- Презентации
- У любви есть слова, те слова не умрут…Музы великих людей (Проект учащихся 8 классов)
У любви есть слова, те слова не умрут…Музы великих людей (Проект учащихся 8 классов)
Автор публикации: Королева О.О.
Дата публикации: 29.08.2016
Краткое описание:
1
У любви есть слова, те слова не умрут… Музы великих людей Проект учащихся 8 классов ГБОУ Школа №1354 Руководитель проекта: Королева Ольга Олеговна, учитель русского языка и литературы FokinaLida.75@mail.ru
2
Гипотеза и цель проекта За великими мужчинами всегда стоят великие женщины. Это женщины, вдохновлявшие гениев - художников, поэтов, писателей. Иногда именно благодаря этим женщинам рождались великие произведения искусства. Наша цель – узнать , кто эти женщины и как сложилась их судьба? FokinaLida.75@mail.ru
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
История искусства во многом обязана женщинам. Они вдохновляли и оберегали своих талантливых мужей. А на пересечении их судеб ответ на такой волнующий вопрос: Каково быть музой? FokinaLida.75@mail.ru
4
Франческо Петрарка и Лаура де Нов FokinaLida.75@mail.ru
5
Муза Франческо Петрарки Благословен день, месяц, лето, час И миг, когда мой взор те очи встретил! Благословен тот край, и дол тот светел, Где пленником я стал прекрасных глаз! Ф. ПЕТРАРКА FokinaLida.75@mail.ru
6
Великий поэт европейского Средневековья, один из тех, кто стоял у начала и закладывал основы эпохи Возрождения, несравненный Франческо Петрарка (1304–1374) своей славой во многом обязан прекрасной музе — Лауре де Нов (1301–1348). Эта женщина покорила сердце поэта и вдохновила его на создание неподражаемых сонетов, по сей день считающихся образцом жанра. FokinaLida.75@mail.ru
7
Как свидетельствуют его собственные сочинения, 22-летний Петрарка впервые увидел Лауру 6 апреля (Великая пятница), 1327 года на пасхальной мессе. Говорят, что последний раз он видел Лауру в 1347 году. Но вплоть до 1356 г. Петрарка ежегодно будет отмечать годовщину знакомства написанием сонета. FokinaLida.75@mail.ru
8
После смерти Лауры он воспевал её ещё 10 лет!!! А накануне своей смерти Петрарка писал: «Уже ни о чем не помышляю я, кроме неё». Сборник посвящённых ей сонетов и канцон разбит издателями на 2 части: «На жизнь мадонны Лауры», 263 сонета, «На смерть мадонны Лауры», 103 сонета. FokinaLida.75@mail.ru
9
Данте и Беатриче FokinaLida.75@mail.ru
10
В своих очах Любовь она хранит, Блаженно все, на что она взирает, Идет она - к ней всякий поспешает, Приветит ли - в нем сердце задрожит. Данте Алигьери Любовь с первого взгляда FokinaLida.75@mail.ru
11
Романтичная натура Данте начала проявляться с самого юного возраста. Встреча, навсегда определившая характер его поэзии, произошла на пороге церкви, и на какое-то мгновение они обменялись взглядами. Этого времени хватило маленькому Данте, чтобы всем сердцем полюбить незнакомку. Любовь с первого взгляда FokinaLida.75@mail.ru
12
Шли годы в душе Данте ничего не изменилось: его сердце по-прежнему принадлежало Беатриче. Однако, возлюбленная поэта неожиданно умерла в 22-х летнем возрасте. Алигьере был потрясён. Он решил поведать миру свою историю любви, отразив её в небольшой повести «Новая жизнь». «Разве ты не знаешь: твоя достойная удивления дама покинула этот век» FokinaLida.75@mail.ru
13
Спустя семнадцать лет после смерти Беатриче, навсегда обессмертил имя своей возлюбленной в «Божественной комедии». Именно ей, живущей в Раю, будет суждено встретить литературного прототипа поэта, показать ему разные сферы мира и в итоге проводить до высокой, божественной части. Она навсегда осталась самой главной женщиной в жизни Данте. Любовь сквозь века FokinaLida.75@mail.ru
14
Карл Брюллов и Юлия Самойлова FokinaLida.75@mail.ru
15
Карл Брюллов Карл Павлович Брюллов (12(23) декабря 1799, Санкт-Петербург — 11(23) июня 1852, Манциана, Италия) — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель академизма. «Это оригинал, для которого не существует доводов рассудка». Княгиня Долгорукая FokinaLida.75@mail.ru
16
Графиня Юлия Самойлова Юлия Павловна Самойлова (1803 — 14 марта 1875, Париж) — графиня, дочь генерала Палена и Марии Скавронской, знаменитая своими отношениями с художником Карлом Брюлловым. «Ей нет соперниц, нет подруг, Красавиц наших бледный круг В её сиянье исчезает…» А.С. Пушкин FokinaLida.75@mail.ru
