7
  • Презентации
  • Проект по литературе на тему Противоречивость бунта Раскольникова

Проект по литературе на тему Противоречивость бунта Раскольникова

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:

1
По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Выполнила: ученица 11...
По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Выполнила: ученица 11 класса Б МОУ сош№23 В. И. Баранник Куратор: Л. В. Мячина (русский язык и литература) Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 23
2
Часть 1 Введение: Проблема и ее актуальность Объект и предмет исследования Ц...
Часть 1 Введение: Проблема и ее актуальность Объект и предмет исследования Цель, гипотеза, задачи Часть 2 Основные сведения о событиях в романе Жизнь героя до преступления Преступление Наказание Основные причины деяния главного героя Социальные причины Философское обоснование Психологические истоки Рассмотрение бунта главного героя Часть 3 Заключение Приложение Содержание:
0
 
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Введение: С одной стороны, главного героя романа можно назвать добрым, любящи...
Введение: С одной стороны, главного героя романа можно назвать добрым, любящим, благородным человеком. Он был готов отдать все «за други своя». Однако, с другой стороны, в его поступках мы видим проявление гордости, самолюбия. Но так каким же Р.Р.Раскольников был на самом деле и какова истинная сторона его души?
4
Проблема и её актуальность Р. Раскольников, главный герой романа Ф.М. Достоев...
Проблема и её актуальность Р. Раскольников, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», не только композиционный, но и духовный центр всего произведения. Родион Романович обладает весьма противоречивой и загадочной натурой, поэтому главный вопрос, над которым задумываешься при прочтении романа – чем же объясняется эта внутренняя двойственность героя? Автор романа с помощью образа Раскольникова открывает читателю истину - в каждом из нас есть что-то хорошее, а что-то плохое, что-то подлое и благородное. Эта сторона человеческой натуры была и будет всегда, поэтому актуальность данной проблемы весьма велика в современном мире.
5
Гипотеза: Бунт Р. Р. Раскольникова - это протест против насилия над человеком...
Гипотеза: Бунт Р. Р. Раскольникова - это протест против насилия над человеком, против хозяев жизни.
6
Цель: Определить, в чем заключается противоречивость бунта главного героя про...
Цель: Определить, в чем заключается противоречивость бунта главного героя произведения. Задачи: Выяснить суть теории Раскольникова Выяснить в чем заключается противоречивость бунта
7
Содержание: Сам Достоевский так определял содержание своего произведения: “Э...
Содержание: Сам Достоевский так определял содержание своего произведения: “Это -психологический отчет одного преступления... Молодой человек, исключенный из студентов университета и живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым недоконченным идеям, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решил убить одну старухy, дающую деньги на проценты”. “Психологический отчёт”об одном преступлении постепенно насыщался философскими и религиозными размышлениями. Создание: Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Достоевского во время пребывания его на каторге. Роман печатался в журнале «Русский вестник» в 1866 году.
8
Роман создан в эпоху, когда старые нравственные законы были отвергнуты, а нов...
Роман создан в эпоху, когда старые нравственные законы были отвергнуты, а новые не выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери. Он был против насилия и своим романом полемизировал с революционерами, утверждавшими, что путь к всеобщему счастью “звать Русь к топору”. Главная идея Достоевского : нельзя прийти к благу через преступление. Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей “сильной личности” и их безнравственность.
9
10
Идея Раскольникова вырастает из глубины исторического разочарования, пережито...
Идея Раскольникова вырастает из глубины исторического разочарования, пережитого молодым поколением после крушения революционной ситуации 60-х годов, на почве кризиса утопических теорий. Его яростный бунт одновременно и наследует силу социального отрицания шестидесятников, и отпадает от их движения в своем сосредоточенном индивидуализме. К Раскольникову сходятся все нити повествования. Все окружающее (горе, беды и несправедливости) он впитывает в себя. Мы видим, как человеческие трагедии, крушения – и совсем дальние (девочка на бульваре), и такие, которые серьезно входят в его жизнь (семья Мармеладовых), и самые близкие ему (история Дуни) – заряжают героя протестом, переполняют решимостью. Всей первой частью романа писатель ясно дает понять: для Раскольникова проблема не в поправлении собственных «крайних» обстоятельств. . Для Раскольникова послушно принять судьбу, как она есть, значит отказаться от всякого права действовать, жить и любить. В главном герое нет той эгоцентрической сосредоточенности, которая целиком образует в романе личность Лужина. Раскольников – натура из тех, которые в первую очередь не берут от окружающих, а дают им. Однако он готов это делать и не спрашивая – диктаторски, против воли другого человека. Энергия добра готова перейти у него в своеволие, «насилие добра».
11
Роман Достоевского «Преступление и наказание» - величайшее философско-психол...
Роман Достоевского «Преступление и наказание» - величайшее философско-психологическое произведение. Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, анализирующий свои мысли и поступки.  Герой произведения является бедным студентом, который вынужден сводить концы с концами и поэтому ненавидит сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как‑то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что‑либо не в его силах.
12
13
В связи с этим в его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно к...
В связи с этим в его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные люди должны жить в послушании и не имеют прав переступать закона. «Необыкновенный» человек сам имеет право разрешить своей совести переметнуть через препятствия, через человеческие жизни в том только случае, если того потребует исполнение его идеи, которая может оказаться спасительной для всего человечества. Он считал, что «необыкновенные» люди рождены для того, чтобы сказать новое слово, чтобы сделать мир другим, возможно, лучшим, чем он есть сейчас. Но если на пути таких людей стоят препятствия в виде человеческих жизней, то этими жизнями можно запросто пожертвовать для достижения своей цели, потому что это жизни «обыкновенных» людей, «тварей дрожащих», которые не способны ни на что. Люди, которые способные сказать что‑нибудь новое, должны по природе своей быть непременно преступниками. Иначе им «трудно было бы выйти из колеи, а оставаться в колее они, конечно, не могут согласиться опять‑таки по природе своей».
