- Презентации
- Презентация Тема любви в творчестве И.А.Бунина сборник Тёмные аллеи
Презентация Тема любви в творчестве И.А.Бунина сборник Тёмные аллеи
Автор публикации: Родина Е.В.
Дата публикации: 11.11.2016
Краткое описание:
1
Сборник «Тёмные аллеи» учитель МБОУ «СОШ №7» г. о. Реутов Родина Елизавета Викторовна Тема любви в творчестве И.А.Бунина
2
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Любовь – великая таинственная стихия, преображающая жизнь человека, наполняющая особым смыслом его земное существование. Мало кто из писателей и поэтов обошёл вниманием эту тему. Наверное чаще других обращался к ней И.А.Бунин, который утверждал, что «всякая любовь – великое счастье…».Сборник рассказов «Тёмные аллеи» – шедевр позднего периода творчества писателя. Рассказы этого цикла объединены общей темой, авторским мироощущением, эмоциональной окраской, композиционными приёмами, стилистикой.
4
Писатель совершает в этой книге беспрецедентную по художественной смелости попытку: он 38 раз (таково количество рассказов в книге) пишет «об одном и том же». Результат поразителен: читатель всякий раз переживает воссоздаваемую картину (казалось бы, заведомо известную ему) как абсолютно новую, а острота сообщаемых ему «подробностей чувства» не только не притупляется, но, кажется, лишь усиливается. Как же в произведениях Бунина изображена любовь?
5
История создания цикла. Книга рассказов Темные аллеи собиралась восемь лет, с 1937 по 1945 год. Семидесятилетний Бунин, убеленный сединами вечный юноша, выписывает из Войны и мира Льва Толстого: Любовь не понимает смерти. Любовь есть жизнь, - слова, которые могут служить эпиграфом, сквозной темой и камертоном Темных аллей. Шесть из восьми лет, отведенных ему жизнью для написания цикла, пришлись на Вторую мировую войну. Отказавшись уезжать в Америку, он поселился в Грассе, на вилле Жаннет. Дом был расположен на вершине холма. Сад, окружавший его, переходил в лес. Бунин записывает: Нынче особенно великолепный день. Все долины и горы кругом в солнечно-голубой дымке... Справа вдоль нашей каменной лестницы зацветают небольшими розоватыми цветами два олеандра с маленькими острыми листьями. И одиночество, одиночество, как всегда!... Да, и война вокруг, и старость, и неотступная нужда. Живем мы все хуже и хуже, - пишет он в марте сорок первого, - истинно на пище святого Антония, но и эта пища становится до смешного дорого. И вот из нищеты, дикого одиночества, безвыходности, голода, холода, грязи, боли и страдания произрастает щемяще-нежная и прекрасная книга.
6
Но откуда название Темные аллеи? Бунин вспоминал, что однажды ему в руки попала книга стихов поэта Огарева, где в стихотворении Обыкновенная повесть он наткнулся на строки: Кругом шиповник алый цвел Стояла темных лип аллея... Эти строки вызвали в душе Ивана Андреевича воспоминания о русской осени, ненастье, старом военном... Вослед воспоминаниям родился рассказ, который Бунин назвал словами, взятыми из стихотворения: Темные аллеи. Бунин часто вспоминал слова Толстого, которые тот некогда сказал ему: Счастья в жизни нет, есть только зарницы его - цените их, живите ими.
7
8
Бунин работал над книгой запоем. Эта работа спасала его душу и сознание от хаоса и ужаса мира. В этом царстве ненависти он собственноручно воздвигал храм любви. Обитатели виллы Жаннет были свидетелями тому, сколь одержим был Бунин своей книгой. Случались недели, когда он буквально не отрывался от письменного стола, по нескольку раз переписывал рассказы, собирая имена и фамилии героев, придумывал заглавия. И, наконец, запись в дневнике 9 мая 1944 года: Час ночи. Встал из-за стола - осталось дописать несколько страниц Чистого понедельника... Господи, продли мои силы для моей одинокой бедной жизни в этой красоте и работе.» Так на закате своих дней совершает Бунин свой одинокий подвиг... А его книга Темные аллеи стала неотъемлемой частью русской и мировой литературы.