17
История любви Женщина-муза, женщина-любовь, женщина-друг, и женщина, которая окончательно разбила сердце художника. Разбила так, что он умер. И это всё о ней – о графине Юлии Павловне Самойловой. Об отношениях с Брюлловым, Юлия Самойлова говорила так: «Между мною и великим Карлом ничего не делалось по вашим правилам... Правила могли существовать для всех, но только не для меня и не для Карла». FokinaLida.75@mail.ru
18
«Последний день Помпеи» «И стал «Последний день Помпеи» Для русской кисти первый день.» Е. А. Баратынский FokinaLida.75@mail.ru
19
Вывод «У любви есть слова, те слова не умрут…» и не важно, сказаны ли они вслух, показаны действиями или высказаны на полотнах картин. История любви Карла Брюллова и Юлии Самойловой не похожа на заурядные – свободные отношения, неудачные браки у каждого, долгие расставания на далёкие расстояния, но чувства друг к другу никогда не оставляли их. Это и есть любовь творческих и необычных людей – странная и непонятная остальным. FokinaLida.75@mail.ru
20
Любовь в жизни и лирике Ф. И. Тютчева FokinaLida.75@mail.ru
21
Любимые женщины поэта Амалия Крюденер Я встретил вас – и все былое В отжившем сердце ожило, Я вспомнил время золотое -- И сердцу стало так тепло… 26 июля 1870 В 1822году Фёдор Тютчев встретился с Амалией и полюбил её с первого взгляда. Эта любовь продлится всю жизнь. FokinaLida.75@mail.ru
22
Элеонора Петерсон (Тютчева) Так мило-благодатна, Воздушна и светла Душе моей стократно Любовь твоя была 1857г. Первая жена поэта. Их брак был счастливым: Элеонора влюбилась в Тютчева мгновенно и любила самозабвенно, окружив трогательной заботой. Нежная и хрупкая, словно прекрасное виденье, она оказалась надежной опорой для своего супруга. FokinaLida.75@mail.ru
23
Эрнестина Дёрнберг Вторая жена поэта. Овдовев, поэт женился в 1839 г. на Эрнестине Дернберг, урожденной баронессе Пфеффель. Эрнестина была богата, красива, умна — и великодушна. с ней поэта роднила духовная близость, и он не смог устоять. Люблю глаза твои, мой друг, С игрой их пламенно-чудесной, Когда их приподымешь вдруг И, словно молнией небесной, Окинешь бегло целый круг... FokinaLida.75@mail.ru
24
Елена Денисьева Последняя любовь поэта О, как убийственно мы любим, И в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! 1851г. О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! 1854 г FokinaLida.75@mail.ru
25
Благодаря общению с этими женщинами Тютчев создал изумительные стихи. Какую роль в судьбе и творчестве Тютчева сыграла каждая из них? Разную, но с полным правом о каждой из них можно сказать: “Любила ты, и так, как ты, любить — Нет, никому еще не удавалось! FokinaLida.75@mail.ru
26
Огюст Роден и Камилла Клодель FokinaLida.75@mail.ru
27
Франсуа Огюст Рене Роден (1840-1917) —французский скульптор, импрессионист, признанный одним из создателей современной скульптуры. Искусство Родена вдохнуло человеческое тепло и новые жизненные силы в скульптуру 19 в. Роден достиг виртуозного мастерства в передаче художественными средствами движения и эмоционального состояния своих героев и в изображении человеческого тела. Огюст Роден FokinaLida.75@mail.ru
28
Знаменитое произведение искусства Самая знаменитая скульптура Огюста Родена – «Мыслитель». Первоначально он задумывался как портрет автора «Божественной комедии» Данте, которая вдохновила Родена на создание портала «Врата ада». По первоначальному замыслу автора скульптура называлась «Поэт» FokinaLida.75@mail.ru
29
Недаром говорят, что до любви до ненависти один-единственный шаг. Такова была история Камиллы Клодель, музы великого французского скульптора Огюста Родена. Он сохранил светлую память о ней до конца жизни, она же проклинала бывшего возлюбленного, обвиняя его в своей неудавшейся жизни и карьере. Впрочем, талантливые люди редко бывают счастливы… FokinaLida.75@mail.ru
30
Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры, главной темой которых была любовь. Камилла была не только натурщицей, но и помощником, и самостоятельным автором. FokinaLida.75@mail.ru
31
Владимир Владимирович Маяковский FokinaLida.75@mail.ru
32
