7
  • Презентации
  • Ф.И. Тютчев. Анализ стихотворения О вещая душа моя

Ф.И. Тютчев. Анализ стихотворения О вещая душа моя

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:

1
Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «О вещая душа моя!».
Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «О вещая душа моя!».
2
Тютчева можно назвать поэтом-философом. Все его стихотворения содержат глубок...
Тютчева можно назвать поэтом-философом. Все его стихотворения содержат глубокий философский смысл и создают невероятное впечатление после прочтения.
0
 
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Тема любви - центральная тема в лирике Тютчева. Любовная лирика рождается тог...
Тема любви - центральная тема в лирике Тютчева. Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встречает женщину, способную вызвать в его душе сильное чувство: любовь, страсть, восхищение. На своем жизненном пути Ф.И.Тютчев встретил несколько женщин, которых любил: Элеонора Петерсон, Эрнестина Дернберг, Амалиля Крюденер. Но наиболее значительное любовное увлечение его жизни, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом, - Елена Александровна Денисьева. Стихи, посвященные Денисьевой, принято называть “денисьевским циклом”. Это летопись любви, лирические откровения, в которых передано состояние человеческой души. Это своего рода роман, посвященный переживаниям женщины.
4
Экспресс-анализ стихотворения «О вещая душа моя!» Стихотворение «О вещая душа...
Экспресс-анализ стихотворения «О вещая душа моя!» Стихотворение «О вещая душа моя…» было написано Ф.И. Тютчевым в 1855 году, когда в личной жизни Тютчева была самая страстная любовь к Денисьевой. Впервые было опубликовано в журнале «Русская беседа» в 1857 году. Произведение относится к философской лирике, жанр его – лирический фрагмент, стиль – романтический.
5
Как отмечают исследователи, это стихотворение ярко отражает полярность, двой...
Как отмечают исследователи, это стихотворение ярко отражает полярность, двойственность мироощущения Тютчева. Поэт утверждает здесь двойственную природу человеческого существования – земную и небесную. Душа – это божественное начало в человеке. Сердце же – это его земная, материальная природа. В первой строфе поэт будто объединяет эти два начала, используя местоимение «ты». Анализ первой строфы В двух первых строках поэт обращается одновременно к двум сторонам человеческой жизни, объединяя их в 3 и 4 строках в движении «бьешься». Тютчев использует местоимение «ты», в котором тоже объединяет душу и сердце в «двойном бытии». Поэт использует местоимения (приём метонимия) для того, чтобы усилить личностный характер переживания. Четверостишие заканчивается восклицательным знаком с многоточием, что усиливает эмоциональное воздействие и оставляет простор для мысли.
6
Анализ первой строфы Первая строфа звучит как страстно-напряженное признание...
Анализ первой строфы Первая строфа звучит как страстно-напряженное признание поэтом тревожности его двойного бытия, преодолеть, избыть которое ему не дано. В троекратное восклицательное «О» вложил Тютчев нарастающее чувство своей тревоги, прибой которой особенно усиливается к концу строфы. Нарастание этой тревоги передается и глаголом «бьешься», и выражением «как бы», и восклицательной интонацией в последней строчке. Многоточие в финале строфы оставляет нам простор для размышлений. За порогом земной жизни у Тютчева – иной порог, и вот его-то поэту перейти невозможно. О, вещая душа моя! О, сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!..
7
Анализ второй строфы Так, ты жилица двух миров, Твой день — болезненный и стр...
Анализ второй строфы Так, ты жилица двух миров, Твой день — болезненный и страстный, Твой сон — пророчески-неясный, Как откровение духов… Во второй строфе возникает мотив двоемирия, характерный для романтизма. Кроме того, использована антитеза (день - сон), часто встречающаяся в творчестве Тютчева. Поэт раскрывает природу души и сердца. Он вводит читателя в мир иррациональный (запредельный). Здесь возникает мотив двоемирия. День, «болезненный и страстный», то есть жизнь земную, реальную, поэт противопоставляет ночи, сну «пророчески-неясному», то есть жизни души. Человек у поэта живет в обеих этих сферах. И если в первой строфе это предположение было условным (это подчеркнуто выражением «как бы»), то во второй строфе мы видим безоговорочное утверждение причастности бытия двум мирам:
8
Анализ третьей строфы Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые— Ду...
Анализ третьей строфы Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые— Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть. В третьей строфе поэт пытается объединить два начала человеческой природе – земное и божественное, слить их воедино. Сердце волнуют страсти роковые. Душа намерена вознестись к небесам, отвергнув все низменное, слишком человеческое. Тут в последних двух строках, Тютчев переходит на аллегорический язык и возникает образ Марии Магдалины, раскаявшейся грешницы, готовой навсегда прильнуть к ногам Христа, к миру духовному. Душа, заключенная в грешном теле, как в темнице, всегда может обрести свою небесную природу. Композиционно Федор Иванович закольцовывает стихотворение. Божественная душа природы отмечается вначале при помощи эпитета «вещая». Упомянута она и в финале. Как раз посредством образов Христа и Магдалины.
9
Итак, сделаем вывод: 1-е четверостишие - определение двойственности человечес...
Итак, сделаем вывод: 1-е четверостишие - определение двойственности человеческого Бытия. 2-е - раскрытие природы этой двойственности. 3-е-гармония души и тела.
10
Художественные особенности: 1. Используется прием метонимии. «Вещая душа» - м...
Художественные особенности: 1. Используется прием метонимии. «Вещая душа» - мир небесный, «сердце, полное тревоги» - мир земной, «день болезненный и страстный» - жизнь земная, полная страданий, «сон — пророчески - неясный» - духовная жизнь как высшая реальность. 2. Прием антитезы: душа - сердце, день — сон болезненный и страстный - пророчески-неясный. 3. Сравнения: как бы двойного бытия, как откровение духов, как Мария. 4. Размер - четырехстопный ямб.
11
Вывод: Основная тема стихотворения — скрытое те­чение жизни, двойственность в...
Вывод: Основная тема стихотворения — скрытое те­чение жизни, двойственность всего сущего на земле. «О, вещая душа моя!» —программное стихотворение в лирике Тютчева. Известный русский писатель и философ-утопист Чернышевский причислил его к «прекрасным пьесам» Ф. И. Тютчева. Многие исследователи творчества поэта считают, что ключевой темой для него на протяжении всей жизни была тема души. В данном случае ее раскрытие отличается удивительной полнотой и философской глубиной. Редкий стихотворец был настолько увлечен душой, буквально загипнотизирован ею. Она была его главной привязанностью. Не исключено, что именно благодаря этому увлечению поэзия Тютчева осталась жить в веках, приобрела бессмертие.
 
 
X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте её своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить презентацию