- Презентации
- Презентация по литературе по теме В.Брбсов
Презентация по литературе по теме В.Брбсов
Автор публикации: Кротова Н.Н.
Дата публикации: 28.08.2016
Краткое описание:
1
Подготовил: учитель высшей категории Кротова Надежда Николаевна Жизнь и творчество Валерия Яковлевича Брюсова Воскресенск 2016 год
2
Русский поэт-символист Валерий Яковлевич Брюсов родился в Москве. В его семье чтили знания, образованность, поэтому сначала Брюсов учился в разных частных московских гимназиях, потом – на историко-филологическом факультете Московского университета. Но круг его интересов с детства формировался благодаря самообразованию, любви к чтению.
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
В детстве и юности его привлекали не только литература, но и научные книги по естественным наукам и астрономии, а любовь к математике осталась у него на всю жизнь. Позднее он даже преподавал историю математики в университете. Брюсов знал много языков, изучал историю и теорию литературы, историю античной культуры и эпохи Ренессанса, философию всех времен и даже средневековый оккультизм.
4
За разносторонность его интересов и глубину погружения в изучаемый материал его называли Русским Фаустом. Да и сам Брюсов писал в своем дневнике о том, что даже сто жизней не насытили бы сжигающей его жажды познания. Несмотря на обширный круг интересов и занятий Брюсова, известен он все же как поэт-символист.
5
В отличие от эмоционально-пронзительного, музыкального и трепетного Блока, от вкрадчиво-певучего, несколько вычурного Бальмонта, от изобретательного и воздушно-грациозного Белого, Брюсов в своей поэзии отличался расчерченной, вымеренной архитектоникой, твердой кованостью стиха, скульптурно-выпуклой четкостью образов. Коллеги по цеху, символисты, упрекали его в рационализме и «привкусе трудового пота», проникнувшего в его стихи.
6
Первый сборник стихов Брюсова вышел в 1894 году, после чего он ежегодно выпускал по одной, две, а иногда и по три книги. Это были не только стихи, но и рассказы, и романы, и драмы, и переводы, а также научные исследования, сборники статей.
7
Стоит упомянуть его исторические романы «Огненный ангел» (Германия XVI век) и «Алтарь победы» (быт Римской империи IV век), имеющие познавательную и художественную ценность. Как поэт и писатель Брюсов романтически преобразует серую, «неправую, некрасивую» действительность. Его привлекает яркий, героический мир. Он искал его в прошлом и будущем («Ассаргадон» (1897), «Бальдеру Локи» (1904), «Антоний» (1905), Сын земли (1913), «Юношам» (1914) и др.
8
Революции 1905 и 1917 гг. не могли не отразиться на творчестве Брюсова. Как гражданин своей страны и как историк он чувствовал грядущие события и уже в 1901-1905 гг. предвидит масштабные перемены в стихотворениях «Каменщик» (1901), «Грядущие гунны» (1904-1905), «Близким» (1905), «Довольным» (1905) и др. А его «Кинжал» (1903) с эпиграфом из Лермонтова продолжает классическую тему о назначении поэта, который должен быть «всегда с людьми» во время грозных событий, чтобы быть «песенником борьбы».
9
Но есть в таких стихах поэта и горькие ноты. Он опять-таки предвидит, что наступающее время несет гибель, уничтожение всего, что так близко его сердцу – сокровища искусств и знаний. «Бесследно все сгибнет…» - пишет он в стихотворении «Грядущие гунны», описывая костры из книг и «мерзости во храме». Это пророчество написано еще до революции 1917 года. Какая прозорливость, если учесть, что так все и произошло!
10
Поэзия Брюсова разнообразна по тематике, мотивам, жанрам. Интимная лирика представлена стихами «Ненужная любовь» (1896), «Женщине» (1899), «Отречение» (1909), «Женский портрет» (1913), «Гимн Афродите» (1920). В его стихах мы найдем и классический русский пейзаж, и картины города.
