7
  • Презентации
  • Презентация по литературе Серебряный век в русской литературе

Презентация по литературе Серебряный век в русской литературе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:

1
Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относяще...
Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века, данное по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, поэты и критики  Николай Оцуп, Сергей Маковский.. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В ЛИТЕРАТУРЕ
2
Литературные течения и объединения Символизм Новое  литературное направление ...
Литературные течения и объединения Символизм Новое  литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного сознания, в увлечении идеалистической философией.
0
 
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
4
Русский символизм Зарождался в годы крушения Народничества, широкого распрост...
Русский символизм Зарождался в годы крушения Народничества, широкого распространения пессимистических настроений. декаданс Литература Серебряного века ставит не злобные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма 1890-е годы —1910 год. На становление символизма в России повлияли две литературные традиции: российская  поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского, Поэзия французского символизма. Основная мысль: искусство — средство познания мира. Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.
5
Старшие символисты Петербургские символисты:  Д. С. Мережковский, З. Н. Гипп...
Старшие символисты Петербургские символисты:  Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб. В их творчестве поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования, декаданс. Московские символисты:  В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт. «Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей. Младшие символисты А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для них символизм  — это философия, преломленная в поэтическом сознании.
6
Серебряный век. Символизм Символизм (от греч. simbolon – знак, символ) – напр...
Серебряный век. Символизм Символизм (от греч. simbolon – знак, символ) – направление в европейском искусстве 1870 – 1910-х г., одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX – XX веков. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений. Само слово символ в традиционной поэтике означает многозначное иносказание, то есть поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления, в поэзии символизма он передаёт индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта.
7
Среди миров Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды и повторяю имя... Не...
Среди миров Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды и повторяю имя... Не потому, чтоб я Её любил. А потому, что я томлюсь с другими. И если мне в сомненье тяжело, Я у Неё одной молю ответа,  Не потому, что от Неё светло,  А потому, что с Ней не надо света. Я – бог таинственного мира, Весь мир в одних моих мечтах. Не сотворю себе кумира Ни на земле, ни в небесах. Моей божественной природы Я не открою никому. Тружусь, как раб, а для свободы Зову я ночь, покой и тьму. Иннокентий Анненский Фёдор Сологуб
8
Началом русского символизма считается момент, когда Мережковский опубликовал...
Началом русского символизма считается момент, когда Мережковский опубликовал свою статью «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе», прочитанную им в Петербурге в декабре 1892. Расцвет русского  символизма связан с приходом  А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова, И. Анненского,
9
Мне открылось, что времени нет, Что недвижны узоры планет, Что бессмертие к с...
Мне открылось, что времени нет, Что недвижны узоры планет, Что бессмертие к смерти ведет, Что за смертью бессмертие ждет. К. Бальмонт …только мимолетности я влагаю в стих. К. Бальмонт Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце… СОЛНЕЧНЫЙ ПОЭТ Константин Бальмонт
10
1867г. – Родился в деревне Гумнище, Владимирской губернии, в дворянской семье...
1867г. – Родился в деревне Гумнище, Владимирской губернии, в дворянской семье. Учился в гимназии в Шуе. 1886 г. поступил на юридический фак. Московского университета, но был исключен за участие в студенческом движении. 1890 г. – вышел первый сборник стихотворений Бальмонта 1894 г. – «Под северным небом», потом «Тишина», «Будем как Солнце». В них преобладают мотивы гражданской скорби. Вскоре Бальмонт выступает как один из зачинателей символизма. 1895—1905г. Бальмонт был едва ли не самым известным среди русских поэтов, позднее его популярность падает.. Бальмонт совершил несколько кругосветных путешествий, описав их в книгах. Был захвачен революционными событиями 1905 г., выступал со стихами, славящими рабочих «Песни мстителя» . Из-за репрессий жил за границей и вернулся на родину в 1913 г. Знал многоязыков, переводил из поэзии Запада и Востока. Первым осуществил перевод на русский язык поэмы классика грузинской литературы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». 1921 г. эмигрировал, жил, сильно нуждаясь, во Франции. Создал там цикл ярких стихотворений, полных тоски по России. Всего выпустил 35 сборников стихов, 20 книг прозы 1942 г. Умер в городке Нуази-ле-Гран близ Парижа.
11
Я возглас боли, я крик тоски. Я камень, павший на дно реки. Я тайный стебель...
