7
  • Презентации
  • Презентация к уроку литературы_7 класс_внеклассное чтение Н.В.Гоголь Вий

Презентация к уроку литературы_7 класс_внеклассное чтение Н.В.Гоголь Вий

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:

1
Н.В.Гоголь Повесть «Вий»
Н.В.Гоголь Повесть «Вий»
2
Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения…
Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения…
0
 
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Впервые напечатано 1835 году. Переработано автором для собрания сочинений (...
Впервые напечатано 1835 году. Переработано автором для собрания сочинений ( 1842 г.). Одним из самых загадочных и необычных произведений Н.Гоголя является повесть «Вий». Она входит во вторую часть цикла «Миргород», хотя за изложением материала и проблематикой ближе к циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Вий» можно поставить в ряд с такими произведениями как «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед рождеством», «Страшная месть» и «Заколдованное место». Все указанные сочинения написаны на богатом фольклорно-этнографическом материале и относятся к жанру мистического романтизма. Однако, изображение страшных событий во всех повестях разное. И оно в некотором смысле напоминает градацию страхов, известную в современной психологии. Используя метод градации страха к указанным повестям, мы попробуем распределить их на несколько типов: 1. Легкая боязнь с элементами юмора: «Пропавшая грамота», «Ночь перед рождеством», «Заколдованное место». 2. Просто страх: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала». 3. Страх с элементами ужаса: «Майская ночь, или Утопленница», «Страшная месть». 4. Мистический ужас: «Вий».
4
Исследователи не раз обращались к анализу сюжета и образов повести Гоголя и...
Исследователи не раз обращались к анализу сюжета и образов повести Гоголя и находили им соответствия в фольклоре восточнославянских народов, но образ самого Вия оставался необъяснимым. Более того, было высказано мнение, что он вымышлен писателем. Между тем Н.Гоголь, прекрасно знакомый с украинской народной традицией, утверждал, что ей принадлежит и образ, Вия, и его имя, и вся повесть: «Вий – есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». Однако, ни в одном украинском народном предании нет такого сюжета с гномами и их «начальником» Вием. А потому Гоголь не мог слышать такое предание.
5
Сначала попробуем разобраться, что означает термин «предание», и какой смысл...
Сначала попробуем разобраться, что означает термин «предание», и какой смысл мог вкладывать в него Н.Гоголь. Предание – это «народное сказание», точнее те рассказы и воспоминания, которые не входят в круг четко обособившихся жанров: былин, исторических песен, духовных стихов, сказок, легенд и анекдотов. «Предание» - термин, применяемый к произведениям устного творчества и по аналогии переносимый на соответственные произведения литературы (памятники древней письменности, излагающие малодостоверные события). Цель народного предания - закрепить прошлое, поэтому в соответствующей среде к нему относятся обычно с известным доверием (в отличие, например от сказки и анекдота, которым чаще всего вообще не верят). Понятие «предание» понимается достаточно широко: не только имена богов и героев, но и все чудесное, магическое, с чем была связана жизнь наших предков. Таким образом, Гоголь понимает под преданием все то, что связано с магическими и мистическими действиями, т.е. «Вий» может восприниматься как предание.
6
Кто такой ВИЙ?
Кто такой ВИЙ?
7
Словно из ниоткуда, лишь на мгновение появляется в повести этот жуткий персо...
Словно из ниоткуда, лишь на мгновение появляется в повести этот жуткий персонаж и тотчас вновь исчезает в небытие. Этот таинственный демон смерти, которому автор посвятил едва ли не полтора десятка строк повести, выписан столь яркими, выразительными красками, что неизменно привлекает к себе внимание исследователей творчества Гоголя. Большинство из них считает, что в основу повести, несомненно, положено народное сказание, которое было переосмыслено и обработано автором. Вероятно, Гоголь переделал концовку предания, явив читателям загадочный образ Вия — порождение собственной фантазии. И тем не менее Вий появился не на пустом месте — у него имеются «фольклорные прототипы», некоторые характерные черты которых, видимо, и были использованы Гоголем. Так, многие исследователи гоголевской повести отмечали сходство этого мистического персонажа, обладающего губительным взглядом, с многочисленными народными поверьями о святом Касьяне. Христианская церковь отмечает день памяти преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (V век) 28 февраля по старому стилю, а в високосные годы — 29 февраля. Он известен как талантливый духовный писатель и устроитель монастырей.