11
Пожалуй, он был первым русским поэтом- урбанистом. Его перу принадлежит образ большого города, с толпами людей, звуками автомобилей и рекламными огнями: «Работа» (1917), «Пока есть небо» (1917), «Зов автомобиля» (1917), «Ученик Орфея» (1918). Брюсов стремился в своем творчестве объять все времена истории. Он написал большой цикл баллад на темы мифов разных народов и их истории, рисуя не только «любимцев веков»Александра Македонского, Юлия Цезаря, Наполеона и других знаменитостей, но и безымянных рабов, строителей римских дорог и египетских пирамид. Его привлекал образ человека-творца, побеждающего стихии («Хвала человеку» - 1906).
12
Умер Валерий Брюсов в 1924 году на 51-ом году жизни от воспаления легких. Поэт был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
13
«Кинжал» Стихотворение «Кинжал», написанное Валерием Брюсовым в 1903 году, по праву считается образом русского литературного классицизма. Несмотря на то, что поэт имел непосредственное отношение к символизму и предпочитал выражать свои мысли метафорично, в данном случае он отступил от собственных правил. Объясняется это тем, что стихотворение «Кинжал» является своеобразной данью уважения двум великим русским поэтам – Александру Пушкину и Михаилу Лермонтову.
14
Брюсов в своем произведении вновь поднимает тему роли поэта в современном обществе, которая красной нитью проходит через все творчество Пушкина. Однако при этом в стихотворении ярко прослеживается параллель с «Кинжалом» Лермонтова — острым орудием возмездия, которым, по мнению Брюсова, должен в совершенстве владеть поэт. Пожалуй, здесь автор позволил себе единственную метафору, так как сравнил поэтический дар с кинжалом.
15
Ведь слово может быть не менее грозным и острым оружием, чем клинок. Вопрос лишь в том, заинтересован ли его носитель оттачивать свое умение и доносить до людей скрытый смысл произведений таким образом, чтобы он становился ясен и понятен.
16
Однако если Пушкин и Лермонтов были убеждены, что поэт должен творить для людей, невзирая ни на что, Валерий Брюсов придерживается несколько иного мнения. Он считает, что когда его народ находится под тяжким гнетом, то бессмысленно вести речь о высоких материях. В этом случае поэт оказывается бессилен что-либо изменить до тех пор, пока люди сами не пожелают избавиться от ярма. Таким образом, автор высказал весьма недвусмысленную точку зрения о том, что поэт должен подчиниться мнению толпы, а не наоборот. Фактически, Брюсов свел к нулю общественно-политическое значение литературы, а для поэта определил роль стороннего наблюдателя, который включается в борьбу только тогда, когда начинаются народные волнения.
17
«Когда все под ярмом клонили молча выи, я уходил в страну молчанья и могил» — этой строчкой автор расписывается в собственном бессилии и невозможности влиять своим творчеством на ход событий. При этом такое право он оставляет за Пушкиным и Лермонтовым, подчеркивая, что «в былые дни» их творчество играло для общества более значимую роль.
18
Более того, автор признается, что при всей свое нелюбви к существующему строю, мелочности и вычурности аристократии, сам он «на зов к борьбе лишь хохотал порой, не веря в робкие призывы». Что же изменилось со времен его юности, если вдруг в 1903 году автор утверждает, что «снова я с людьми,— затем, что я — поэт»? Вероятно, столь разительные перемены связаны с назревающей революцией 1905 года, дух которой к этому времени уже явственно витал в воздухе. К тому же, не стоит сбрасывать несомненный дар предвидения, который обладал Валерий Брюсов. Поэтому, предсказывая смену общественно формации, поэт лично для себя сделал выбор в вопросе, чью именно сторону он готов принять. Однако сам себе он не до конца может объяснить, почему и зачем ему нужно быть вместе с народом. Ведь если Пушкин и Лермонтов в свое время являлись своеобразным связующим звеном между различными слоями общества, то Валерий Брюсов себя таковым не считает.
19
Хотя бы уже потому, что своим творчеством он не в состоянии что-либо изменить, и царский режим совершенно не пугают его стихи, лишенные призывов к действию. Отвечая самому себе на вопрос, почему же поэт должен быть с народом, Брюсов находит довольно примитивное объяснение – «затем, что молнии сверкали». При этом автор подчеркивает, что он – «песенник борьбы», в глубине души осознавая, что не может похвастаться дерзостью Пушкина и вольнодумством Лермонтова. Его участь – принять волю народа и раствориться в серой массе, а не возглавить толпу, у которой нет никаких оснований ему подчиняться.