- Презентации
- Презентация по литературе на тему Жизнь и творчество татарского поэта Г.Тукая
Презентация по литературе на тему Жизнь и творчество татарского поэта Г.Тукая
Автор публикации: Севрикеева Л.А.
Дата публикации: 05.11.2016
Краткое описание:
1
Жизнь и творчество татарского поэта Габдуллы Тукая 26 .04. 1886 – 15 .04. 1913 Работа учителя МБОУ «Старо-Матакская СОШ» Алькеевского МР РТ Севрикеевой Любови Анатольевны.
2
Габдулла Тукай (настоящее имя – Габдулла Мухаммедгарифович Тукаев) родился 26 апреля 1886 года в семье муллы Мухаммедгарифа в деревне Кушлавыч Казанской губернии (ныне это Арский район Республики Татарстан).
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Будущий поэт рано осиротел: ему было пять месяцев, когда умер его отец Гариф-мулла. Овдовевшая мать его, Мамдуда, была выдана замуж за муллу деревни Сасна. А маленького Габдуллу временно поручают на воспитание бедной старушке Шарифе. Умирает мать Габдуллы- мальчик оказывается круглым сиротой.
4
«ТЕРЗАЕМ СТУЖЕЙ И ЖАРОЙ, Я В МУКАХ ЖИЛ. Я ВСЁ ВИДАЛ! БРОДИЛ ПО МИРУ СИРОТОЙ, СРЕДИ МОГИЛ. Я ВСЁ ВИДАЛ!», С трёхлетнего возраста он жил в разных семьях. Он вспоминал о годах жизни в деревушке Училе, у деда по матери: «Среди шести голубков неродной бабушки я был единственным галчонком: плакал- некому было утешить, норовил приласкаться – некому было приголубить, хотел поесть –попить – некому пожалеть – все толкали да обижали меня…»
5
Скитания Тукая закончились неожиданно: его взял на воспитание крестьянин Сагди из деревни Кырлай. Жена муллы начала обучать Габдуллу азбуке, а затем его отдали в школу. «Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай...» Дом крестьянина Сагди. Памятник Тукаю у входа в музей в селе Кырлай.
6
В семье Сагди Габдулла жил до девяти лет, пока в Уральске не нашлась его родственница – сестра Газиза- младшая. Осенью 1895 года она забрала брата к себе. В старинном городке уральских казаков Габдулла учился в медресе (мусульманская школа) и посещал «русский класс». По своим знаниям и способностям Тукай намного опережал своих сверстников. Будущий поэт не только хорошо учился, но и успевал заниматься репетиторством и обучением шакирдов (учеников) старшего возраста русскому языку, а ещё переписывал различные бумаги, этим он зарабатывая себе на жизнь. Интерьер зала «Детские годы Г.Тукая» в музее в Кырлае.
7
К шестнадцати годам определились основные черты характера будущего поэта, сформировались его убеждения и взгляды на жизнь. Тукай стал широко образованным человеком: хорошо знал русскую, европейскую и восточную культуру, владел несколькими языками, знал много сказок и мастерски их пересказывал. Он хорошо пел, правда, голос его не отличался особой красотой и силой, но пел он как-то по-особенному, до тонкостей передавая малейшие переливы мелодии. Чернильный прибор Г. Тукая и фотокопия автографа стихотворения Татарским писателям.
8
Интерьер «Типография». С 1902 года Тукай начал писать стихи. В 1905 году он поступил на работу в газетно–журнальную типографию Уральска: сначала наборщиком, а затем корректором и редактором. С середины 1906 до осени 1907 года, то есть за год с небольшим, Тукай написал около пятидесяти стихотворений, одну поэму, а также свыше сорока статей и фельетонов. Из различных журналов и газет начали поступать к нему предложения о сотрудничестве.
9
Здание музея Г.Тукая - бывший дом Шамиля. Архитекторы Амлонг и Руш. Осенью 1907 года молодой поэт переехал в Казань – центр татарской культуры. За 1909 –1910 годы поэт написал около ста стихотворений, две стихотворные сказки, автобиографический очерк «Что я помню о себе», статью о татарском народном творчестве, около тридцати фельетонов и рецензий, выпустил двенадцать книг. Поэт много лет собирал народные песни и баиты (произведения лирико–эпического характера). В Казани его собирательская работа продолжилась, перейдя в углублённое изучение народного творчества. В 1910 году Тукай выпустил часть собранных песен отдельной книгой «Национальные мелодии».
10
Тукай - основоположник татарской детской литературы Поэмы «Шурале», «Коза и баран», «Водяная», «Кисанька», а также пятьдесят стихотворений, около ста переводных басен в прозе – всё это было создано им за пять лет. Особое место в его творчестве заняли произведения: «Ребенку» (1910), «Призыв к труду» (1911), «Весёлые странички» (1910), поэма «Шурале» (1907) и баллада «Водяная» (1908). «Шурале» и «Водяная» созданы на основе народных сказок. Тукай составил две хрестоматии по татарской литературе для чтения в школе.