8
ВЕРСИЯ № 1… В народном сознании существовал иной образ Касьяна, не имеющий н...
ВЕРСИЯ № 1… В народном сознании существовал иной образ Касьяна, не имеющий ничего общего с каноническим. Он неожиданно превратился из реального человека в некое почти демоническое существо, которое наделяют эпитетами — немилостивый, грозный, злопамятный. Согласно одним поверьям Касьян — падший ангел, предавший Бога. Но после раскаяния он за свое отступничество был закован в цепи и заключен под землю. Приставленный к нему ангел три года подряд бьет предателя тяжелым молотом по лбу, а на четвертый выпускает на волю, и тогда гибнет все, на что бы он ни глянул. В других рассказах Касьян предстает загадочным и губительным созданием, ресницы его так длинны, что достигают колен, и он из-за них не видит Божьего света, и только 29 февраля поутру, раз в 4 года, он поднимает их и оглядывает мир — на что упадет его взгляд, то погибает. На Полтавщине Касьяна представляют черным существом, покрытым шерстью, с кожей, подобной коре дуба. Живет он в пещере, засыпанный землей. Его огромные веки 29 февраля поднимает разная нечисть, Касьян оглядывает мир, и тогда болеют люди и животные, случаются мор и неурожай. Практически во всех легендах о Касьяне подчеркиваются его демоническая сущность и необычайная губительность взгляда как результат связи с дьяволом, что роднит Касьяна с гоголевским Вием.
9
ВЕРСИЯ№2… Но, вероятно, наиболее важным для Гоголя прототипом Вия стал все же...
ВЕРСИЯ№2… Но, вероятно, наиболее важным для Гоголя прототипом Вия стал все же Иуда Искариот, облик которого угадывается за фигурой гоголевского демона при обращении к некоторым апокрифическим текстам. В этих не вошедших в канон сочинениях о внешности Иуды незадолго до его смерти сообщается, что его веки стали огромными, разрослись до невероятных размеров, не позволяя ему видеть, а тело чудовищно распухло и отяжелело. Этот апокрифический облик Иуды (гигантские веки и тяжелое, неповоротливое тело) определил и главные черты Вия. Гоголь, заставляя взглянуть на Вия Хому Брута, пребывающего в душевной лености и не уповающего на Бога, показывает нерадивому бурсаку его евангельского двойника.
10
Итак, кто же такой Вий? Если, по словам Гоголя, он - герой народных преданий...
Итак, кто же такой Вий? Если, по словам Гоголя, он - герой народных преданий, то его образ должен встречаться в произведениях фольклора. Однако сказочного героя с таким именем не существует. Да откуда взялось и само имя - Вий? Обратимся к словарю. В украинском языке имя персонажа малороссийских преданий Вий идет, видимо, от слов вия, вийка - ресница (а повико - веко). Ведь самая запоминающаяся и характерная черта Вия - огромные веки, поэтому вполне естественно, что имя его произошло как раз от них. И хотя ни в украинских, ни в белорусских, ни в русских сказках Вия как такового нет, но достаточно часто встречаются образы, практически полностью совпадающие с гоголевским описанием Вия: приземистый, дюжий, а значит, сильный, покрытый землей, будто достали его черти из подземелья.
11
ВЕРСИЯ№3… Определенные черты сходства обнаруживаются и при сравнении Вия с яз...
ВЕРСИЯ№3… Определенные черты сходства обнаруживаются и при сравнении Вия с языческим Велесом — древним покровителем охотников, который олицетворял еще и духов убитых зверей и ассоциировался с миром мертвых. С наступлением поры христианства роль покровителя скота Велеса перешла к святому Власию. А вот функцию Велеса, главенствующего в преисподней, видимо, взял на себя образ Вия - персонажа сугубо отрицательного, нечистой силы. Иначе говоря, с принятием христианства образ языческого Велеса постепенно разделился на две ипостаси: положительную - святой Власий, покровитель скота и отрицательную - Вий, злобный грозный дух, хозяйничающий в преисподней, олицетворение смерти и могильного мрака, предводитель нечисти.
12
13
Хома Брут Подобно повестям «Вечеров», в «Вие» на первый план выступает изобр...