Я возглас боли, я крик тоски. Я камень, павший на дно реки. Я тайный стебель подводных трав. Я бледный облик речных купав. Я легкий призрак меж двух миров. Я сказка взоров. Я взгляд без слов. Я знак заветный, – и лишь со мной Ты скажешь сердцем: «Есть мир иной»
12
Хочу быть дерзким, хочу быть смелым, Из сочных гроздий венки свивать. Хочу уп...
Хочу быть дерзким, хочу быть смелым, Из сочных гроздий венки свивать. Хочу упиться роскошным телом, Хочу одежды с тебя сорвать! Хочу я зноя атласной груди, Мы два желанья в одно сольем. Уйдите, боги! Уйдите, люди! Мне сладко с нею побыть вдвоем! Пусть будет завтра и мрак и холод, Сегодня сердце отдам лучу. Я буду счастлив! Я буду молод! Я буду дерзок! Я так хочу! Мотивы лирики ТЕМА СОЛНЦА: Я В ЭТОТ МИР ПРИШЕЛ, ЧТОБ ВИДЕТЬ СОЛНЦЕ… ПРИРОДА: ЕСТЬ В РУССКОЙ ПРИРОДЕ УСТАЛАЯ НЕЖНОСТЬ.. ТЕМА ЛЮБВИ.
13
Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924 гг.) Русский поэт. Внук поэта-баснописца...
Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924 гг.) Русский поэт. Внук поэта-баснописца И.Л. Бакулина и бывшего крепостного, откупившегося на волю и открывшего торговое дело. 1873 г. – род. в Москве. 1885—1893г . учился в частной гимназии. 1893—1899 на историко-филологическом фак. Московск. универс. 1894—1895 г. издал три сб. «Русские символисты», из его стихов. 1890-х Брюсов известный поэт-символист, знаком с Бальмонтом После университета был в журнале «Русский архив», он стал инициатором и руководителем издательства «Скорпион», Брюсов блестяще переводил произведения армянских поэтов, исследовал творчество А.С Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева. После Октябрьской революции он активный издательский деятель :1917-1919 гг. возглавлял Комитет по регистрации печати. 1918—1919 гг. — заведующий Московским библиотечным отделом. 1921 г. председатель Президиума Всероссийского союза поэтов, 1919 г работал в Государственном издательстве, был член Государственного ученого совета, профессор МГУ, 1922 г —заведующий Отделом художественного образования. 1921 г организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни был его ректором и профессором. 1924 г. – умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
14
Мы встретились с нею случайно, И робко мечтал я об ней, Но долго заветная тай...
Мы встретились с нею случайно, И робко мечтал я об ней, Но долго заветная тайна Таилась в печали моей. Но раз в золотое мгновенье Я высказал тайну свою, Я видел румянец смущенья, Услышал в ответ я люблю. И вспыхнули трепетно взоры, И губы слилися в одно. Вот старая сказка, которой Быть юной всегда суждено. Тема любви Гимн женщине
15
«Женщине» Валерий Брюсов Ты — женщина, ты — книга между книг, Ты — свернутый,...
«Женщине» Валерий Брюсов Ты — женщина, ты — книга между книг, Ты — свернутый, запечатленный свиток, В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый миг. Ты — женщина, ты — ведьмовский напиток! Он жжет огнем, едва в уста проник, Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток. Ты — женщина, и этим ты права. От века убрана короной звездной, Ты — в наших безднах образ божества! Мы для тебя влечем ярем железный, Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся — от века — на тебя!
16
«Творчество»:  Фиолетовые руки  На эмалевой стене  Полусонно чертят звуки  В...
«Творчество»:  Фиолетовые руки  На эмалевой стене  Полусонно чертят звуки  В звонко-звучной тишине.  Стихотворение «Юному поэту»:  Юноша бледный со взором горящим,  Ныне даю я тебе три завета.  Первый прими: не живи настоящим,  Только грядущее – область поэта. Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,  Как прежде пробежал по этой верной стали.  И снова я с людьми – затем, что я поэт,  Затем, что молнии сверкали.  Поэт – певец свободы. Он должен всегда находиться на переднем крае. Поэт свято верит в торжество идей свободы, он счастлив служить людям:
17
Мучительный дар даровали мне боги, Поставив меня на таинственной грани. И вот...
