7
  • Презентации
  • Презентация к уроку литературы 11 класс М. Горький Спор о человеке

Презентация к уроку литературы 11 класс М. Горький Спор о человеке

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:

1
Спор о назначении человека: «Три правды» в пьесе М. Горького «На дне», их тра...
Спор о назначении человека: «Три правды» в пьесе М. Горького «На дне», их трагическое столкновение
2
0
 
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Три правды В пьесе М. Горький стремился не только к тому, чтобы изображением...
Три правды В пьесе М. Горький стремился не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов — трагическое столкновение трёх правд, трёх представлений о жизни.
4
Литературовед А. В. Леденев считает смысловым центром пьесы спор о правде: «...
Литературовед А. В. Леденев считает смысловым центром пьесы спор о правде: «Слово „правда“ прозвучит уже на первой странице пьесы в реплике Квашни: „А-а! Не терпишь правды!“ Правда — ложь („Врешь!“ — резкий выкрик Клеща, прозвучавший даже раньше слова „правда“), правда — вера — это важнейшие смысловые полюсы, определяющие проблематику „На дне“». Каждый персонаж «занимает определенную жизненную позицию, мировоззренческую позицию, даже если вовсе ее не сознает как позицию, столкновение этих точек зрения и определяет конфликт пьесы и саму цель пьесы... Поэтому мысль, идущая от каждого персонажа, желание разобраться в жизни, добраться до корня и если не ответить на все вопросы, то в какой-то степени поставить их, — вот что составляло нерв пьесы, вот откуда только мог пойти электрический ток пьесы». Как вы считаете, почему столь яростно каждый из персонажей горьковской драмы борется за признание именно его точки зрения на действительность как единственно верной?
5
На дне (2014) Пьеса М. Горького «На дне» актуальна и в XXI в.; её ставят во м...
На дне (2014) Пьеса М. Горького «На дне» актуальна и в XXI в., её ставят во многих театрах, снимают фильмы. Режиссеры и актёры ищут всё новые и новые краски для горьковских героев, меняют костюмы и декорации. Но дух захватывает, когда осознаёшь, что в пьесе, написанной более ста лет назад, отражена наша действительность: есть свалки и места, где доживают обречённые, сломанные жизнью люди, где искалеченная молодость мечтает о чистой любви и ждёт принца, который возьмёт за руку и выведет из кошмара, где так же спиваются отброшенные прогрессом и изменениями в обществе рабочие и так же ходят, предлагая иллюзорное утешение, странные люди, уверяющие, что им открыта правда. И мы ищем ответ: Что есть истина, что нужно человеку — жестокая реальность, утешение любой ценой или что-то третье?
6
Кто герои? М. Горький определил жанр своего произведения как социально-филосо...
Кто герои? М. Горький определил жанр своего произведения как социально-философскую драму.
7
Бубнов, картузник, 45 лет Справка. Прозвище Бубен давали: мастеру, делающему...
Бубнов, картузник, 45 лет Справка. Прозвище Бубен давали: мастеру, делающему ударный музыкальный инструмент, тому, кто беспрерывно болтает, неразборчиво бубнит, говоруну, вруну, мошеннику, промотавшемуся или проигравшемуся в карты (метонимия на основе названия карточной масти) или разорившемуся бедолаге, глупцу (бубны в голове — без царя в голове), лентяю, прихлебателю. Ср. также выражение «забубённая головушка», то есть пропащий человек.
8
Размышляем: 1. Бубнова и Анну зритель видит только в пределах костылёвской но...
