- Презентации
- Презентация по литературе на тему М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки для детей изрядного возраста» - вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика (10 класс)
Презентация по литературе на тему М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки для детей изрядного возраста» - вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика (10 класс)
Автор публикации: Иващенко О.В.
Дата публикации: 06.07.2016
Краткое описание:
1
М.Е.Салтыков-Шедрин. «Сказки для детей изрядного возраста» - вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика Урок литературы 10 класс
2
Цель урока Выяснить причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр, рассмотреть художественные особенности и жанровое своеобразие сказок писателя, выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, - повторить значение литературных терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония» и другие)
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым совершенством. А.В.Луначарский
4
Сказки Салтыков-Щедрин писал в основном с 1880 по 1886 год, на завершающем этапе своего творчества. Этот жанр предоставлял возможность скрыть истинный смысл произведения от цензуры, позволял просто и доступно трактовать сложнейшие проблемы политики и нравственности.
5
Жанровое своеобразие В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приёмы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует» их. Кроме того важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.
6
Аллегория – иносказание Зачин – ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»). Пословицы и поговорки - («бабушка надвое сказала», «не давши слова – крепись, а давши – держись»). Эпитет - в поэтике: образное, художественное определение. Постоянный эпитет (в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое»).
7
Художественные особенности сказок Фольклорные мотивы(сказочный сюжет, народная лексика) Гротеск (переплетение фантастики и реальности) «эзопов язык» (иносказание и метафоричность) Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия) Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности) Гиперболизация
8
Тематика сказок Народ и самодержавие («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Сказка о ретивом начальнике».). Народ и господствующие классы. («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»). Народ и буржуазная обывательская интеллигенция («Премудрый пискарь», «Либерал», «Карась-идеалист», «Вяленая вобла»).
9
Проблематика сказок Самодержавие и угнетённый народ Отношение мужика и барина Положение народа Подлость буржуазии Трусость обывателя Правдоискательство
10
Сказка “Орел-меценат” В сказке “Орел-меценат” под маской хищной птицы автор показывает глупость и высокомерие правителей. Орел - враг науки, искусства, защитник тьмы и невежества. Он уничтожил соловья за его вольные песни, дятла-ученого “нарядил в кандалы и заточил в дупло навечно”, дотла разорил ворон-мужиков. Но Орла ждало возмездие за несправедливость и жестокость: вороны взбунтовались и улетели оставив Орла умирать голодной смертью.
11
Сказка «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин призывает простой народ встать на защиту своей жизни и своих прав. Безусловно, в сказке используется иносказание, и под масками Топтыгиных изображены люди. В произведении описаны те проблемы и вопросы, с которыми пришлось столкнуться российскому обществу в конце 19 века. Они волновали автора, который с помощью иносказания, иронии, сатиры пытается открыть людям глаза на актуальные проблемы. Медведь на воеводстве - отличный образец сатиры Михаила Евграфовича, который не мог закрыть глаза на общественные проблемы.
12
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Сатира на эксплуататорские классы. Паразитизм генералов и рабское поведение мужика, который безропотно подчинился своим поработителям, сам себе верёвку свил, чтобы генералы держали его на привязи, да ещё и благодарен был «генералам за то, что они мужицким его трудом не гнушалися»
13
Сказка «Дикий помещик» Применяя веселый, а иногда и злой, сатирический смех, Щедрин показывает традиционные отношения барина и мужиков. Он едко высмеивает как помещика, который живет за счет мужиков, так и труженика, кормильца, терпящего мучения и лишения.
14
Без мужика очень скоро наступает физическая и нравственная одичалость помещика.
15
Сказка «Коняга» «Коняга» - сказка, в которой нашла отражение вся боль писателя за свою родину. Коняга – символ крестьянина, символ народа и страны, униженных несправедливым политическим режимом и подавленных зверской эксплуатацией.
16
Сказка «Верный Трезор» “Верный Трезор” - сказка-сатира на раболепную покорность и “собачью преданность” мужиков хозяевам-помещикам. Преданность Трезора не помешала купцу Воротилову утопить пса, когда тот перестал справляться со своими обязанностями.
17
Сказка «Карась-идеалист» Сказка Карась-идеалист раскрывает заблуждения русской интеллигенции. Используя эзопов язык, Щедрин высмеивает либералов, которые считают социальное зло простым заблуждением умов.
18
Карасю-идеалисту кажется, что и щуки к добру не глухи. Он верит в достижение социальной гармонии через нравственное перерождение, перевоспитание щук.
19
Сказка «Премудрый пискарь» Сказка “Премудрый пискарь” затрагивает проблемы “среднего класса”, интеллигенции и содержит критику малодушия и тактики выжидания, которые были характерны для определенной части современного писателю русского общества.
20
Характеризуя пискаря, автор язвительно вводит слово “премудрый”. Приставка “пре-” выступает в значении приставки “пере-”: пискарь перемудрил. И уже в названии произведения читатель слышит авторскую иронию.
21
Сказка «Дурак» В сказке «Дурак» автор смеется над глупым обществом циничных людей, которые называют «дураком» человека, не желающего быть эгоистом. Сатира помогает писателю показать все то, что так его беспокоит и не устраивает в современной действительности.
22
Значение сказок Сказки — итог многолетних наблюдений писателя. Направлены против общественного строя, порождающего паразитизм одних, нищету, бесправие других. «...то, что господин Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему назначению, его сказки - та же сатира, и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства...». Ю.В.Лебедев
23
Домашнее задание Проанализировать сказку по плану 1. Основная тема сказки. 2. Главная мысль сказки. 3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы, б) своеобразие животных, в) близость к народным сказкам. 4. Сатирические приемы, использованные автором. 5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. 6. Соединение фольклорного, фантастического и реального.
24
Автор разработки Иващенко Ольга Владимировна учитель русского языка и литературы