11
Посмертная маска поэта. Происхождение и судьба маски до 1958 г. документально не прослеживаются. В 1958 году житель Алма-Аты Мулюков передал маску в Институт языка и литературы (ИЯЛИ) Академии наук ТАССР, откуда она попала в Национальный музей. Габдулла Тукай многое успел бы ещё написать, если бы не тяжелая болезнь – туберкулёз лёгких. Друзья посоветовали ему полечиться кумысом в Троицке. Ночью Тукай сел в поезд, а утром прибыл в Троицк и остановился в доме муллы Габдрахмана Рахманкулова. Через несколько дней Тукая увезли в степь, за двадцать пять километров от города, и рядом с двумя казахскими юртами поставили шатёр специально для него. В первые дни и недели самочувствие его было неплохим, что подтверждают строки стихотворения, написанного им в степи: Ей-богу, ей-богу, ей-богу, Счастлив, ей-богу, в степи человек! Земля зелена, всюду птицы щебечут, - А воздух, ей-богу, хоть мажьте на хлеб! И белое облако, словно кочевник, Средь неба, ей-богу, легко на ночлег! А ветер чуть тронет, трава заиграет, Бурля, закипает, ей-богу, вся степь!
12
Фотография Г.Тукая, сделанная 1 апреля 1913 года в больнице (за 28 часов до смерти). В конце июля 1912 года Тукай вернулся в Казань, снова начал много писать и работать. Но победить тяжёлую болезнь поэту не удалось. Габдулла Тукай умер 15 апреля (по старому стилю 2 апреля) 1913 года. Ему не было еще и 27 лет. Его похоронили на татарском кладбище Приволжского района. В этот день все татарские газеты посвятили ему специальные номера. В знак траура был отменён рабочий день в издательствах и книжных магазинах, занятия во всех медресе. Целую неделю в газеты продолжали публиковать телеграммы соболезнования из самых разных уголков России.
13
Жизнь поэта продолжается в его бессмертных произведениях, воспевающих красоту души людей труда. Габдулла Тукай стал основоположником татарского литературного языка, блестящим литературным критиком. Он стал символом татарской культуры. Самое главное наследство – это его поэзия: для взрослых и детей. Тукай был поэтом-новатором. В своих стихотворениях он первым по-настоящему выразил певучесть души своего народа, рассказал о его чаяниях и мечтах. Велика заслуга Габдуллы Тукая в пропаганде русской литературы. Он сделал прекрасные переводы на татарский язык произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, А.Н. Майкова, А.Н. Плещеева, Я.П. Полонского, А.В. Кольцова, И.С. Никитина, А.К. Толстого. Его произведения переведены на многие языки и широко известны в нашей стране и за рубежом. Решением ЮНЕСКО 1986 год, год 100-летия поэта, был объявлен годом Габдуллы Тукая, и отмечался во всех странах мира. В том же году в Казани был открыт Литературный музей поэта и установлен памятник.
14
Несколько стихотворений Г. ТУКАЯ для детей . Ель. Поздней осенью желтеют все деревья и кусты. В эту пору и лужайки, и леса желтым-желты. Ивы, яблони, березы – всё как будто бы больны: С каждым днем на них всё больше нездоровой желтизны. Не страшны одной лишь ели ни морозы, ни метель – Осень позднюю и зиму зеленеет гордо ель. 1909г. Слова к зиме (По А. Майкову). Сгинь, мороз белобородый! Видишь, прямо с горки той Катится весна-царица к нам в коляске золотой! Торопись исчезнуть, старый, убегай же поскорей! Не видать тебе пощады от владычицы полей. У царицы нет оружья, но зато её полки Пестрокрылы, и несметны, и летучи: мотыльки! 1910г. Солнце и Луна. На Гималаях в колыбели золотой Спит солнце ясное вечернею порой. И ветер тихий от него не отойдет, Лелеет сон его всю ночку напролёт. А чуть проснется солнце, ветер засвистит И о природе утра всех оповестит. Вот пролетает он по всем краям опять: - Скорей вставайте! – говорит он. – Хватит спать! Лишь только солнце покидает колыбель, Ложится месяц, младший брат его, в постель. И в колыбели золотой – звезда к звезде – Созвездья дремлют, словно птенчики в гнезде. Спит крепко месяц до заката, а потом Вновь улыбается земле своим лучом. По-братски солнце чередуется с луной, И свет их дружеский сияет над землей. 1909г.
15
В школе. Лес и поле оголила осень жёсткою рукой, И уже зима выходит в белой шубе меховой. Хлеб убрали, стало тихо и пустынно на полях, Птицы южные вернулись зимовать в родных краях. Стало тихо и в деревне, словно скука бродит там, Звуки летние исчезли. Где ж весёлый шум и гам? Вся природа подурнела и на время умерла, Только в школе оживленье, только школа весела. В школе вслух читают дети. Будь прилежна, детвора! Вас к учению вернула вновь осенняя пора! 1910г.
16
ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА Кончилось время Снега и льда. Берег реки Затопляет вода. День удлиняется, Ночь убывает. Как это время, Скажи, называют? (Весенние дни) Поля опустели, А ливни – рекою. А это, скажи мне, Время какое? (Осенние дни) Тучные нивы, Солнце печёт. Пот по усталым Лицам течёт. В поле – жнецы, В поле – косцы. Прошу, объясни, Что это за дни? (Летние дни) Река подо льдом, Всё бело кругом, Метелица вьётся... Как время зовётся? (Зимние дни)
17
Особое место в творчестве Тукая занимают сказки. --- «Водяная». Какая главная мысль? Чему учит? --- «Коза и баран». О ком сказка? О чём? Свои сказки Тукай создавал на основе сказаний народа. Героем многочисленных татарских сказок был - Шурале - леший. Тукай написал замечательную сказку Шурале. Тукай показывает в сказке ум, изобретательность народа, превосходство человека над природой. Люди всегда умнее и сильнее всяких духов - джинов, шурале, ведьм. Талантливый композитор нашей республики Фарид Яруллин - ( он погиб в 1943 г. в возрасте 27 лет на фронте) - написал балет «Шурале» по мотивам сказки Тукая.