Размышляем: 1. Бубнова и Анну зритель видит только в пределах костылёвской ночлежки. Даже в III акте, когда все остальные ночлежники оказываются «на воле» (на «пустыре»), он остаётся в подвале, выглядывая оттуда в окно. Почему? ŠŠ 2. «В любимом вся душа» — с этим утверждением Луки можно согласиться. У картузника Бубнова «любимое» — острожная песня, которую он самозабвенно распевает с Кривым Зобом,— та, которую «испортил» Актёр. Что вы можете сказать о душе Бубнова, судя по этой песне? ŠŠ 3. В ответ на замечание Луки: «Погляжу я на вас, братцы,— житьё ваше — о-ой!..» — Бубнов отвечает: «Такое житьё, что как по утру встал, так и за вытьё». Картузник при этом переиначивает пословицу: «Без правды житьё — вставши, да и за вытьё». В чём смысл такого изменения?
9
Первая правда — правда Бубнова –правда факта В чём правда Бубнова? «На что мн...
Первая правда — правда Бубнова –правда факта В чём правда Бубнова? «На что мне совесть? Я — не богатый!» «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» «Все люди на земле лишние…» «Всё сказки…» «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты…» Бубнов убеждён, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его. Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда — жестокий, убийственный гнёт бесчеловечных обстоятельств.
10
Лука, странник, 60 лет Справка. Лука — Лукиан (лат. — светлый, светящийся). Л...
Лука, странник, 60 лет Справка. Лука — Лукиан (лат. — светлый, светящийся). Лукой звали и одного из 70 учеников Христа, посланных Им «во всякий город и место, куда Сам хотел идти», автора одного из канонических Евангелий и «Деяний Апостолов», искусного врача. В Евангелии от Луки подчёркнута любовь Христа к беднякам, блудницам, вообще грешникам. Лукавый — хитрый, умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный. Тип странника «прижился» в русской литературе давно. Вспомните, например, Феклушу из драмы А. Н. Островского «Гроза».
11
Размышляем: 1. Можно ли говорить о типологическом сходстве этих персонажей? В...
Размышляем: 1. Можно ли говорить о типологическом сходстве этих персонажей? Внешность Луки описана довольно подробно: автор сообщает о его вещах: палке, котомке, котелке и чайнике, однако о росте, телосложении и пр. «приметах» он умалчивает. Каким вы представляете себе странника, какими внешними данными должен обладать этот персонаж, во что должен быть одет? ŠŠ 2. Как бы вы «смоделировали» биографию Луки? Почему, например, странник не рассказывает сказок (в буквальном смысле этого слова) ночлежникам? Как вы думаете, была ли в его жизни любовь? Почему он сам себя называет то беглым, то прохожим? Можно ли Луку назвать «бывшим человеком»? ŠŠ3. Попробуйте объяснить, почему Лука старше прочих персонажей пьесы. Костылёв ближе всех Луке по возрасту. Как вы считаете, почему обоих «старцев» ночлежники называют шельмами, а Василиса величает своего мужа каторжником? Заметили ли вы, что в последнем разговоре Костылёв поучает Луку: «Не всякая правда нужна»?
12
Размышляем: 4. Что вам говорит о характере странника его «дребезжащий смех»?...
Размышляем: 4. Что вам говорит о характере странника его «дребезжащий смех»? Вспомните, как Васька Пепел характеризует пение Луки, а также авторскую ремарку, сопровождающую явление Луки в сцене столкновения Пепла с Костылёвым: «воющее позёвывание». ŠŠ 5. Как вы считаете — действительно ли Лука жалеет людей? Как вы понимаете слово «жалость»? ŠŠ 6. Можно ли сказать, что странник равнодушно смотрит на смерть, мерзость, тьму вокруг себя? «Возжигает» ли он в каждом человеке самосознание, его собственную правду? Действительно ли пассивность может быть активной? ŠŠ 7. В чём же тогда секрет его обаяния, почему к нему тянутся ночлежники — ведь они-то «тёртые калачи», «стреляные воробьи», которых на мякине не проведешь, и человеку они цену знают?
13
Горький порой говорил о Луке как пародии на Платона Каратаева и удивлялся, ч...
Горький порой говорил о Луке как пародии на Платона Каратаева и удивлялся, что этого не замечают. Попробуйте решить, можно ли Луку считать пародией на толстовского персонажа. Подумайте: существуют ли для Луки «бесполезные» люди?