Музы Маяковского Лиля Брик Татьяна Яковлева Вероника Полонская FokinaLida.75@mail.ru
33
Лиля Брик Брик не была красивой. Маленькая ростом, худенькая, сутулая, с огромными глазами, она казалась совсем подростком. Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша? Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг. FokinaLida.75@mail.ru
34
Лиля Брик спустя полвека напишет в своих мемуарах: «Володя не просто влюбился в меня, он напал на меня, это было нападение. Два с половиной года у меня не было спокойной минуты — буквально. Меня пугала его напористость, рост, его громада, неуемная, необузданная страсть. Любовь его была безмерна. Когда мы познакомились, он бросился бешено за мной ухаживать, вокруг ходили мрачные мои поклонники. Я помню, он сказал: «Господи, как мне нравится, когда мучаются, ревнуют...»». FokinaLida.75@mail.ru
35
Татьяна Яковлева Иди сюда, иди на перекресток моих больших и неуклюжих рук. Не хочешь? Оставайся и зимуй, и это оскорбление на общий счет нанижем. Я все равно тебя когда-нибудь возьму – одну или вдвоем с Парижем. FokinaLida.75@mail.ru
36
Великая встреча, обессмертившая её имя, тоже случилась в доме русских. Эльза Триоле, родная сестра Лили Брик, занимавшей пост музы Маяковского, познакомила Татьяну с поэтом, который как раз находился в Париже. История их любви закончилась трагично. Маяковский уехал в Россию и больше Татьяну так и не увидел. FokinaLida.75@mail.ru
37
Вероника Полонская С тобой мы в расчете и не к чему перечень взаимных болей бед и обид Ты посмотри какая в мире тишь Ночь обложила небо звездной данью в такие вот часы встаешь и говоришь векам истории и мирозданию. Вероника Полонская – актриса, ставшая последней любовью поэта. Именно она находилась с ним в последние минуты его жизни. FokinaLida.75@mail.ru
38
История любви Пабло Пикассо и Ольги Хохловой FokinaLida.75@mail.ru
39
Начало истории Пабло Пикассо познакомился с балериной Ольгой Хохловой в Риме весной 1917 года. Пикассо к этому времени был знаменитым на всю Европу художником, а Ольга звезд с неба не хватала, выступала в кордебалете. Живописцу именно определенная ординарность, обыденность Ольги казались экзотикой. Немаловажное значение имело и то, что Ольга была русской. В те годы Пикассо, великого революционера в искусстве, чрезвычайно интересовало все русское. FokinaLida.75@mail.ru
40
Пикассо встречался с Ольгой каждый день. Вместе они совершали длинные прогулки по вечному городу и его музеям. Но балерина не спешила ответить на бурные чувства художника. Ей нравился Пикассо. Несмотря на то, что Ольга не очень интересовалась искусством, слава Пикассо производила на нее впечатление. FokinaLida.75@mail.ru
41
Ольгу он нарисовал для своей первой литографии, которая была использована для пригласительного билета на его выставку. Многие из рисунков тех лет отличаются своим классицизмом и безупречным совершенством. Он делал бесконечные рисунки своего сына и жены, помечая на них не только день, но и час. Все они выполнены в неоклассическом стиле, а женщины в его изображении напоминают олимпийские божества. FokinaLida.75@mail.ru
42
Но художник стремился оставаться полностью свободным человеком и был готов во имя этого пожертвовать всем остальным. Они расстались, но брак Пикассо с Хохловой оставался в силе до самой смерти женщины в 1955 году. FokinaLida.75@mail.ru
43
Елена Булгакова и Михаил Булгаков FokinaLida.75@mail.ru
44
Михаил Булгаков Михаил Булгаков был трижды женат. Его первая жена – Татьяна Лаппа. Вторая – Любовь Белозерская. Третья – Елена Булгакова, в предыдущем браке Шиловская. FokinaLida.75@mail.ru
45
Знакомство с Маргаритой «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонёчек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги.» (М. Булгаков «Мастер и Маргарита») FokinaLida.75@mail.ru
46
Любовь навсегда Когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на все, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва… мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь…» «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих» FokinaLida.75@mail.ru
47
