- Презентации
- Презентация к исследовательской работе Самостоянье человека - залог величия его
Презентация к исследовательской работе Самостоянье человека - залог величия его
Автор публикации: Дорина Е.П.
Дата публикации: 31.03.2016
Краткое описание:
1
Исследовательская работа учащегося 27 группы II курса ОГАПОУ «белгородский машиностроительный техникум» СТАРЫГИНА ДАНИЛА Руководитель ДОРИНА е.п. «Самостоянье человека – залог величия его…» (проблема нравственной ответственности человека за свое поведение на Земле)
2
«Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможность отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?» В.В. Быков
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Повесть В. Распутина «Живи и помни» (1974 г.). В центре внимания автора события военного времени, женские судьбы, разрушенные этой войной, но более всего трагедии, в которых разрушения происходят не только материальные. Объекты исследования
4
Вопросы, на которые необходимо дать исчерпывающие ответы: Почему Андрей Гуськов становится предателем и дезертиром? Каковы истоки предатель-ства? Почему за слабость души и усталость от войны такая высокая плата? Кого Андрей подверга-ет опасности в первую очередь? Почему Настена не предала мужа-дезертира? Чем она платит за безумный поступок своего мужа?
5
Предположим, что Андрей стал жертвой самой войны, то, как ведет себя человек, оказавшийся в ситуации, из которой нет никакого выхода, кроме предательства. Есть ли оправдание для такого человека? Гипотеза
6
Война поставила перед героями такие барьеры, преодолевая которые, как свидетельствует автор, ломаются человеческие судьбы, корежатся жизненные планы, а мечты разрушаются столь стремительно, что остановиться невозможно, да и повод для передышки нельзя назвать приятным для обоих героев. Предательство меняет их не только внешне, но и внутренне. 1-я точка зрения
7
С общечеловеческой точки зрения смерть человека нельзя оправдать, какие бы исторические события не происходили. Тем не менее, устоявшееся мнение в обществе было определяющим: предательство и дезертирство осуждалось и презиралось, поэтому труден путь к прощению для слабого человека, пути к признанию и искуплению вины за невольный проступок отца для сына не было вообще. Возникает вопрос: почему общество было столь беспощадно к тому, кто ничего не совершал предосудительного, и почему сын отвечал за поступки отца? 2-я точка зрения
8
«Он понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет. Вперед еще есть какой-то путь, совсем, видно, недальний, пока не упрешься в стену, а поворотить назад уже нельзя… Ничего не выйдет. И то, что обратной дороги для него не существовало, освобождало Андрея от излишних раздумий» Нравственный выбор – Андрей стал дезертиром и предателем
9
«Вот и научилась ты, Настена, врать, научилась воровать. А ведь это только начало – что с тобой, Настена, будет дальше? Но вины она за собой все-таки не чувствовала, не признавала, хотелось лишь краешком глаза заглянуть вперед, подсмотреть, чем все это кончится» Эта ничем неприметная женщина взяла на себя всю ответственность за преступление мужа. Она не может открыться перед родителями Андрея, больше всего их тревожит неизвестность о сыне. В этой жуткой атмосфере лжи и жестокости Настене пришлось переживать все одной. Но главная беда в том, что все ее мечты о лучшей жизни после войны заранее обречены. Не видать ей теперь радости, но и открыться не суждено. Милосердие Настены оплачено жизнью неродившегося ребенка
10
Ощущение беды не покидает героиню, ведь то, что когда-то ждала, случилось именно сейчас: в ней зародилась новая жизнь. Ожидание запоздалого материнства оборачивается для нее новым, более тягостным страданием. В ней сплетены и смутные сомнения, и сумятица чувств, и горькая радость, и тайная тревога. Счастье, которое обошло ее стороной в жизни, она росла сиротой, «показавшись, помаячило и отступило куда-то вперед – там и предстояло его встретить, но теперь дорожка, на которой они могли сойтись, стала вдвое уже прежней и превратилась, скорее, в тропинку» Кульминация повести
11
Повесть заканчивается гибелью Настены: как и в жизни, она собирала все силы, рвалась на части, а вода поглотила и ее, и еще не родившегося ребенка. Думаю, автор преподнес своим читателям серьезный урок, когда невозможно спасти самое дорогое, но и жить с позором еще страшнее. Зная, что Атамановка военного времени не простит предательства, Настена не хочет оставить в этом жестоком мире свое дитя. Нет прощения Андрею, который предал память погибших односельчан, седины отца и старость матери, любовь и верность жены. А есть ли место в этой жизни для его сына? «Но рванулась Ангара сильней и смяла, закрыла их…».
12
которым она платит Андрею за его слабость, за усталость души, в том, что не отреклась она от виноватого, не последовала примеру тех, кто отрекался и от невинного в нелегкие годы. Вместе с мужем она идет по крестному пути. «Раз ты там виноват, то и я с тобой виноватая», — просто, и ясно объясняет она свое решение. Ее жизненные правила одни - для мира и для войны. Высшее милосердие Настены,
13
Настена сознательно идет на жертву. Она знает, что у нее нет будущего. Но ее нерасчетливое, столь щедрое милосердие – единственное, что может противопоставить русская женщина войне и ее разрушениям. В момент своего неправого выбора Андрей не знает, ч т о предает. Он предает бескорыстие и милосердие, он лишает Настену права гордиться мужем-героем, счастья жить. Он лишает седины отца уважения, уничтожает добрую память рода. Он обрекает на вечный стыд своего неродившегося ребенка, которому, родись он, в наследство достался бы не мир, но «суровый, истошный грех» отца. Что предает Андрей?
14
Преступление одного оплачено двумя жизнями По словам известного киргизского писателя Чингиза Айтматова, «человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодня».
15
Спасибо за внимание!