7
  • Презентации
  • Презентация по литературе на тему А. Фет. Учись у них- у дуба , у березы

Презентация по литературе на тему А. Фет. Учись у них- у дуба , у березы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:

1
«Язык» аллегории в стихотворении А.А.Фета «Учись у них – у дуба, у березы…»...
«Язык» аллегории в стихотворении А.А.Фета «Учись у них – у дуба, у березы…» (поэтический урок − экскурсия для учащихся 6 класса) Учитель русского языка и литературы Чикинева Наталья Алексеевна МОУ Труслейская СОШ
2
А.Фет Учись у них – у дуба, у березы… Текст слайда А.Фет Учись у них – у дуба...
А.Фет Учись у них – у дуба, у березы… Текст слайда А.Фет Учись у них – у дуба, у березы…
0
 
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Пункт 1 Пункт 2 Пункт 3 Вложенный пункт 1 Вложенный пункт 2 Вложенный пункт 3...
Пункт 1 Пункт 2 Пункт 3 Вложенный пункт 1 Вложенный пункт 2 Вложенный пункт 3 Заголовок слайда Учись у них – у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора!
4
Уважаемые коллеги! Вы можете использовать данное оформление для создания свои...
Уважаемые коллеги! Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона. Автор данного шаблона: Ермолаева Ирина Алексеевна учитель информатики и математики МОУ «Павловская сош» с.Павловск Алтайский край Название сайта: http://pedsovet.su/ Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора.
5
Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы,
Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы,
6
И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты!
И за сердце хватает холод лютый, Они стоят, молчат, молчи и ты!
7
Но верь весне. Ее промчится гений,
Но верь весне. Ее промчится гений,
8
Опять теплом и жизнию дыша,
Опять теплом и жизнию дыша,
9
Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.
Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.
10
Анализ текста стихотворения А.А.Фета «Учись у них – у дуба, у березы» Цель: С...
Анализ текста стихотворения А.А.Фета «Учись у них – у дуба, у березы» Цель: Создать условия для овладения учащимися языковыми единицами, необходимыми для коммуникативных целей: для выражения разнообразных мыслей, чувств и для пробуждения потенциала языкового творчества, поиска своих собственных языковых форм, приемов выражения мыслей и чувств, конструирования текста № Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Целеполагание Какова цель нашей работы? Варианты ответов - Понять текст художественного произведения -учиться применять знания правил русского языка на практике -развивать речь, мышление -знать нормы русского языка – понимать текст – приобретать все больше знаний, т.е. уметь развиваться, расти 2 Планирование В какой последовательности мы работаем над текстом? Назовите три ступени понимания текста Читаем текст Разбираем текст, используя знания законов языка Обобщаем (О чем текст?) Прочитал, но не все понял Прочитал и понял то, что там есть Прочитал и понял даже то, чего в нем нет, но я почувствовал
11
Ход урока Ход урока №	Деятельность учителя	Деятельность учащихся 		 1.	Целепо...
Ход урока Ход урока № Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Целеполагание Какова цель нашей работы? Варианты ответов: - понять текст художественного произведения -учиться применять знания правил русского языка на практике -развивать речь, мышление -знать нормы русского языка – понимать текст – приобретать все больше знаний, т.е. уметь развиваться, расти
12
2 	Планирование В какой последовательности мы работаем над текстом? Назовите...
2 Планирование В какой последовательности мы работаем над текстом? Назовите три ступени понимания текста Читаем текст Разбираем текст, используя знания законов языка Обобщаем (О чем текст?) Прочитал, но не все понял Прочитал и понял то, что там есть Прочитал и понял даже то, чего в нем нет, но я почувствовал
13
- Сегодня мы познакомимся с произведение А. А.Фета «Учись у них – у дуба, у б...
- Сегодня мы познакомимся с произведение А. А.Фета «Учись у них – у дуба, у березы» А. Фет — один из самых замечатель­ных и своеобразных лириков золотого века нашей поэзии. Стихи его полны добра и любви, терпения и гордости, радости и печали, твердости духа и веры в лучшее, всего того, что выпадает на человеческий век, когда «мгновенье длится, словно век, и век проходит, как мгновенье» (Н. Шанский). Стихами поразительно простыми и прозрачными по своему языковому обличию, наглядно и ярко свидетельствующими, насколько «великим, могучим, правдивым» является наш чудесный русский язык. Фетовские миниатюры никогда не кончаются смысловым многоточием. Они точны и афористичны. «Небрежный» и дерзкий стих Фета до мозга костей бережно и тщательно обдуман и смиренно выточен. Среди самых запоминающихся фетовских стихотворений особо выделяется своей выразительностью и красотой, мудростью и верой стихотворение-миниатюра «Учись у них - у дуба, у березы».
14
А.А.Фет «Учись у них – у дуба, у березы…» Учись у них - у дуба, у березы. Кру...
А.А.Фет «Учись у них – у дуба, у березы…» Учись у них - у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый, Они стоят, молчат, молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.
15
Скорбный – скорби (беды, потери, утраты, болезни, гори) Откровение – внезапно...
