- Презентации
- Презентация По праву памяти живой к уроку обучения написанию сочинения-рассуждения с опорой на произведения русской литературы XX века. А.Ахматова. А.Твардовский. А.Галич.
Презентация По праву памяти живой к уроку обучения написанию сочинения-рассуждения с опорой на произведения русской литературы XX века. А.Ахматова. А.Твардовский. А.Галич.
Автор публикации: Зайнуллина Г.Д.
Дата публикации: 05.09.2016
Краткое описание:
1
Урок обучения написанию сочинения-рассуждения с опорой на произведения русской литературы XX в. А.А.Ахматова, А.Т.Твардовский, А. Галич. Подготовила: Зайнуллина Г. Д., учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей-интернат г. Буинска Республики Татарстан» КАЗАНЬ, 2015 г.
2
Эссе И.Эренбурга «Сикстинская Мадонна» Человек осознает себя, свой крест и вдруг понимает дивную связь времен, связь с живущим сегодня, всего, что было и отжило, всего, что в памяти…» русский прозаик, поэт, публицист, переводчик с французского и испанского языков, фотограф и общественный деятель.
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Век мой, зверь мой, Кто сумеет заглянуть в твои зрачки И горячей кровью склеить Двух столетий позвонки?
4
5
Осип Эмильевич Мандельштам Марина Ивановна Цветаева Владимир Владимирович Маяковский Сергей Александрович Есенин
6
Андрей Платонович Платонов Варлам Тихонович Шаламов Исаак Бабель Борис Леонидович Пастернак
7
Анна Андреевна Ахматова Поэма «Реквием»
8
Группа 1 Исследователи-литературоведы. «Реквием» А.А.Ахматовой. Какие строчки передают меру материнского горя? Охарактеризуйте лирическую героиню поэмы. В «Посвящении» Ахматова употребляет местоимение «мы». Зачем она делает этот акцент? Какие художественные средства использует поэт, чтобы описать материнское горе? А.А.Ахматова Н.С.Гумилев
9
Проанализируйте отрывок из поэмы А.Ахматовой «Реквием», заполните таблицу. Мать Магдалина Распятие Христос Эпилог Узнала я, как опадают лица, Как из-под век выглядывает страх, Как клинописи жесткие страницы Страдание выводит на щеках, Как локоны из пепельных и черных Серебряными делаются вдруг, Улыбка вянет на губах покорных, И в сухоньком смешке дрожит испуг. И я молюсь не о себе одной, А обо всех, кто там стоял со мною И в лютый холод, ив июльский зной Под красною ослепшею стеною. Как решена религиозно-библейская тема в поэме? Размер Рифма Образы ИВС Мотивы
10
Лирическая героиня Автор поэмы Страдающая мать При помощи стрелок покажите связь образов
11
Работа в тетради Библейские образы Мотив заступничества
12
Александр Трифонович Твардовский «По праву памяти»
13
Группа 2 Исследователи-литературоведы. «По праву памяти» А.Т.Твардовского. Как соотносятся в поэме А.Т.Твардовского слова «память «и «правда»? Как в главе «Перед отлетом» создаются образы двух друзей – «мыслителя и поэта»? Какой прием лег в основу главы «Сын за отца не отвечает»? Какое место в поэме занимает эта глава? Как воссоздается в этой главе время? Какие мотивы вписываются в тему «пяти слов»?
14
Каковы основные темы произведения. Выделите другим цветом неправильные ответы Тема раскаяния и личной вины человека. Тема природы и Родины. Тема памяти и забвения. Тема исторического возмездия. Тема «сыновней ответственности». Тема поэта и поэзии. Какова композиция данного произведения? Напишите или составьте схему.
15
Работа в тетради Трехчастная композиция Основные темы Образ Родины
16
Шолохов Михаил Александрович Рассказ «Судьба человека»
17
Александр Галич
18
Группа 3 Соотнесите отрывки из трех произведений: «Реквиема» А.Ахматовой, «По праву памяти» А.Т.Твардовского, «Поэмы о Сталине» А.Галича. Проследите за их лексикой. В чем ее особенность? Что объединяет эти произведения?