Мучительный дар даровали мне боги, Поставив меня на таинственной грани. И вот я блуждаю в безумной тревоге, И вот я томлюсь от больших ожиданий. Нездешнего мира мне слышатся звуки, Шаги эвменид и пророчества ламий … Но тщетно с мольбой простираю я руки, Невидимо стены стоят между нами. Земля мне чужда, небеса недоступны, Мечты навсегда, навсегда невозможны. Мои упованья пред миром преступны, Мои вдохновенья пред небом ничтожны. Это стихотворение о трагическом одиночестве поэта: он-человек, поэтому никогда не сможет достичь небесных сфер,  он-поэт, поэтому никогда не обрести ему гармонии в мире людей.
18
Наступление жестокого индустриального века. Неприятие города:  Ты гнешь рабов...
Наступление жестокого индустриального века. Неприятие города:  Ты гнешь рабов угрюмых спины,  Чтоб, исступленны и легки,  Ротационные машины  Ковали острые клинки.  Единое счастье – работа…  энергичное обращение к читателю – рабочему, хлеборобу, писателю – с призывом упорно трудиться:  Иль – согнут над белой страницей, —  Что сердце диктует, пиши,  Пусть небо зажжется денницей, —  Всю ночь выводи вереницей  Заветные мысли души!  Заключительные строки стихотворения стали общеизвестными благодаря сосредоточенному в них высокому смыслу:  Работай до жаркого пота,  Работай без лишнего счета,  Все счастье земли – за трудом!
19
Восхищение человеком как мыслящим существом, способным изменять мир, выражено...
Восхищение человеком как мыслящим существом, способным изменять мир, выражено в стихотворении «Хвала человеку».  Брюсов увлекался идеями научно-технического прогресса, приветствовал активную творческую деятельность человечества, даже мечтал о будущих полетах в космос. Поэт создает собирательный образ Человека-творца, способного изменить к лучшему окружающее пространство:  Молодой моряк вселенной,  Мира древний дровосек,  Неуклонный, неизменный,  Будь прославлен, Человек!
20
Федор Кузьмич Сологуб (псевдоним, настоящая фамилия — Тетерников; 1863—1927)...
Федор Кузьмич Сологуб (псевдоним, настоящая фамилия — Тетерников, 1863—1927) — поэт и прозаик. литературный кружок «старших» символистов В основе поэзии Сологуба — ощущение жизни, отравленной ежечасным ожиданием смерти, погружение в безотрадные потемки человеческого духа, состояние отчаянной усталости и «бессмысленных томлений». В образах, изощренно спутывающих явь и сновидение, быль и фантастическую грезу, легенду, Сологуб «уличает» земную жизнь в обманах, неизбывном зле, скрывающемся под множеством личин, всюду видит неустранимую вражду между хаосом чувств и «печальным» сознанием человека. Стихи начал печатать с 1884 г.  На революцию 1905 г. Сологуб откликнулся рядом стихотворений, окрашенных симпатиями к ней. Однако поражение революции усилило упадочную настроенность, индивидуалистическую замкнутость и антиобщественные мотивы его творчества. Октябрьскую революцию Ф. Сологуб встретил холодно и отчужденно. В последние годы жизни активно занимался переводами.
21
Родился 17 февраля (1 марта н.с.) в Петербурге в бедной семье (отец - портной...
Родился 17 февраля (1 марта н.с.) в Петербурге в бедной семье (отец - портной, бывший крепостной, мать - крестьянка).  В четыре года потерял отца, мать стала работать прислугой в доме одной петербургской чиновницы.  Учился в приходской школе, затем в уездном училище, закончил образование в Петербургском учительском институте (1882).  В 1882 - 92 был учителем математики в провинциальных городах, до выхода в отставку в 1907 продолжал педагогическую деятельность в Петербурге.  Первые стихотворения, в которых присутствует влияние символистов, напечатал в 1884. Десять лет работы в провинции не прошли для него даром: он привез в Петербург начатый еще в 1882 роман Тяжелые сны, который в 1895 был опубликован в Северном вестнике.
22
В "Северном вестнике" в 1893 - 97 были помещены 17 его стихотворений (2 из ни...