Хома Брут Подобно повестям «Вечеров», в «Вие» на первый план выступает изображение простых людей. К их числу принадлежит главный герой повести- Хома Брут. Сын неизвестных родителей, он далек от кругов провинциальной аристократии. Когда Хома Брут приезжает в усадьбу сотника, его помещают вместе с дворовыми людьми владельца усадьбы. Это среда, которая близка ему и которой близок он, тут «философ» находит понимание своих огорчений и тревог. Здесь же он развеивает и свои скорбные думы По всему складу своей натуры Хома Брут - человек веселого нрава. Он крепко любит жизнь, те блага, которыми она весьма скупо наделяет его. Чуждый аскетизма, Хома Брут никогда не отказывает себе в удовольствии попировать, повеселиться, когда для этого представится хоть какая-нибудь возможность, он вовсе не стремится к тому, чтобы стать образцом ходячей добродетели. При первой встрече с Хомой Брутом сотник говорит ему: «Ты, добрый человек, верно, известен святою жизнью своею и богоугодными делами…» «Кто? Я? - сказал бурсак, отступивши от изумления.- Я святой жизни? - произнес он, посмотрев прямо в глаза сотнику.- Бог с вами, пан! Что вы это говорите! …»
14
«Святая» жизнь совсем не по душе Хоме Бруту. Он предпочитает земные радости....
«Святая» жизнь совсем не по душе Хоме Бруту. Он предпочитает земные радости. Будучи жизнелюбцем, Хома Брут в то же время терпеливо выносит испытания, которые выпадают на его долю. В семинарии «он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием, говоря, что чему быть, того не миновать». Это «философическое» отношение к событиям Хома Брут сохраняет и во время своих необычайных приключений. Роковая встреча с ведьмой-панночкой явилась источником неожиданных злоключений и для самого Хомы Брута. Он также оказался в кругу действия страшной таинственной стихии, неразрывно связанной с именем панночки. В разговоре с сотником Хома Брут заявляет: «Да ваша, пан, дочка… По здравому рассуждению, она, конечно, есть панского роду, в том никто не станет прекословить, только не во гнев будь сказано, упокой бог ее душу… Припустила к себе сатану. Такие страхи задает, что никакое писание не учитывается».
15
Хома Брут и его друзья живут в окружении злых, бездушных людей. Всюду Хому п...
Хома Брут и его друзья живут в окружении злых, бездушных людей. Всюду Хому подстерегают опасности и лишения. Страшный образ Вия становится словно поэтическим обобщением этого лживого, жестокого мира. Какой же исход? Почему не выдержал единоборства с этим миром Хома? Халява и Горобец, узнав о гибели друга, зашли в шинок, чтобы помянуть его душу. «Славный был человек Хома!» - рассуждает Халява. «Знатный был человек. А пропал ни за что». А почему же всё-таки? И вот как отвечает Горобец: «А я знаю, почему пропал Как всегда у Гоголя переплетено серьёзное и смешное, важное  и пустяковое. Конечно, смешно соображение Горобца о том, что надо было плюнуть на хвост ведьме. А вот касательно того, что Хома побоялся, - это всерьёз. Именно здесь зерно гоголевской мысли. Для этой повести характерно трагическое восприятие  мира.  Жизнь сталкивает человека  с злыми и жестокими силами. В борьбе  с  ними формируется человек, его воля, его душа. В этой борьбе выживают лишь мужественные и смелые. И горе тому, кто смалодушничает и убоится, погибель неотвратимо постигнет того, кого пришибёт страх. он: оттого, что побоялся.» Соотношение сил между добром и злом, светом и тьмой в реальном мире иное, чем в сказке. Тут человек всегда выходит победителем, там - всё сложнее. В реальной жизни всё становится жертвой зла. Вот так и случилось с философом Хомой Брутом. У него не хватило мужества, его одолел страх.
16
ВЫВОДЫ Реалистические начала в «Вие» проявились более отчетливо, чем в фольк...
ВЫВОДЫ Реалистические начала в «Вие» проявились более отчетливо, чем в фольклорных повестях «Вечеров». Гоголь живописует простоту и грубость нравов бурсацкого «сословия», выразительно запечатлевает образ ректора семинарии, для которого просьба именитого сотника, сопровождаемая подарками, является законом. «Тебя никакой черт,- говорит он Хоме Бруту, и не спрашивает о том, хочешь ли ты ехать, или не хочешь. Я тебе скажу только то, что если ты еще будешь показывать свою рысь да мудрствовать, то прикажу тебя по спине и по прочему так отстегать молодым березняком, что и в баню больше не нужно ходить». Рельефно очерчена фигура верного слуги сотника казака Явтуха. Писатель дает красочные зарисовки народного быта, жизни дворовых людей. В соединении с замечательной характеристикой Хомы Брута все эти образы и картины определяют широкую реально-бытовую насыщенность произведения. Повествование в «Вие» окрашено юмором, который, пронизывая реальность , создает общий эмоциональный тон повести.
17
18
Самостоятельная работа Каким мы видим героя на первых страницах повести? Поче...
Самостоятельная работа Каким мы видим героя на первых страницах повести? Почему именно Хома Брут был приглашен на отпевание панночки? Какова причина гибели Хомы Брута? Докажите, используя последнюю сцену, что в единоборстве со злом Хома Брут победил Вия.
 
 
X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте её своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить презентацию