в руках / ворчит и вздыхает. А. Кантемир « К уму своему» Силлабо - тоническое стихосложение( от гр. «слог, ударение») - система стихосложения, появившаяся в результате реформ Тредиаковского и Ломоносова в 1735 – 1739 гг. В основе - чередование в строке ударных и и безударных слогов- метр. Повторяющееся сочетание ударных и безударных – стопа. Стопы, в которых на один ударный слог приходится один безударный слог, называются двусложными: Буря мглою небо кроет… А.С. Пушкин трехсложные – один ударный и два безударных: В полном разгаре страда деревенская… Н. Некрасов. Тоническое стихосложение( от гр. «ударение») - система стихосложения, основанная на более-менее одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках независимо от числа слогов в строке и количества безударных слогов между ударениями.(былина): Вы постойте-тко за веру, за отечество, Вы постойте-тко за славный-стольный Киев – град, Вы постойте-тко за церквы ты за Божии, Вы поберегите –тко князя Владимира И со той Опраксой королевичной! «Илья Муромец и Калин-царь»
4
На данном уроке мы рассмотрим стихотворные примеры и образцы основных метров в силлабо – тонике. Их пять: Хорей: __/ __ Ямб: __ __/ Дактиль: __/__ __ Амфибрахий: __ __/__ Анапест: __ __ __/ Хорей: Горные вершины Спят во тьме ночной… М. Лермонтов Ямб: Люби, Адель, Мою свирель. А.Пушкин Дактиль: Кубок янтарный Полон давно… А. Пушкин Амфибрахий: О, буйные ветры, Скорее, скорей! Ф. Тютчев Анапест: Так и рвется душа Из груди молодой! А. Кольцов
5
Задание: определите стихотворные размеры Мой костер в тумане светит, Искры гаснут на лету… (Я. Полонский) хорей К чему бесплотной тени Две розы, две слезы? (К. Павлова) ямб Выхожу один я на дорогу, Сквозь туман кремнистый путь блестит… (М. Лермонтов) хорей Раз у отца в кабинете Саша портрет увидал… (Н. Некрасов) дактиль Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною… (М. Лермонтов) дактиль Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг? (Н. Некрасов) анапест Хорей: __/ __ Ямб: __ __/ Дактиль: __/__ __ Амфибрахий: __ __/__ Анапест: __ __ __/ Он у каменной башни стоял под стеной, И я помню, на нем был кафтан дорогой… (Я. Полонский) анапест Средь шумного бала, случайно, В тревогах мирской суеты… (А. Толстой) амфибрахий Слыхали ль вы за рощей в час ночной Певца любви, певца своей печали? (А. Пушкин) ямб