В Северном вестнике в 1893 - 97 были помещены 17 его стихотворений (2 из них - переводы из Верлена), три рассказа (Тени, Червяк, К звездам), пять статей на общественные темы, множество рецензий.  Уже находясь в Петербурге, он вошел в круг русских символистов, объединившихся вокруг журнала Северный вестник (Минский, Мережковский, Гиппиус, Бальмонт и др.). В 1895 - 96 выходят его первые сборники: Стихи. Книга первая, Тени. Рассказы и стихи. Сологуб занимает в литературе такое свое место, что не признавать его сделалось нельзя (З.Гиппиус).  Выходят его книги стихов (Змий. Стихи. Книга шестая, 1907, Пламенный круг, 1908) и рассказов (Книга разлук, 1908, Книга очарований, 1909). В эти годы выступает и как драматург (Дар мудрых пчел, 1907, Победа смерти и Ночные пляски, 1908, и др.).  Вершиной его прозы стал знаменитый роман Мелкий бес, написанный в 1902 и опубликованный в 1907. Появление этого романа определило дальнейшую судьбу Сологуба: он смог выйти в отставку и заняться только литературным трудом. Он начинает писать роман Навьи чары.
23
В 1910 - 12 выходит Собрание сочинений Сологуба в двенадцати томах. Февральск...
В 1910 - 12 выходит Собрание сочинений Сологуба в двенадцати томах. Февральскую революцию приветствовал, Октябрьскую не принял, однако продолжал общественно-литературную деятельность. В марте 1918 был избран председателем Совета Союза деятелей художественной литературы. Издал свои демократические стихи разных лет (сборник Соборный благовест, 1921).  Много занимается переводами. В 1924 избирается почетным председателем секции переводчиков в Союзе ленинградских писателей, в 1925 - председателем секции детской литературы, в 1926 - председателем правления Союза, входит в редколлегию Всемирной литературы. В эти годы выпускает ряд сборников стихов. 5 декабря 1927 Ф.Сологуб скончался в Ленинграде.
24
«Я — бог таинственного мира…») «Я - бог таинственного мира...»  Я - бог таинс...
«Я — бог таинственного мира…») «Я - бог таинственного мира...»  Я - бог таинственного мира,  Весь мир в одних моих мечтах,  Не сотворю себе кумира  Ни на земле, ни в небесах.  Моей божественной природы  Я не открою никому.  Тружусь, как раб, а для свободы  Зову я ночь, покой и тьму.  Мотив смерти Покоя мёртвых не смущай, –  Могилы украшай цветами,  Но бесполезными слезами  Земли не орошай.  Из замогильной дали  Не долетит, как не зови,  На запоздалый крик печали  Ответный голос их любви.  Дождь неугомонный Шумно в стекла бьет, Точно враг бессонный, Воя, слезы льет.   Ветер, как бродяга, Стонет под окном, И шуршит бумага Под моим пером.
25
Анненский Иннокентий Фёдорович, (1855-1909), русский поэт, переводчик, драмат...
Анненский Иннокентий Фёдорович, (1855-1909), русский поэт, переводчик, драматург, критик, педагог. Родился в Омске в семье крупного чиновника. По матери приходился дальним родственником Пушкину. Когда ему исполнилось четыре года, семья перебралась в Томск, а через год – в Петербург, где отец получил должность чиновника по особым поручениям в Министерстве внутренних дел. Но в 1874 его разбил паралич, и материальное положение семьи стало очень тяжёлым. Окончив гимназию в 1872, Анненский лишь в 1875 поступил в университет. Окончил историко- филологический факультет Петербургского университета в 1879. В это время он женился на Надежде Валентиновне Хмара-Барщевской, вдове с двумя сыновьями-подростками, которая была старше его на 23 года. Через год у них родился сын Валентин, будущий поэт, писавший под псевдонимом «В. Кривич». После окончания университета началась многолетняя педагогическая деятельность Анненского: он преподавал греческий и латинский языки в гимназии, был директором Николаевской мужской гимназии в Царском Селе, читал лекции по истории древнегреческой литературы на Высших женских курсах в Петербурге. Одновременно с преподавательской работой перевёл и опубликовал трагедии Еврипида. Издавал статьи о русской литературе, писал стихи и поэтические трагедии. Лирика его, носившая символический характер, отличалась глубокой искренностью и в дальнейшем оказала сильное влияние на творчество поэтов-акмеистов, которые объявили Анненского своим духовным учителем. 1
26
Есть любовь, похожая на дым; Если тесно ей - она одурманит, Дать ей волю - и...
Есть любовь, похожая на дым, Если тесно ей - она одурманит, Дать ей волю - и ее не станет.. .Быть как дым,- но вечно молодым. Есть любовь, похожая на тень: Днем у ног лежит - тебе внимает, Ночью так неслышно обнимает... Быть как тень, но вместе ночь и день...
