- Презентации
- Презентация к реферату Сны и сновидения в русской литературе (9 класс)
Презентация к реферату Сны и сновидения в русской литературе (9 класс)
Автор публикации: Голдаевская В.А.
Дата публикации: 17.06.2016
Краткое описание:
1
Сны и сновидения в русской литературе
2
Введение тайна, покрытая мраком ночи, понятие сна, сон как знак свыше, старинная притча, сон как «побег» из реального мира, актуальность темы.
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Поставленные цели Проследить хронологию темы сна и сновидений в художественной литературе разных исторических эпох и направлений, включая древнегреческую мифологию и русский фольклор. Установить связь мифологических образов сна с современной жизнью. Определить основные функции темы сна и сновидений в русской литературе, а именно: сон как эзопов язык (в книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»), сон как средство оправдания (в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»), сон как средство антитезы реальности (в балладе В.А. Жуковского «Светлана»), сон как предсказание будущего (в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
4
С древних времён художественное изображение сновидений играло важную роль в фольклоре и в литературе. В средневековой Европе люди суеверно следовали вещим снам, сонник был более популярной книгой, чем календарь. Эти суеверия пережили даже эпоху Возрождения. Нужно сказать, что отношение к использованию мотива сна в художественном произведении у писателей разных литературных школ и направлений менялось. Самыми замечательными мастерами в изображении сновидений в русской литературе были А.С. Пушкин («Гробовщик», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Пиковой даме»), М.Ю. Лермонтов (больше всего эмоциональности Лермонтов проявил в своих стихотворениях на тему сна) и Н.В. Гоголь («Невский проспект» и «Портрет») . Проявление интереса к теме сна на протяжении разных исторических эпох и направлений:
5
Сны и сновидения в древнегреческой мифологии Тема сна – одна из древнейших тем в мировой литературе. Так, древние греки придумали в своих мифах несколько ярких персонажей, отвечающих за природу сна и сновидений: Морфей – крылатое божество, один из сыновей Гипноса. Принимая различные человеческие формы, он являлся людям во сне. В русской поэзии это божество являлось олицетворением сна. Гипнос – отец Морфея, – изначальное божество сна, сын Ночи и брат Смерти. Гипнос, по мнению древних греков, спокоен и благосклонен к людям, в противоположность своей сестре – беспощадной Смерти. Они давно стали героями сегодняшнего времени: Гипнос превратился в исцеляющий гипноз (целебный сон). Ночь по-прежнему остаётся в подсознании человека зловещим временем. Имя Морфея легло в основу наркотика (морфий). А о Смерти говорить вообще нужды нет: имя этой греческой богини давно стало нарицательным.
6
Сны и сновидения в русском фольклоре Древние славяне верили, что во сне боги предупреждают их о возможных несчастьях и счастливых событиях. Эти верования нашли отражение в русском фольклоре. Особенно часто мотив вещего сна звучит в русских народных сказках. Эти фольклорные произведения ясно показывают нам, чего русский народ боится: он боится бедности, еще более боится труда, но всего более боится «горя», которое привязывается к нему. Суть русской народной сказки – это искание «нового царства и лучшего места», постоянное стремление куда-то «за тридевять земель», где бедному мужику можно будет вдоволь наесться и напиться, где текут молочные реки в кисельных берегах. В сказках выделяется четыре вида особенного сна: богатырский, вещий, навеянный с помощью колдовства, вызванный употреблением особых напитков (пищи).
7
Сны и сновидения в русской литературе В русской литературе сны играют большую роль. Многие авторы делают сон полноценным «действующим лицом» своих произведений. Сны героев позволяют лучше понять их характеры, причины их поступков, отношение к другим людям и к себе, а иногда вообще определяли их жизнь. Сны предрекают будущее персонажей, разъясняют их прошлое, помогают сделать правильный выбор или пытаются предостеречь от ошибок. По сути, сон – это время, когда освобождается подсознание человека, когда оно не сковано какими-то условностями, не позволяет лгать, притворяться или прикрываться масками. Наверное, из-за этого авторы так часто прибегали и прибегают к раскрытию личности персонажа через его сон.
8
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Комедия А.С.Грибоедов «Горе от ума» Баллада В.А. Жуковского «Светлана» Произведение А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»
9
Сон как эзопов язык (в книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву») В «Путешествии…» сон стал главным средством выражения идеи автора о более гуманном отношении господ к нищим мужикам, о необходимости пробуждения в человеке чувства сострадания, сопереживания к нуждающимся в помощи людям. Сон в «Путешествии…» А.Н. Радищева имеет аллегорический характер. Он служит не только способом разоблачения несправедливого, жестокого самодержавного строя, но и призывает изменить эту страшную, бесчеловечную жизнь к лучшему.
10
Сон как средство оправдания (комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума») Софья, чтобы скрыть свою растерянность в связи с внезапным появлением на пороге своей комнаты отца, человека крутого на расправу и страшно своевольного, известного московского «туза» Павла Афанасьевича Фамусова, оправдывается и сочиняет сон. Сон содержит как бы формулу её души и своеобразную программу действия(ведь она так хотела, чтобы отец согласился на её брак с Молчалиным!) Сон, рассказанный Софьей, о «милом, но робком человеке» Молчалине выдуман с определённой целью – оправдаться перед отцом.
11
Сон как средство антитезы реальности (баллада В.А. Жуковского «Светлана») В финале баллады мы узнаём, что девушка на самом деле заснула в тот момент, когда села перед зеркалом погадать. Таинственная история оказалась страшной сказкой, приснившейся героине. Наяву же к ней вернулся друг, и в его глазах была всё та же любовь, что и прежде. В произведении В.А. Жуковского счастливый конец: героев ожидает свадебный пир. Сон оказался лишь отражением страхов Светланы. По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение перед враждебными ночными силами, он создан для счастья.
12
Сон как предсказание будущего (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин») «Евгений Онегин» является выдающимся произведением А. С. Пушкина, в котором он выступил новатором во многих отношениях, используя различные средства художественной выразительности. В частности, он применил один из распространённых в литературе приёмов – использование сна. Итак, вещий сон Татьяны действительно можно назвать пророческим. Неспроста он расположен в пятой главе – ровно посередине романа. Сон этот определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев и предвещает всем несчастливое будущее: Ленскому – гибель на дуэли, «бедной Тане» – печаль от разлуки с Онегиным, замужество и жизнь в свете, где героине будет всё немило. Сон Татьяны создаёт атмосферу тревоги и заставляет читателей сопереживать героям произведения.
13
Заключение Проанализировав четыре книги, написанные в эпохи классицизма, романтизма и реализма, мы пришли к выводу, что функции сна в произведениях Н.А.Радищева и А.С. Грибоедова, В.А. Жуковского и А.С. Пушкина были весьма различны и подчинялись, прежде всего, тем задачам, которые ставили перед собой авторы. Так, каждый сон несёт определенный замысел автора. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна видит вещий сон, т.е определяющий её дальнейшее будущее.В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Софья придумывает сон, дабы оправдаться перед своим батюшкой, скорого на расправу. Сон в произведении А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» разоблачает жестокий самодержавный строй, царивший в то время. Недаром он несёт аллегорический характер. А в балладе В.А. Жуковского «Светлана» функция сна оправдывалась в противопоставлении сна и реальности, а также злых сил к добрым. Сны и видения исключительно важны для понимания движения сюжета и развития ключевых образов литературных произведений, они всегда что-то «предвещают» и нуждаются в расшифровке, поэтому и вызывают большой интерес у читателей.