- Презентации
- Презентация по литературе Сравнительный анализ персонажей в русской и чувашской мифологии
Презентация по литературе Сравнительный анализ персонажей в русской и чувашской мифологии
Автор публикации: Архипова М.В.
Дата публикации: 13.11.2016
Краткое описание:
1
Сравнительный анализ образов персонажей в русской и чувашской мифологии. .
2
Введение. По верованиям славян и чувашей у всех живых объектов есть душа. Весь окружающий мир, с точки зрения чувашей, заселен разными сверхъестественными существами. Кроме них, во всех предметах могут находиться еще и духи, они могут перемещаться и влиять на человека положительно или отрицательно, как им заблагорассудится, но они всегда бессмертны и невидимы. Поэтому люди должны соблюдать правила на все случаи жизни, чтобы не навлечь на себя и свои дела гнев духов.
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Почему мы выбрали эту тему? Нас заинтересовала эта тема, и мы решили больше узнать о чувашской и славянской мифологиях, узнать, как же наши предки относились к разным животным.
4
Цель и задачи: Познакомиться с мифами чувашского и славянского народа. Узнать о животных в чувашской и славянской мифологии. Узнать, чем же чувашская мифология отличается от славянской.
5
Общее понятие о мифе. По представлениям древних людей, все в этом мире – живое, все, как и человек, имеет душу. Все живые существа, разные предметы и явления могут чувствовать боль и радость, ощущать тепло и холод, могут думать и разговаривать… У чувашей, как и у многих других народов нашего края, в прошлом бытовала богатая и своеобразная мифология.
6
Животные в славянской мифологии. Славяне верили, что все мы наделены разными характеристиками, присущими различным животным. Каждое животное, зверь, птица или рыба и даже самый малый муравей имеют свой характер, историю и волшебную силу.
7
Животные в чувашской мифологии. В мифах о происхождении животных часто поясняется, что некогда животные были человекообразными существами или людьми. Волки: согласно чувашским преданиям, они являются творениями Тура. Ласточка: она считалась любимой птицей чувашей. Петух считался священной птицей. Голубь выступал в виде души умершего или небесного вестника. Гусь считался птицей хаоса.
8
Духи природы в славянской мифологии. Владыка вод (болот, озер, рек и морей). Его называли по-разному - водяной черт, водовик, водяной дедушка и т.п. Этот дух олицетворял водную стихию. Водяной может принимать различные образы: то крупной рыбы, то ребенка, то лошади. Он способен разрушить запруды, поэтому его надо уметь умилостивить. Водяной считается покровителем рыбаков, которые и приносят ему в жертву часть пойманной ими рыбы.
9
Аука. Это дух леса, который, в отличие от прочей нежити, не спит ни зимой, ни летом. Сам Аука маленький, пузатенький, щеки надутые. Живет он в избушке, проконопаченной золотым мхом, вода круглый год от талого льда. Любит он морочить голову человеку в зимнем лесу, отзываться сразу со всех сторон. Того и гляди заведет в глушь или бурелом. Вселит надежду на спасение, а сам водит до тех пор, пока не утомится человек и не уснет сладким морозным сном, обо всем забыв.
10
Леший. Леший, лесовик, лешак, лисун, боровик — в восточнославянской мифологии злой дух, воплощение леса как враждебной человеку части пространства. Леший — хозяин леса и зверей, его представляют одетым в звериную шкуру, иногда со звериными атрибутами: рогами, копытами, Леший может изменить свой рост, становиться ниже травы или выше деревьев, перегоняет стада зверей из одного леса в другой.
11
Русалка. В Древней Руси - это мифологические существа в виде полуженщины-полурыбы. Русалками становились преждевременно умершие девушки или невесты, не дожившие до свадьбы. Они изображались с длинными, распущенными волосами. В ряде мест русалка - водяной дух. Русалки связаны с культом плодородия, появлялись они в свой праздник на русальей недели, когда начинала цвести рожь. В дни этого праздника нельзя работать. Нарушителей запрета русалки наказывают, вытаптывая их посевы. Русалок можно встретить во многих местах - в поле, у воды, на деревьях. В хороводных песнях люди призывают русалок помогать росту хлеба.
12
Баба Яга. Яга (Баба-Яга) - изначально заботливая берегиня, которая впоследствии, во времена христианства, превратилась в страшное, демоническое существо, которым пугали детей. Баба Яга изначально прародительница, очень древнее положительное существо, хранительница (если надо воинственная) рода, традиций, детей и около домашнего (часто лесного) пространства.
13
Духи природы в чувашской мифологии. Албаста — злое существо в виде женщины с четырьмя грудями Арзюри — дух, хозяин леса, леший Вубр — злой дух, насылал болезни, нападал на спящего человека Вите хуси — хозяин хлева Вудаш — злой дух, обитающий в воде Ийе — дух, обитающий в банях, мельницах, заброшенных домах, хлевах и т. д. Келе — злой дух. Вупкан — злой дух, насылающий болезни, невидимый или в виде собаки. Хэрле щын — добрый дух, живущий в небесах Эсрель — дух смерти
14
Структура мира. Для чувашского язычества характерно многоярусное представление о мире. Мир состоял из трех частей: верхний мир, наш мир и нижний мир. И было всего семь слоев в мире. Три слоя в верхнем, один в нашем, и ещё три в нижних мирах.
15
Социологический опрос. Было опрошено: 112 человек. Классы: 4 «А», 4 «Б», 5 «А», 5 «Б», 6 «А», 6 «Б». Были заданы следующие вопросы: 1) Читали ли вы чувашские сказки? 2) Читали ли вы русские сказки? 3) Как они назывались? 4) Какие герои вам больше всего запомнились?
16
17
Заключение. Отрывок из произведения Г. Н. Волкова «Золотая земля». «Вот вы ознакомились с нашей прекрасной страной. Для нас дороже этой земли ничего нет. Мы на этой земле работаем, отдыхаем, веселимся. Здесь же умираем и уходим в мир иной. На родной земле и кладбище как родной дом. Чувашская земля для нас – и отец, и мать, и брат. Эта земля священна. А у родины и пыль родная, и грязь сладкая. Его важная глина – золото, сухая глыба – серебро. Вы наши гости. Нам ничего не жаль для вас. Ибо дороже Земли чувашской мы не знаем. Поэтому даже пылинку своей земли не можем отдать. Пусть ваша обувь будет чистой. До встречи».
18
Литература. Г. Ф. Юлмарт. Чувашский фольклор. Чебоксары.2003г. Г. Ф. Юлмарт. Чувашский эпос. Чебоксары. Чувашское книжное издательство.2004г. Г.Н.Волков. Этнопедагогика. Чебоксары. 1994г. М.И.Скворцов. Культура Чувашского края. Чувашское книжное издательство.2000г. Андреев И.А., Горшков А.Е., Иванов А.И. Чувашско-русский словарь. 1985г.