Скорбный – скорби (беды, потери, утраты, болезни, гори) Откровение – внезапное прозрение, просветление мысли, вдохновение Гений - в древнегреческой мифологии – дух-покровитель, сопровождающий человека в течение всей жизни и руководящий его действиями и помыслами, позже - добрый или злой дух Непонятные слова
16
Метафора – это употребление слова в переносном значении на основе сходства ме...
Метафора – это употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями. Литературоведческая разминка: Аллегория – иносказательное изображение явления. Эпитет – это художественное определение предмета или явления.
17
Эпитет: жестокая пора Метафора: застыли слёзы, т.к. деревья не умеют плакать,...
Эпитет: жестокая пора Метафора: застыли слёзы, т.к. деревья не умеют плакать, как мы, метель сердито рвёт, за сердце хватает холод лютый - метель сердиться не может, это человеческое свойство, не может хватать, у метели нет рук, они стоят, молчат - деревья не могут разговаривать Аллегория: дуб и береза олицетворяют образы людей
18
Аллегория ДУБ БЕРЕЗА
Аллегория ДУБ БЕРЕЗА
19
20
Культуроведческий обзор «Аллегория Зимы», Л.Амброджо (1295-1348 «Времена года...
Культуроведческий обзор «Аллегория Зимы», Л.Амброджо (1295-1348 «Времена года. Зима», Д. Арчимбольдо (1527-1593)
21
Культуроведческий обзор «Аллегория зимы», A. Wolfort (1581-1641) «Зима в виде...
Культуроведческий обзор «Аллегория зимы», A. Wolfort (1581-1641) «Зима в виде старика», В.Боровиковский (1757-1825) «Зима», А.Муха 1897
22
23
3.	Реализация плана	 	Работа с текстом - Какая жизненная позиция выражена в э...
3. Реализация плана Работа с текстом - Какая жизненная позиция выражена в этом стихотворении? Горячий призыв, не ссы­лаясь и не жалуясь на трудности и не­удачи, сомнения и горести, даже «во дни тягостных раздумий о судьбах... родины», не впадать «в отчаяние при виде всего, что совершается дома» (Тургенев) - Какая страстная просьба звучит в стихотворении? Поэтический обет само­го поэта и страстная просьба к читате­лю выстоять, вытерпеть («Они стоят, молчат, молчи и ты!») - В какой форме употреблены глаголы? Как они звучат? Глаголы в повелитель­ном наклонении ( учись (у них) и молчи ( и ты), обрамляющих эту часть миниатюры, на первый взгляд, звучат как прямой и непреложный приказ (и еще раз себе самому, и всем другим, кто хочет быть настоящим человеком). Однако на са­мом деле это всего лишь добрый совет и горячая просьба, основанная на большом опыте народа (в это надо ве­рить: «Но верь весне»): лихолетье и безвременье — что бы ни было — сме­нятся ясными днями созидания и твор­чества, так же, как жестокая зимняя пора — живительным теплом весны. Работа с текстом - Какая жизненная позиция выражена в этом стихотворении? Горячий призыв, не ссылаясь и не жалуясь на трудности и неудачи, сомнения и горести, даже «во дни тягостных раздумий о судьбах... родины», не впадать «в отчаяние при виде всего, что совершается дома» (Тургенев) - Какая страстная просьба звучит в стихотворении? Поэтический обет самого поэта и страстная просьба к читателю выстоять, вытерпеть («Они стоят, молчат, молчи и ты!»)
24
- В какой форме употреблены глаголы? Как они звучат?	Глаголы в повелитель­ном...
- В какой форме употреблены глаголы? Как они звучат? Глаголы в повелитель­ном наклонении ( учись (у них) и молчи ( и ты), обрамляющих эту часть миниатюры, на первый взгляд, звучат как прямой и непреложный приказ (и еще раз себе самому, и всем другим, кто хочет быть настоящим человеком). Однако на са­мом деле это всего лишь добрый совет и горячая просьба, основанная на большом опыте народа (в это надо ве­рить: «Но верь весне»): лихолетье и безвременье — что бы ни было — сме­нятся ясными днями созидания и твор­чества, так же, как жестокая зимняя пора — живительным теплом весны. - В какой форме употреблены глаголы? Как они звучат? Глаголы в повелительном наклонении ( учись (у них) и молчи ( и ты), обрамляющих эту часть миниатюры, на первый взгляд, звучат как прямой и непреложный приказ (и еще раз себе самому, и всем другим, кто хочет быть настоящим человеком). Однако на самом деле это всего лишь добрый совет и горячая просьба, основанная на большом опыте народа (в это надо верить: «Но верь весне»): лихолетье и безвременье — что бы ни было — сменятся ясными днями созидания и творчества, так же, как жестокая зимняя пора — живительным теплом весны.
25
- Каково композиционное построение стихотворения?	Двенадцать составляю­щих ст...
