- Презентации
- Презентация по литературе Историческая память в поэме Дмитрия Кедрина Зодчие
Презентация по литературе Историческая память в поэме Дмитрия Кедрина Зодчие
Автор публикации: Калайтанова Н.В.
Дата публикации: 08.04.2016
Краткое описание:
1
Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с.п.п. Звёздный Чегемского района КБР Урок - творческая мастерская Настоящее России более чем великолепно, а прошлое удивительно. В.Белинский
2
* Цель дать представление и о личности и творчестве Д.Б. Кедрина познакомить текстуально с поэмой «Зодчие» выявить авторскую позицию развивать у учащихся умение анализировать мысли и чувства формировать уважительное отношение к истории, культуре России, чувство патриотизма, гордость за русский народ, уважение к народу-труженику, создателю красоты
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
И стояла их церковь Такая, Что словно приснилась. Крепко за руки взявшись... Тряхнув волосами, Ответили зодчие: Можем! Прикажи, государь!- И ударились в ноги царю. *
4
* «Он имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединённый с необыкновенным даром слова, хвалился с милостью и щедростью, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан, хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги и преступления, хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев разрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колена, и жестоко наказывал бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты… и если иго Батыево унизило дух россиян, то, без сомнения, не возвысило его царство Иоанново». Н.Карамзин. История государства российского Прошлое страстно глядится в будущее. А.Блок
5
Не вымоюсь водою И тканью не утрусь, А нынешней бедою Сплотится наша Русь! Дмитрий КЕДРИН * Исследователи его творчества отмечают его «тонко выбранные, чистые, как у старинных мастеров живописи, краски, умение придавать стихам облик легенды, горькую ноту иронии и еле приметный юмор», а еще светлую душу поэта, «полную ласкового внимания к человеку и навек плененную красотою Родины».
6
Дмитрий Борисович Кедрин родился 4 февраля 1907 в пос. Щегловка (Донбасс) *
7
8
На фронт Кедрин рвался с первых же дней войны, но высокая близорукость держала его в тылу, где ему было невероятно трудно и как мужчине, и как поэту. Все на фронте, а он… Однако, предвидя ход событий с достоверностью историка, Кедрин сражался и в тылу. Арсенал его оружия был весьма разнообразным – песня и сказка, героический эпос и классическая поэзия. А в мае 1943 года, добившись своего, он отправляется на Северо-Западный фронт в красноармейскую газету «Сокол Родины». *
9
10
Примерный план в тетрадях 1907 - в пос. Щегловка (Украина) родился Кедрин, осиротел воспитывался хорошо образованной бабушкой 1920-1924 – учеба (Коммерческое училище, потом техникум) 1924-1 931 - работа литературным сотрудником в газетах и журналах Донбасса, появление произведений. Темы стихов - талантливость народа, красота души. 1931 - переезд в Москву 1933-1941 - работал литературным консультантом в газетах и журналах. Герои - художники и мятежники (Рембрандт, Федор Конь, Алёна Старица) 1941-1945 - военный корреспондент газеты « Сокол Родины». Главная тема- защита Родины. Д.Б.Кедрин- переводчик 1945 - смерть *
11
Черкизовская библиотека *
12
Анализ лексики * Зодчие – архитекторы Оный - этот Посконные рубахи - рубахи из грубой конопляной ткани Смерды - человек низкого сословия, холоп Лепота - красота Благолепный -прекрасный Зане - то есть Пагода - храм в Индии Торовато - щедро Тать –вор, разбойник Батоги - плётки, кнуты Лобное место - место для произнесения приказов Переметчики -перебежчики, предатели Рогожка –грубое платье Плаха -помост для казни Очёсок - остаток волос Виллы - загородные дома, дворцы Перемётчики - предатели
13
Зодчие(древнерусское)-строители, однокоренное с «созидать»- создавать, ныне вытеснено современным словом архитектор, Пивших чару вина в один дых - очень сильных физически Дух вельми спертый- очень душно Богомазами размалеван- расписан художниками- иконописцами В царском притворе своем- место моления царя и князей Изукрашен зело очень украшен Кружалы- кабаки, трактиры, харчевни От подвалов и служб до креста - с верха до низа всей церкви *
14
Можем! Прикажи, государь! Покровский собор построен в 1555 году по приказу Ивана Грозного. Он был задуман как памятник в честь взятия русскими войсками Казани и Астрахани. Храм строился 6 лет *
15
И пришли к нему двое Безвестных владимирских зодчих, Двое русских строителей, Статных, Босых, Молодых. *
16
* Первоначально собор не имел таких витых маковок. По предположению исследователей они были шлемовидыне. Такие сейчас можно увидеть на церкви Усекновения Главы Ионна Предтечи в Дьяково (в Коломенском). Храм Покрова- это знаменитый собор Василия Блаженного, воздвигнутый при Иване Грозном в 1555-1561 годах. Россия всегда отмечала важные события постройкой храмов. И этот храм был построен в честь взятия Казани и присоединения ее к территории России 1 октября 1552года , в день праздника Покрова Богородицы . А имена зодчих стали известны только в 1895 г.