14
Давайте понаблюдаем за тем, в какой последовательности располагаются в пьесе...
Давайте понаблюдаем за тем, в какой последовательности располагаются в пьесе монологи Луки, и попробуем вывести некий алгоритм его «историй»: рассказ о загробном мире, обещание успокоения, рассказ о лечебнице для алкоголиков, рассказ о Сибири, «золотой стороне», рассказ о случае под Тобольском-городом, рассказ о «праведной земле», рассказ о том, «для чего люди живут». ŠŠ Какую закономерность вы обнаружили? Во что из рассказанного, на ваш взгляд, верит сам Лука? Представьте, что Лука возвращается в ночлежку через несколько месяцев после самоубийства Актёра. Как его встретят «бывшие люди»? Характерно, что точку зрения Луки доносит Сатин (последний даже старается подражать манере странника говорить). Как вы думаете, почему?
15
В чём правда Луки? Во что веришь, то и есть…» «Христос всех жалел и нам велел...
В чём правда Луки? Во что веришь, то и есть…» «Христос всех жалел и нам велел». «Человек — всё может… лишь бы захотел…» «… Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…» «Всяко живёт человек… как сердце налажено, так и живёт…»
16
Вторая правда — правда Луки — правда сострадания и веры в Бога Приглядевшись...
Вторая правда — правда Луки — правда сострадания и веры в Бога Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актёру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. «Все ищут люди, все хотят — как лучше, дай им, Господи, терпенья!» — искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет — найдёт… Помогать только надо им…» Лука несёт людям спасительную веру. Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…»
17
Сатин, лет под 40 Справка. Сатин — от Сата, Сатя — сокращённые варианты имени...
Сатин, лет под 40 Справка. Сатин — от Сата, Сатя — сокращённые варианты имени Сатир (в греческой мифологии сатиры — боги плодородия из свиты Диониса, бога виноделия, они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, любят вино).
18
Размышляем: 1. Как вы думаете, почему фамилия героя пьесы образована от умень...
Размышляем: 1. Как вы думаете, почему фамилия героя пьесы образована от уменьшительного, «домашнего» (уличного) варианта божественного имени? Фамилию Сатин связывают также с «князем тьмы» — Сатаной. Считаете ли вы оправданным такой подход, если «да», то почему? ŠŠ 2. Литературовед А. Новикова называет Сатина «новым Данко, превратившимся из романтика в реалиста», который «не может вести за собой людей, освещая дорогу лучами собственного сердца», ибо «у него нет сил». Правомерно ли такое уподобление? ŠŠ 3. Существует мнение, что Сатин — идеолог наподобие Раскольникова, для которого Наполеон и Магомет — образцы людей, право имеющих,— в том числе и на пролитие крови. Какая точка зрения вам кажется более справедливой и почему? А нельзя ли иначе объяснить факт обращения Сатина к этим историческим деятелям? ŠŠ 4. Как вы понимаете слова Сатина: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!»?
19
Третья правда — правда Сатина В чём правда Сатина? «Всё — в человеке, всё для...
Третья правда — правда Сатина В чём правда Сатина? «Всё — в человеке, всё для человека. Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и мозга! Че-ло-век! Это —великолепно! Это звучит — гордо! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…» «Что такое правда? Человек — вот правда!» «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, способном перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания,— о человекобоге.
20
Три правды: философский конфликт «Три правды» трагически сталкиваются, что и...
Три правды: философский конфликт «Три правды» трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому — и одновременно момент столкновения разных правд — монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек. И сразу возникает вопрос: этот пьяница, опустившийся человек — тот же самый, который «звучит гордо»? Положительный ответ сомнителен, а если отрицательный — то как же быть с тем, что «существует только человек»? Получается, что для того, чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого — это ведь тоже правда. Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставляет ещё острее почувствовать несправедливость общественного устройства, задуматься о человеке, его свободе. Он говорит: не надо мириться с неправдой, несправедливостью, необходимо сберечь в себе доброту, сострадание, милосердие.