19
«Аве Мария» Четверостишие / - / - / - /- / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - - / - / - / - / - / - / - - / - / - / Девять строк в строфе / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / - / Дело явно липовое - все, как на ладони, Пятую неделю долбят допрос, Следователь хмурик с утра на валидоле, Как пророк, подследственный бородой оброс... А Мадонна шла по Иудее В платьице застиранном до сини, Шла Она с котомкой за плечами, С каждым шагом делаясь красивей, С каждым вздохом делаясь печальней, Шла, платок на голову набросив – Всех земных страданий средоточье, И уныло брел за Ней Иосиф, Убежавший славы Божий отчим... Аве Мария...
20
Заполните таблицу примерами из «Поэмы о Сталине»А.Галича: Фразеологизмы Разговорная лексика, жаргонизмы Метонимия Сравнение Анафора Библейские образы Книжная лексика
21
Работа в тетради Мотивы перекликаются. Поэты используют одни и те же образы, трактуя их по-своему. Тема памяти раскрывается как наиболее важная, так как рассматривается на библейских сюжетах и образах.
22
Домашнее задание 1. Прочитать рассказ А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Проследить, как интерпретируется в нем тема исторической памяти. 2. Написать сочинение-рассуждение на тему «По праву памяти…», используя материалы, собранные на уроке.
23
Цитаты к сочинению в качестве возможного эпиграфа. * Большинство людей не любит, боится лишнего взгляда в прошлое, особенно на себя в нем, а вдруг придется осознать свою ошибку?(3. Н. Гиппиус). *Если мы знаем, что история человеческого общества — это история войн, то, в конечном счете, история народов — это борьба за правду. (Ч. Айтматов). *Если человечество вдруг исчезнет, оно, в самом деле, убьет своих мертвецов. (Ж. П. Сартр). *Жизнь мертвых продолжается в памяти живых. (Цицерон). *Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый — время. (В. Г. Белинский). *История — самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики. (Индира Ганди). *Какое счастье, что память возвращает нам прошлое не для того, чтобы переделать его, а лишь затем, чтобы осмыслить, оплакать и понять. (Н. Мандельштам). *Концы лестницы, ведущей в будущее, упираются в прошлое. (В. Шкловский). *Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. (Лао-цзы). *Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. (В. Г. Белинский). *Нам хватит времени на то, Чтоб исправить прошлые дела. (Н. Коржавин). *Не могут люди вечно быть живыми, Но счастлив тот, чье помнить будут имя. (А. Навои).
24
*Но то, что было истинно великим, Останется великим навсегда. (Н. Тихонов). *О Человечество, себя ты приковало К столбу Воспоминаний! (Сюй Юйно). *О, это Прошлое! Оно стоит перед глазами. Зачем же Прошлым называть Все то, что в нас и с нами? (ЛюДа-бай). *Память — наше оружие. (А. Адамович). *Пахнет время памятью моей. (В. Кузнецов). *Прошедшего не существует, пока будут существовать книги. (Э. Булвер-Литтон). *Прошлое сидит в нас, оно наша плоть и наш дух, без него нас нет... (В. Тендряков). *Покопайтесь в своих мыслях, и вы найдете в них только прошлое... (Б. Паскаль). *Сохраните только память о нас, и мы ничего не потеряем, уйдя из жизни. (Дж. Уитъер), *Там хорошо, где нас нет: в прошлом нас уже нет, и оно кажется пре-красным. (А. П. Чехов). *Тот, кто не запоминает прошлого, осужден на повторение его. (Дж. Сантаяна). *Человек не умирает до тех пор, пока живут знавшие его. ( Ч. Айтматов). *Человеку свойственно теряться, когда он не находит способа привести себя в связь с тем, что ему предшествует, и с тем, что за ним сле¬дует. (П. Я. Чаадаев). *Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забу¬дете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти. (Л. Н. Андреев).
25
Илья Эренбург *** Мы говорим, когда нам плохо, Что, видно, такова эпоха, Но говорим словами теми, Что нам продиктовало время. И мы привязаны навеки К его взыскательной опеке, К тому, что есть большие планы, К тому, что есть большие раны, Что изменяем мы природу, Что умираем в непогоду И что привыкли наши ноги К воздушной и земной тревоге, Что мы считаем дни вприкидку, Что сшиты на живую нитку, Что никакая в мире нежить Той тонкой нитки не разрежет. В удаче ль дело, в неудаче, Но мы не можем жить иначе, Не променяем — мы упрямы — Ни этих лет, ни этой драмы, Не променяем нашей доли, Не променяем нашей роли, — Играй ты молча иль речисто, Играй героя иль статиста, Но ты ответишь перед всеми Не только за себя – за время!