- Презентации
- Адресаты любовной лирики М. Лермонтова
Адресаты любовной лирики М. Лермонтова
Автор публикации: Коломоец С.Г.
Дата публикации: 03.04.2016
Краткое описание:
1
Адресаты любовной лирики Лермонтова
2
Русский философ В. Соловьев указал на «миражность» как важнейший признак любовной лирики Лермонтова: «Заметьте, что в этих произведениях почти никогда не выражается любовь в настоящий, в тот момент, когда она захватывает душу и наполняет жизнь». И вывел отсюда решающую черту лермонтовского творчества в целом – «способность переступать в чувстве и созерцании через границы обычного порядка явлений и схватывать запредельную сторону жизни и жизненных отношений»
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Екатерина Александровна Сушкова ( в замужестве Хвостова) – красивая, умная и ироничная, стала предметом юношеского увлечения Лермонтова летом 1830 года.. Ей посвящены около 20-ти стихотворений. Так называемый «Сушковский цикл»
4
Расстались мы, но твой портрет Я на груди моей храню: Как бледный призрак лучших лет, Он душу радует мою. И новым преданный страстям Я разлюбить его не мог: Так храм оставленный — всё храм, Кумир поверженный — всё бог
5
Иванова Наталья Федоровна. Знакомая Лермонтова, предмет его юношеских увлечений. Дочь известного драматурга Ф.Ф. Иванова. Поэт познакомился с ней в июне 1831 года. Возлюбленная Лермонтова изменила ему, изменила раньше, когда еще он и не подозревал об этой измене. Предполагается, что Наталья Федоровна намеревалась выйти замуж за некого военного, но брак расстроился. Узнав об измене, Лермонтов не смог уйти от своей любви: она превратилась в муку. В стихотворении «Всевышний произнес свой приговор…» Лермонтов говорит о давшихся дорогой ценой решениях.
6
Всевышний произнес свой приговор, Его ничто не переменит, Меж нами руку мести он простер И беспристрастно все оценит. Он знает, и ему лишь можно знать, Как нежно, пламенно любил я, Как безответно все, что мог отдать. Тебе на жертву приносил я. Во зло употребила ты права, Приобретенные над мною, И мне польстив любовию сперва, Ты изменила -- бог с тобою! О нет! я б не решился проклянуть! Все для меня в тебе святое: Волшебные глаза и эта грудь, Где бьется сердце молодое. Я помню, сорвал я обманом раз Цветок, хранивший яд страданья, С невинных уст твоих в прощальный час Непринужденное лобзанье, Я знал: то не любовь и перенес, Но отгадать не мог я тоже, Что всех моих надежд, и мук, и слез Веселый миг тебе дороже! Будь счастлива несчастием моим И, услыхав, что я страдаю, Ты не томись раскаяньем пустым. Прости! -- вот все, что я желаю... Чем заслужил я, чтоб твоих очей Затмился свежий блеск слезами? Ко смеху приучать себя нужней: Ведь жизнь смеется же над нами!
7
Весной 1830 года Миша Лермонтов с бабушкой поселяются в Москве, в доме № 2 по Малой Молчановке. Здесь же, почти напротив, находилась усадьба дворян Лопухиных, Миша и Алексей подружились. У Алексея было две сестры – Мария и Варвара. В Вареньку Лопухину студент Лермонтов страстно влюбился. Новый образ, образ Вареньки Лопухиной, овладевает Лермонтовым на всю жизнь.
8
1 У ног других не забывал Я взор твоих очей, Любя других, я лишь страдал Любовью прежних дней, Так память, демон-властелин, Всё будит старину, И я твержу один, один: Люблю, люблю одну! 2 Принадлежишь другому ты, Забыт певец тобой, С тех пор влекут меня мечты Прочь от земли родной, Корабль умчит меня от ней В безвестную страну, И повторит волна морей: Люблю, люблю одну! 3 И не узнает шумный свет, Кто нежно так любим, Как я страдал и сколько лет Я памятью томим, И где бы я ни стал искать Былую тишину, Всё сердце будет мне шептать: Люблю, люблю одну!
9
МОЛИТВА Я, матерь божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием, Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного, — Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного. Окружи счастием душу достойную, Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования. Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную — Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.