21
22
23
По-разному оценивал образ странника Луки Горький: В последние годы жизни писа...
По-разному оценивал образ странника Луки Горький: В последние годы жизни писатель признавался: «...я Луку дал не как примиренца, а как вестника, евангелиста. Впрочем, у меня было несколько трактовок Луки. В одном случае я считаю, что Лука несет благую евангельскую весть, а в некоторых случаях, что Лука оправдывает насилие и оправдывает непротивление злу. Да, в этом вопросе путаницы сколько угодно». Лука — «сирена: она поет ложь из жалости к людям, она знает, что правда — молот, удары ее эти люди не выдержат, и она хочет все-таки обласкать их, сделать им хоть что-нибудь хорошее, дать хоть каплю меда и — лжет» (1902). «Лука — жулик. Он, собственно, ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей. Вот он и говорит им разные слова — для утешения» (1912). «...Весьма большое количество утешителей... утешают только для того, чтоб им не надоедали своими жалобами, не тревожили привычного покоя ко всему притерпевшейся холодной души. Самое драгоценное для них именно этот покой».
24
П. Басинский сближает образы Луки и Сатина: «Кульминация второго (неявного) д...
П. Басинский сближает образы Луки и Сатина: «Кульминация второго (неявного) действия наступает, когда <,...>, встречаются две „правды“ и одновременно две „лжи“ — Сатина и Луки. Традиционно их принято считать враждебными, это не совсем верно. Собственно, „правда“ и „ложь“ Сатина и Луки почти совпадают. Оба считают, что „уважать надо человека“ (акцент на последнем слове) — не его „маску“, но расходятся в том, как следует сообщить людям свою „правду“. Ведь она, если подумать, смертельна для тех, кто попадает в ее область». Горький страстно верил в то, что со временем «чувство уважения человека к человеку претворится в религию, ибо религией человечества должна быть прекрасная и трагическая история его подвигов и страданий в бесконечной, грандиозной борьбе за свободу духа и за власть над силами природы!» Можно ли сказать, что в монологах персонажей пьесы звучит мысль о таком религиозном уважении к человеку? Действительно ли разногласия между Лукой и Сатиным почти формальны? П. Басинский пришел к следующему выводу: «Грандиозный миф о Человеке, который предлагает Сатин (очертив изображение Человека в пустоте, что очень важно), рождается на фоне духовной пустоты всего человечества. Никто никого не понимает, все заняты только собой, и мир на пороге катастрофы. Таким образом, Сатин тоже лжет. Но его ложь, в отличие от лжи Луки, имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, но в будущем — в перспективе свободного человечества, когда люди сольются воедино и преобразуют жизнь на разумных началах.» Согласны ли вы с такой интерпретацией монолога Сатина? Действительно ли босяк создает миф о Человеке и лжет?
25
Литературовед А. Нинов полагает, что Горький и Толстой по-разному отвечают на...
Литературовед А. Нинов полагает, что Горький и Толстой по-разному отвечают на вопрос «Может ли человек изменить свою жизнь без коренной перемены общественного устройства?». По Толстому, «спасение каждого — в его собственной душе», «царствие Божие — внутри вас» и «всем обездоленным, угнетенным и падшим людям надо только захотеть, чтобы подняться на ноги». Горький же «трактовал эту идею как заблуждение, иллюзию», именно поэтому «никто в его драме не может достигнуть земли обетованной по одному только внутреннему желанию стать лучше, освобождение человека возможно лишь при изменении строя жизни, сталкивающего обездоленных людей на „дно“. В то же время разбуженное желание „встать“ на ноги есть необходимое условие решительной и победоносной борьбы...» (1984). Согласны ли вы с такой интерпретацией полемики двух писателей? Как вы считаете, кто и как будит в ночлежниках желание «встать» на ноги?
 
 
X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте её своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить презентацию