- Каково композиционное построение стихотворения? Двенадцать составляю­щих строк связаны в единое целое страстным призывом выстоять и стерпеть настоящее во имя лучшего будущего (с развернутой моти­вировкой его справедливости) и твер­дой верой в то, что, как всякое буду­щее, оно обязательно будет. - Сколько частей имеет стихотворение? По своей структуре миниатюра распадается на две неравные, противопоставленные друг другу части, две строфы приказа выстоять и, не жалуясь, вытерпеть жестокую пору жизни, как это делают наши младшие зеленые братья, с одной стороны, и одна заключительная строфа призыва верить в лучшее: возрожде­ние, тепло и свет, ясные дни новых открытий и свершений,— с другой. - Каково композиционное построение стихотворения? Двенадцать составляющих строк связаны в единое целое страстным призывом выстоять и стерпеть настоящее во имя лучшего будущего (с развернутой мотивировкой его справедливости) и твердой верой в то, что, как всякое будущее, оно обязательно будет. - Сколько частей имеет стихотворение? По своей структуре миниатюра распадается на две неравные, противопоставленные друг другу части, две строфы приказа выстоять и, не жалуясь, вытерпеть жестокую пору жизни, как это делают наши младшие зеленые братья, с одной стороны, и одна заключительная строфа призыва верить в лучшее: возрождение, тепло и свет, ясные дни новых открытий и свершений,— с другой.
26
- Какая параллель проводится здесь?	Деревья стоят, не сломившись и не согнувш...
- Какая параллель проводится здесь? Деревья стоят, не сломившись и не согнувшись: терпят — обязан терпеть и выстоять и ты, венец природы. - Какие глаголы используются в первой части? Используются глаголы прошедшего и настоящего времени. В первой части — перед нами настоящее, то, что есть, либо как ре­зультат прошлого действия (застыли слезы, треснула... кора), либо как еще протекающее действие или наличное со­стояние (Кругом зима, Жестокая пора, Все злей метель, рвет, хватает, стоят, молчат). Отсюда и соответствующие глагольные формы настоящего и про­шедшего времени: в первом четверо­стишии — с двумя номинативными предложениями, за которыми следуют две формы прошедшего времени, во втором — с одним номинативным пред­ложением, за которым следуют четыре глагольные формы настоящего времени. - Какая параллель проводится здесь? Деревья стоят, не сломившись и не согнувшись: терпят — обязан терпеть и выстоять и ты, венец природы. - Какие глаголы используются в первой части? Используются глаголы прошедшего и настоящего времени. В первой части — перед нами настоящее, то, что есть, либо как результат прошлого действия (застыли слезы, треснула... кора), либо как еще протекающее действие или наличное состояние (Кругом зима, Жестокая пора, Все злей метель, рвет, хватает, стоят, молчат). Отсюда и соответствующие глагольные формы настоящего и прошедшего времени: в первом четверостишии — с двумя номинативными предложениями, за которыми следуют две формы прошедшего времени, во втором — с одним номинативным предложением, за которым следуют четыре глагольные формы настоящего времени.
27
- Какие глагольные формы используются во второй части?	Во второй части стихот...
- Какие глагольные формы используются во второй части? Во второй части стихотворения перед нами уже будущее, то, что, по твердому убеждению поэта, настанет. Отсюда и соответствующие глагольные формы будущего времени промчится, переболит. - Какое время характеризуется этими словами? Будущее, которое, по твердому утверждению автора, настанет( промчится, переболит.)
28
- С какой целью используются глагол в разных формах?	Как яркое средство возде...
- С какой целью используются глагол в разных формах? Как яркое средство воздействия. - Где находятся глаголы в повелительном наклонении? В начале и в конце первой части. Образуют кольцевое единство. (Учись у них… Молчи и ты) - Какой звук повторяется в первой строке? Что он несет? «Учись у них — у дуба, у березы». Повторяется звук – у. Он подчеркивает эту строку как опорную для композиции всей миниатюры. - Что утверждается во второй части стихотворения? Возникает уверенное утверждение в будущее, которое опять же подчеркивается глаголом в повелительном наклонении (верь) в сочетании с глаголом в будущем времени ( переболит), который смягчает и вносит твердую надежду в сказанное.
29
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на основе данного текста (ил...
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на основе данного текста (или проанализировать другой текст и др.) Литература Н.М.Шанский. Одна из дидактических миниатюр А.Фета. Журнал «Русский язык в школе» 1993.№4 - Какие языковые средства используются автором? Устаревшие падежные формы: листы, жизнию. Слова разговорной речи: треснула кора, застыли слезы, все злей, хватает за сердце, лютый холод, дыша теплом, сердито рвет, промчится, переболит, ясные дни, душа и т. д Вывод Перед нами не «связных слов преднамеренный лепет» (Фет), а вылившийся в словах «трепет» души, любящей и прославляющей жизнь во всех ее проявлениях. 4. Рефлексия -В чем суть проделанной работы? -Сумели ли подняться на третью ступень понимания текста? Что вы почувствовали? Какое внутреннее состояние возникает при работе с этим стихотворением?
30
Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию к стихотворению А. А. Фета «Ель рука...
Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию к стихотворению А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила»
 
 
X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте её своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить презентацию