9
Сборник можно назвать энциклопедией любовных драм. Любовь изображается как самое прекрасное, самое высокое чувство. В каждом из рассказов показан момент высочайшего торжества любви. Все новеллы сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. «Какое удивительное время – молодость! Жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить её лишь тогда, когда всё осталось позади», - утверждает Бунин. Подобные моменты возвращения к самому яркому, сильному переживанию и воспроизведены в цикле. И хотя во многих рассказах любовь трагична, писатель утверждает, что «всякая любовь – великое счастье», даже если она завершается разлукой, гибелью, трагедией. К такому выводу приходят бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами разрушившие свою любовь. Но это прозрение приходит к ним слишком поздно.
10
Можно ли назвать рассказы цикла «Тёмные аллеи» энциклопедией любви? Приведите примеры разных оттенков любви, сложную гамму чувств героев. Определите повторяющуюся сюжетную схему рассказов, какие компоненты в неё входят? Почему рассказы повторяют друг друга в основных моментах? Что общего в финале почти всех рассказов? Чем объяснить трагичные и жестокие развязки каждого рассказа? Почему любовное счастье кратковременно и катастрофа неизбежна? Почему любовь у Бунина всегда связана с ощущением смерти («сильна как смерть»?)
11
У Бунина был отличный от других, свой собственный взгляд на это чувство. Финал его был одним - смерть или расставание, независимо от того, как сильно герои любили друг друга. Иван Алексеевич считал, что это чувство похоже на вспышку, но именно этим и прекрасно. Любовь с течением времени сменяется привязанностью, которая постепенно превращается в быт. Герои Бунина лишены этого. Они переживают лишь вспышку и расстаются, насладившись ею.
12
«Главные герои рассказа «Тёмные аллеи» – их судьбы и характеры» Надежда Николай Алексеевич Происхождение Детали портрета История любви Как сложилась судьба после расставания Какие чувства испытывает вовремя и после встречи
13
Выводы: Герои любят друг друга по-прежнему. За измену своей первой любви мстит герою судьба. Не обретает счастья в жизни семейной Николай Алексеевич. В свое время сословные предрассудки помешали соединить судьбу будущему генералу с простолюдинкой. Но любовь из сердца главного героя не ушла и мешала стать счастливым с другой женщиной, воспитать достойно сына.
14
Надежда также пронесла любовь через всю жизнь и в итоге тоже оказалась одна. За причиненные страдания простить героя она не смогла, поскольку он остался в ее жизни самым дорогим человеком. Николай Алексеевич оказался неспособен нарушить установленные в обществе правила. Ведь, женись генерал на Надежде, он встретил бы презрение и непонимание окружающих. А бедной девушке не оставалось ничего, как покориться судьбе. В те времена невозможны были светлые аллеи любви между крестьянкой и барином. Проблема эта уже общественная, а не личная.
15
«Лёгкое дыхание» Можно предположить, что толчком к его написанию послужила поездка писателя на Капри, где во время прогулки писатель увидел на небольшом кладбище надгробие с медальоном. На нем была изображена совсем еще молодая и необыкновенно красивая девушка со счастливым выражением лица. Трагизм этой страшной противоречивости, видимо, настолько поразил писателя, что он решил «оживить» героиню на страницах своей прозы.
16
«Лёгкое дыхание» Сюжет - последовательность событий, происходящих в художественном произведении. В чём особенности композиции рассказа? Несовпадение с хронологическим порядком событий, которые разворачиваются не по прямой линии, а скачками. Покажите обилие временных скачков. Какие события представлены бегло, а какие - более крупно? Что выделяет автор в портрете Оли Мещерской? В её характере? Как вы понимаете название рассказа?
17
Вывод: «Легкое дыхание», которое «навсегда рассеялось в этом холодном ветре», - это образное выражение того, что есть в человеке духовного, истинно человеческого. Очаровательная и в то же время развращенная гимназистка, глупый и злой офицер, убывший ее, провинциальный городок со всеми своими уродствами - все это останется на грешной земле, а этот дух, живший в Оле Мещерской, унесется ввысь, чтобы снова воплотиться во что-нибудь и напомнить нам, что кроме наших суетных и мелких помыслов и дел в мире есть еще что-то такое, что неподвластно нам. В этом и есть непреходящее значение выдающегося рассказа Ивана Алексеевича Бунина.