14
15
16
Согласно своей теории Раскольников хочет действовать по принципу «все дозволе...
Согласно своей теории Раскольников хочет действовать по принципу «все дозволено», но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий «хозяев жизни», сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти два противоречивых и сложных характера считают, что человеку, обладающему силой и властью, «все дозволено». «Мы одного поля ягоды…» – говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион понимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, «перешагнули через кровь».
17
18
Пётр Петрович Лужин Поступки: Негодяй Лужин – это сладострастное ничтожество,...
Пётр Петрович Лужин Поступки: Негодяй Лужин – это сладострастное ничтожество, которое стремится властвовать. Пытается опорочить Соню (подсовывает ей сторублевую купюру, чтобы поссорить Родиона с семьей). Он хочет жениться на сестре Родиона Дуне и получать удовольствие от ее зависимости. Дуня готова выйти за этого преуспевающего дельца без любви. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, - чтобы вытащить семью из нищеты и помочь брату завершить образование. Общее с теорией Раскольникова: “Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано”. Лужин спокойно переступает через все преграды на своем пути.
19
20
Аркадий Иванович Свидригайлов Поступки: Азартный игрок, имеет весьма противор...
Аркадий Иванович Свидригайлов Поступки: Азартный игрок, имеет весьма противоречивый характер: он совершает ряд добрых и благородных поступков (дает деньги Катерине Ивановне на содержание сирот и Соне, чтобы она могла сопровождать Родиона на каторгу). Но на его совести оскорбленная честь Дуни и смерть жены, доведение до самоубийства слуги Филиппа. Подслушав признание Раскольникова в совершении преступления, пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на брата. В его душе, как и в душе главного героя, идет борьба добра со злом (верх берет зло: Свидригайлов кончает жизнь самоубийством). Общее с теорией Раскольникова: “Мы одного поля ягоды” – говорит Свидригайлов Родиону. И Раскольников понимает, что это так, потому что оба они, хоть и по разным причинам, “перешли через кровь”.
21
Противоречие теории Раскольникова усиливается и потому, что эта теория должна...
Противоречие теории Раскольникова усиливается и потому, что эта теория должна была вывести его из тупика, а завела его в самый безвыходный из всех возможных тупиков. Герой сознает это, поэтому страдает и мучается, после убийства он почувствовал полный разрыв с миром людей: он не может находиться рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется природе, не может нормально общаться с Соней и Разумихиным. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а «тварь дрожащая», «вошь», сознание бессмысленности совершенного злодеяния – все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Он понимает несостоятельность своей теории «сильного человека», видит ее противоречия, она не выдержала проверки реальной жизнью, в которой любит людей, названных согласно его теории «тварями дрожащими». Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей. И в этом есть трагедия Раскольникова.
22
23
Раскольников и Наполеон  «Раскольников, в отличие от Наполеона, думал оправда...
Раскольников и Наполеон  «Раскольников, в отличие от Наполеона, думал оправдать пролитую им кровь...» (В.Л. Кирпотин) Раскольников мечтает управлять людьми, направить свои силы на преобразование мира к лучшему. В поступках Наполеона он видит оправдание своему способу достичь этого преобразования.  Как для Наполеона, так и для героя наступает “Тулон”. Для Раскольникова это убийство старухи, то есть самопроверка героя: выдержит ли он идею о праве сильной личности на кровь, является ли он избранным, исключительным человеком, Наполеоном. Не выдержал – не является.
24
25
Раскольников признал себя “обыкновенным” человеком Теория Раскольникова о пра...
Раскольников признал себя “обыкновенным” человеком Теория Раскольникова о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Она построена на избранности одних и уничижении других. Раскольников понимает, что он не Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной “гаденькой старушонки”: “… я не человека убил, я принцип убил!” Принцип этот - его совесть. Стать “властелином” ему мешает всячески заглушаемый им зов добра. Человеческая натура Родиона противится нечеловеческой, безнравственной теории.  Созданная теория оказалась безнравственной На каторге Раскольников все еще уверен, что теория правильна, просто он себя не к тому разряду отнес. Лишь приезд Сони и обращение к Евангелию побуждает Родиона пересмотреть свою жизнь и отказаться от теории. Он приходит к христианским моральным ценностям. В рассматриваемого мной романа “начинается новая история, история постепенного обновления человека”. В этом новом мире христианской праведности для теории “двух разрядов людей” уже нет места.
26
27
Ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой при...
Ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того, чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой и суд других ему безразличен. Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую». Когда он слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»
28
Да, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть у ненормально...
Да, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть у ненормального человека, но они тут же пресекаются здравым смыслом и законом. Возможно, если бы теория осталась только на бумаге, она показалась бы плодом изможденной фантазии бедного человека. Но Раскольников начал ее осуществлять! Старуха-процентщица – «гнойник, который необходимо удалить», она не приносит никому пользы, она должна умереть, она – та самая «тварь дражащая». Но почему, в таком случае, гибнет невинная Лизавета? Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело одного человека – судить других. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.
 
 
X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте её своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить презентацию