17
* Храм Покрова- это знаменитый собор Василия Блаженного, воздвигнутый при Иване Грозном в 1555-1561 годах. Россия всегда отмечала важные события постройкой храмов. И этот храм был построен в честь взятия Казани и присоединения ее к территории России 1 октября 1552года , в день праздника Покрова Богородицы . А имена зодчих стали известны только в 1895 г
18
* 1895 г. - в архивах Румянцевского музея обнаружили два рукописных сборника XVII в. (отрывок из Жития митрополита Ионы и Пискарёвский летописец), в одном из которых говорится: «Даровал [царю Ивану] Бог двух мастеров русских, по реклу Посника и Барму», а в другом кратко сообщается: «А мастер [собора] был Барма со товарищи». мастера эти «быша премудрии и удобны таковому чудному делу» (т.е. были они выдающимися архитекторами ).
19
Храм предназначен для созерцания снаружи. его разноцветные, пестрые купола радуют глаз яркостью и чудесным сочетанием красок - красных, зеленых, желтых, затейливо разукрашенных куполов: их девять и все они разные. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь, на другом - по светлому полю бегут зигзагами алые пояса, третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. *
20
По преданию Иван Грозный приказал двум псковским( по другой версии , владимирским) мастерам Барме и Поснику построить храм с восемью куполами, ибо именно восемь побед одержали русские над Казанью *
21
* Все девять церквей объединены общим основанием и галереей- гульбищем. между четырьмя осевыми столпообразными церквами (Троицкой, Николая Великорецкого, Входа во Иерусалим, Киприана и Устинии) расположены меньшие по высоте церкви (Трёх патриархов Константинопольских, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского), те и другие увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной Покровской церкви, завершённой шатром с маленькой главкой. Создатели собора творчески истолковали задачу, создав оригинальную и сложную композицию: над восьмью башнями вознесся шатер девятой, центральной церкви
22
* Поражает дерзость решения художников, сочетавших в оформлении православных святилищ традиции Руси и мусульманского Востока (как считают некоторые ученые). За пять лет строители создали шедевр, на века отмеченный печатью исключительности. В неистощимой художественной фантазии зодчих сказались образы русского народного искусства, причудливые формы Храма Василия Блаженного отражают мотивы древнерусского народного эпоса, народных преданий и сказок. Праздничные, торжественные формы храма делают его подлинным монументом триумфа, монументом победы молодого государства над его врагами.
23
Русский народ облёк выношенный им столетиями идеал в блестящую художественно-архитектурную форму и воздвиг в центре своей земли и в центре своей столицы каменный образ совершенного града *
24
* Покровский собор является воплощением в камне русского мировоззрения середины 16 века и отражением в архитектурной форме государственного устройства. Он воплощает в себе полёт народной фантазии. Он есть жемчужина древнерусского зодчества.
25
* Хочется отметить, что кроме того, что храм стоит вне Кремля, он является центром Москвы. Место, где он воздвигнут, выбрано не случайно. Он действительно находится в самом центре столицы, на Кремлёвском холме, и виден издалека. Его вид необычен для русской церкви. Согласно традиции, на Руси строили пятикупольные храмы. Храм Василия Блаженного - исключение. Он состоит из девяти куполов.
26
* Кедрин - патриот. Он гордится своим народом, его творческим гением. В Зодчих он показывает, как в мрачном быте той эпохи рождается жемчужина древнерусской архитектуры.