27
АНДРЕЙ БЕЛЫЙ БОРИС БУГАЕВ 1880 – 1934г. русский прозаик, поэт, критик, литера...
АНДРЕЙ БЕЛЫЙ БОРИС БУГАЕВ 1880 – 1934г. русский прозаик, поэт, критик, литературовед
28
1880, род. – в Москве в дворянской семье известного математика, профессора МГ...
1880, род. – в Москве в дворянской семье известного математика, профессора МГУ Николая Васильевича Бугаева. 1891 – Борис Бугаев поступает в Московскую частную гимназию. 1895 – знакомится с Сергеем Соловьевым и его родителями, брат отца– философ Владимир Соловьев. 1899– Борис Бугаев студент естественного отделения физико-математического факультета Московского университета. 1900– работает над «Северной симфонией» и циклом символистских стихов, начинает серьезно изучать философские труды и поэзию В. С. Соловьева. 1901 знакомится с В. Брюсовым, Д. Мережковским и З. Гиппиус. 1902, – в свет выходит «2-я драматическая симфония», она стала первой публикацией Бориса Бугаева, впервые подписана псевдонимом Андрей Белый, 1903  – начало переписки с Александром Блоком, – скоропостижно скончался М. С. Соловьев, в тот же день не в силах перенести утрату застрелилась О. М. Соловьева, – поэтический дебют А. Белого в альманахе «Северные цветы», – Белый знакомится с К. Д. Бальмонтом, М. А. Волошиным и другими символистами,, – получает диплом об окончании университета,
29
1904 – Белый знакомится с А. Блоком и его женой Любовью Дмитр.; в свет выходи...
1904 – Белый знакомится с А. Блоком и его женой Любовью Дмитр., в свет выходит первый поэтический сборник Белого «Золото в лазури», – Белый знакомится с Вячеславом Ивановым, – поступает на историко-филологический факультет Московского университета, гостит у А. Блока в Шахматове, 1905, 9 января – Белый приезжает в Петербург к Блокам и Мережковским, становится свидетелем Кровавого воскресенья и участником последующих событий и акций протеста, – приезжает в Шахматово к Блокам, делает письменное признание в любви Любови Дмитриевне Блок, 1906 – объясняется в любви Л. Д. Блок, – подает прошение об отчислении из университета и отправляется в путешествие по Европе. 1907 – Андрей Белый возвращается в Москву, – Блок вызывает Белого на дуэль, при встрече конфликт улаживается. 1910– живет в Петербурге на квартире («Башне») Вячеслава Иванова, – в свет выходит отдельное издание «Серебряного голубя»,  – читает лекцию в Религиозно-философском обществе на тему «Трагедия творчества у Достоевского», возобновляет дружбу с Блоком, после смерти Льва Толстого пишет брошюру «Трагедия творчества. Достоевский и Толстой»,
30
1912,– отказ печатать роман; – Белый передает написанные главы романа «Петер...
1912,– отказ печатать роман, – Белый передает написанные главы романа «Петербург» другому издателю и уезжает с Асей Тургеневой в Европу.  1913 – возвращаются в Россию, в Петербурге Белый знакомится с Ивановым, общается с Блоком, Мережковским, Гиппиус, Бердяевым, с группой русских антропософов выезжает в(Хельсинки), где читает лекции. 1916– в России выходит отдельное издание романа «Петербург», – в связи с призывом на военную службу Белый возвращается в Россию– получает трехмесячную отсрочку от службы, 1917– вновь получает двухмесячную отсрочку от военной службы, – попеременно живет в Петрограде и Царском Селе, знакомится с С. Есениным, Н. Клюевым, другими «крестьянскими поэтами», а также с М. Пришвиным, Е. Замятиным, О. Форш, А. Чапыгиным, К. Петровым-Водкиным и др., 28 февраля – в Петрограде произошла революция, Белый возвращается в Москву. 1918, – работает над эпопеей «Я» («Записки чудака») и циклом философско-публицистических этюдов «На перевале», пишет поэму «Христос воскрес», – поступает на службу помощника архивиста, читает лекции в первое московском Антропософском обществе, публикует книгу «На перевале: служит в московском Пролеткульте и в Театральном отделе Наркомпроса. 1919 – участвует а организации Дворца искусств в Москве, выходит в свет поэма «Христос воскрес», его избирают в состав Президиума Всероссийского союза поэтов, служит в Отделе охраны памятников старины. 1920, 17 февраля – 9 июля – в Петрограде работает в Вольной философской ассоциации (Вольфила), председателем совета которой его избрали – в Москве работает над книгами: «Лев Толстой и культура», «Кризис сознания»,.