Семейная жизнь Они прожили вместе 8 лет. Елена Сергеевна посвятила себя мужу, его творчеству. Она была его литературным секретарём, писала под диктовку и перепечатывала на машинке его рукописи, а затем редактировала их, составляла договоры, отвечала на письма. FokinaLida.75@mail.ru
48
8 лет вместе… «Мастер и незнакомка полюбили друг друга так крепко, что стали совершенно неразлучны» (Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита») FokinaLida.75@mail.ru
49
Странная просьба «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках...» – «Конечно, конечно!» – не зная причины, смеясь, ответила она. – «Я говорю очень серьезно, поклянись», – настаивал муж. И Елена Сергеевна поклялась. FokinaLida.75@mail.ru
50
30 лет одиночества… Вдова писателя пережила его на долгих 30 лет, и все эти годы хранила память о нём, создала архив булгаковских произведений. Она виделась с мужем в своих снах, а утром их записывала. Добивалась издания его трудов всеми возможными и невозможными путями. FokinaLida.75@mail.ru
51
«Мастер и Маргарита» Судьба романа «Это гениально!.. Я не понимаю, как вы могли скрывать это от меня?!». (К. Симонов) FokinaLida.75@mail.ru
52
«Со святыми упокой…» Елена Булгакова умерла в семидесятом году и лежит рядом с мужем, а над ней цветут ее любимые красные цветы... FokinaLida.75@mail.ru
53
Николай и Елена Рерих FokinaLida.75@mail.ru
54
Рерихи Их имена золотыми буквами вписаны в летопись мировой и отечественной культуры. Николай Константинович, Елена Ивановна, их сыновья – Юрий Николаевич и Святослав Николаевич. Каждый из них оставил свой неповторимый след в культурном пространстве планеты. Необычайная гармония этой великой семьи, представлявшей собой духовное и творческое Единство, где каждый был незаменим, уникален и высокоодарен, поражает и восхищает. Их мысли, дела, устремления намного опередили сознание современных людей. С течением времени человечество все в большей степени начинает осознавать значение беспримерного творческого Подвига этой семьи. FokinaLida.75@mail.ru
55
Николай Константинович Рерих Н. К. Рерих – крупнейший художник, мыслитель, археолог, путешественник, общественный деятель. В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 томов литературных трудов, включая два поэтических FokinaLida.75@mail.ru
56
Елена Ивановна Рерих Е. И. Рерих – духовный лидер, подвижник, философ. С самого первого года замужества Елена Ивановна сопровождала мужа в его археологических экспедициях В 1903-1904г.г. супруги совершают путешествие по русским городам С 1907 по 1909г.г. Рерихи все более погружаются в изучение Индии, Тибета. FokinaLida.75@mail.ru
57
Пакт Рериха Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников — первый в истории международный договор о защите культурного наследия «Знамя мира» — отличительный флаг Пакта Рериха для обозначения памятников и учреждений. FokinaLida.75@mail.ru
58
Николай Константинович многие свои труды посвящал своей жене. «Во всех путешествиях, во всех начинаниях Елена Ивановна всегда играла главную, первенствующую роль, и можно сказать, что он как бы олицетворил ее в своей картине «Ведущая», где женщина ведет мужчину через отроги скал на вершину горы» (С.Н.Рерих) FokinaLida.75@mail.ru
59
Пройдя вместе многолетний жизненный путь с Еленой Ивановной, будучи в путешествии по далеким Гималаям, 10 ноября 1941 года Рерих занес в дневник: “Сорок лет – не малый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы все препоны. И препятствия обращались в возможности “. FokinaLida.75@mail.ru
60
У любви есть слова, те слова не умрут… Музы великих людей Проект учащихся 8 классов FokinaLida.75@mail.ru
61
Заключение Сегодня творцов и художников слишком много, чтобы говорить о ком-то одном и тем более о женщине, стоящей за ним. С одной стороны, свобода самовыражения — это прекрасно. С другой — задаваться вопросом, кто же служит вдохновением Джастину Биберу или даже Стивену Спилбергу, как-то глупо. Муза — «профессия» почти утраченная. Но память о самых ярких ее «труженицах» останется в веках. Но если бы у нас была возможность спросить у этих женщин – трудно ли быть музой, мы наверняка услышали бы отрицательный ответ. Ведь когда любишь, ничего невозможного нет! FokinaLida.75@mail.ru
62
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! Проектная работа учащихся 8 классов FokinaLida.75@mail.ru