27
* В XVII веке храм был расписан снаружи яркими цветами. Горожане сравнивали его то с грудой скал, то со скоплением облаков, украшенных лучами заходящего солнца. Есть у храма и другое название, храм Василия Блаженного, московского юродивого, ясновидца, способного предсказывать будущее, которого похоронили у стен храма Покрова.
28
«Он подолгу стоял под Кремлевской стеной, - писала дочь поэта Светлана Кедрина, - любовался памятником Минину и Пожарскому и без устали кружил и кружил вокруг «Василия Блаженного». Этот храм не давал ему покоя, будоражил воображение, будил «генетическую память». Он был так красив, так вызывающе ярок, поражал такой законченностью линий, что после каждого свидания с ним Дмитрий Кедрин терял покой. *
29
Мастера выплетали Узоры из каменных кружев, Выводили столбы И, работой своею горды, Купол золотом жгли, Кровли крыли лазурью снаружи И в свинцовые рамы Вставляли чешуйки слюды. *
30
И уже потянулись Стрельчатые башенки кверху. Переходы, Балкончики, Луковки да купола. И дивились ученые люди, Зане эта церковь Краше вилл италийских И пагод индийских была! *
31
Непотребная девка Стояла у Лобного места И, дивясь, Как на сказку, Глядела на ту красоту... А над всем этим срамом Та церковь была - Как невеста! И с рогожкой своей, С бирюзовым колечком во рту,- *
32
Был диковинный храм Богомазами весь размалеван, В алтаре, И при входах, И в царском притворе самом. Живописной артелью Монаха Андрея Рублева Изукрашен зело Византийским суровым письмом... *
33
* А как храм освятили, То с посохом, В шапке монашьей, Обошел его царь - От подвалов и служб До креста.
34
И спросил благодетель: А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю? * И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: Можем! Прикажи, государь!
35
* И, окинувши взором Его узорчатые башни, Лепота! - молвил царь. И ответили все: Лепота!
36
Работа с текстом художественного произведения. В память о каком событии Иван IV повелел выстроить храм Покрова? ( В память о победе над Золотой Ордой под Казанью) Что вы знаете об этом памятнике архитектуры? Чем выделялись из толпы «флорентийцев, немцев и прочих иностранных мужей» 2 владимирских строителя? Какую задачу перед мастерами поставил государь? Как автор описывает процесс строительства храма? Какою изобразил Кедрин церковь? На каком фоне изображена церковь и почему? Понравилась ли церковь царю? Что спросил он у мастеров, глядя на неземную красоту? -Какова «царская милость» по отношению к лучшим работникам? Какова цена их подвигу и подвигам других людей в тоталитарном государстве? *
37
Работа с группами 1 группа а)тема стихотворения------------------------------------------------------------------------ б)идея стихотворения----------------------------------------------------------------------- в)авторская позиция(солидарен с героями, сочувствует, осуждает, не показывает своей позиции )---- а)Герои----------------------------------------------------------------------------------------------- б)Изображение героев( противопоставлены, отражают друг друга, один лагерь) в)Композиция Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка *
38
Наблюдения над текстом Художественные средства а). Метафоры б). Олицетворения в). Эпитет г). Сравнения д). гиперболы Синтаксические средства А). Инверсия Б). Повторы В). Анафоры и эпифоры Г). Антитеза Д). Градация Е). Риторические ??, восклицания, обращения *
39
* Рефлексия. Составить синквейн Синквейн (5 строк) 1 имя существительное 2 имени прилагательных 3 глагола Фраза-афоризм, цитата 1 Слово-вывод, короткий комментарий темы
40
Синквейны Церковь изумительная, великолепная поражает, звонит, воспитывает краше вилл италийских и пагод индийских сказка Царь жестокий, неблагодарный приказывает, мучает, казнит Государево слово и дело! Обидно! *
41
* Темы синквейна 1 группа- зодчие 2группа - урок
42
Жить вопреки всему! Жить вопреки обидам И счастью вопреки, что от тебя бежит! Жить грязным червяком! Жить нищим инвалидом! И всё же, чёрт возьми, не умирать, а жить! *
43
Домашнее задание Написать эссе «Мой храм» (о храме Покрова - в поэме Кедрина или о любом храме, о том, какое место занимает он в вашей жизни) *