31
символистов «Весы». В 1906—1908 гг. Белый пережил личную драму: он безнадёжно...
символистов «Весы». В 1906—1908 гг. Белый пережил личную драму: он безнадёжно влюбился в жену Блока Любовь Дмитриевну. Это повлекло за собой трагический надлом в отношениях с другом-поэтом и в конце концов вылилось в пронзительную лирику (сборник «Урна», 1909 г.). Роман «Серебряный голубь» (1909 г.) — попытка осмыслить катастрофическое состояние России как пролог к её грядущему духовному возрождению. В первой половине 10-х гг. создан самый известный роман Белого, представляющий собой одно из высших достижений русского символизма, — «Петербург»,. В Октябрьском перевороте 1917 г. Белый увидел очередное явление очистительной стихии. Он искренне старался приспособиться к жизни в новой России, участвуя в «культурном строительстве», даже написал поэму, пронизанную революционным пафосом, — «Христос воскрес» (1918г.). Однако в начале 20-х гг. опять уехал за границу. Встречавшие его в Берлине отмечали в нём душевный надлом. Причинами послужили измена жены, разочарование в учении немецкого мистика. В последние годы жизни он выпустил три книги воспоминаний.. Эти мемуары —- бесценный источник сведений об эпохе и о литературных исканиях. Летом 1933 г. в Коктебеле у Белого случился солнечный удар. 8 января 1934 г. после нескольких кровоизлияний в мозг «гениального и странного» (по словам Блока) писателя не стало.
32
33
1921 последняя встреча с А. Блоком (7 августа умирает А. Блок); 11 августа –...
1921 последняя встреча с А. Блоком (7 августа умирает А. Блок), 11 августа – Белый начинает писать воспоминания о Блоке, 20 октября – Белый уезжает в Берлин, 1922 – начинает сотрудничать с берлинской газетой «Голос России», готовит к изданию сокращенную и переработанную редакцию романа «Петербург», выступает на митинге, посвященном организации помощи голодающему населению России, – Белый сближается с Мариной Цветаевой, начинает работать над книгой стихов. 1923– возвращается в Москву. 1924 последняя встреча с Брюсовым. 1928 – пишет автобиографический очерк «Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть…» – публикует роман «Петербург», – работает над первым томом мемуаров «На рубеже двух столетий», – работает над романом «Маски», третьей частью трилогии «Москва». 1930– выходят в свет воспоминания «На рубеже двух столетий – отдыхает в Крыму, в последний раз встречается в Коктебеле с М. Волошиным, 1931 – регистрирует брак с К. Н. Васильевой (отныне – Бугаевой), – пишет письмо И. В. Сталину, работает над книгой о Гоголе, уезжает в Москву. 1932 – работает над книгой «Мастерство Гоголя», – сдает часть своего архива в Литературный музей, 1933, январь – выходит в свет роман «Маски», «вечера» Андрея Белого в Политехническом музее, Белый отдыхает в Коктебеле, 8 декабря – из-за ухудшения самочувствия Белого помещают в больницу.  1934,8 января – Андрей Белый скончался от паралича дыхательных путей в присутствии жены и врачей. Его прах захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
34
Поля моей скудной земли Вон там преисполнены скорби. Холмами пространства вд...
Поля моей скудной земли Вон там преисполнены скорби. Холмами пространства вдали Изгорби, равнина, изгорби! Косматый, далекий дымок. Косматые в далях деревни. Туманов косматый поток. Просторы голодных губерний. Просторов простертая рать: В пространствах таятся пространства. Россия, куда мне бежать От голода, мора и пьянства? От голода, холода тут И мерли, и мрут миллионы. Покойников ждали и ждут Пологие скорбные склоны. Там Смерть протрубила вдали В леса, города и деревни, В поля моей скудной земли, В просторы голодных губерний.      Русь Солнцем сердце зажжено. Солнце - к вечному стремительность. Солнце - вечное окно в золотую ослепительность. Роза в золоте кудрей. Роза нежно колыхается. В розах золото лучей красным жаром разливается. В сердце бедном много зла сожжено и перемолото. Наши души - зеркала, отражающие золото.
 
 
X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте её своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить презентацию