7
  • Презентации
  • Презентация к уроку развития речи по картине И.Э Грабаря Февральская лазурь

Презентация к уроку развития речи по картине И.Э Грабаря Февральская лазурь

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:

1
Урок развития речи в 5 классе Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская...
Урок развития речи в 5 классе Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» Автор презентации: Костикова Т.М., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 г.Няндома
2
Тема: Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Цель: Рассмотре...
Тема: Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Цель: Рассмотреть картину И.Э.Грабаря, чтобы затем художественно описать её. Задачи: Показать учащимся в процессе анализа картины художественные достоинства картины. Продолжить формирование умений раскрывать тему и основную мысль высказывания. Воспитывать любовь к родной природе и формировать эстетический вкус учащихся.
0
 
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Саврасов «Зимний пейзаж» Левитан 1.»Зимой в лесу» 2. «Лес зимой»
Саврасов «Зимний пейзаж» Левитан 1.»Зимой в лесу» 2. «Лес зимой»
4
Поленов «Зима» Саврасов «Грачи прилетели» Левитан «Март»
Поленов «Зима» Саврасов «Грачи прилетели» Левитан «Март»
5
И.Э.Грабарь
И.Э.Грабарь
6
Что общего в этих картинах? Вы увидели несколько пейзажей русских художников,...
Что общего в этих картинах? Вы увидели несколько пейзажей русских художников, некоторые вам хорошо известны – это пейзажи И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова. А вот последние написаны замечательным художником Игорем Эммануиловичем Грабарем. Не случайно я показала картины этого замечательного художника рядом с картинами Левитана, Саврасова, Поленова. Это были его учителя и его современники.
7
«Белая зима» Саврасов «Зима»
«Белая зима» Саврасов «Зима»
8
Игорь Эммануилович Грабарь Игорь Эммануилович родился в 1871 году, а умер в 1...
Игорь Эммануилович Грабарь Игорь Эммануилович родился в 1871 году, а умер в 1960-м, мы его называем советским художником. Грабарь прожил долгую жизнь и очень многое успел сделать для людей, принести много радости людям! Вам понравились его пейзажи? Он очень любил нашу северную природу и любил писать её, его можно назвать художником-пейзажистом, хотя он писал и натюрморты, и портреты. У каждого художника, писателя, да и вообще у каждого человека, есть своё любимое время года. Какое время года любил Игорь Эммануилович Грабарь больше всего, как вы думаете?
9
Посмотрите ещё раз на картины И.Э. Грабаря. «Сентябрьский снег». Как рано нач...
Посмотрите ещё раз на картины И.Э. Грабаря. «Сентябрьский снег». Как рано началась зима – в сентябре, как необычно это: жёлтая листва и белый снег.
10
А вот другая картина – «Мартовский снег». Только в марте бывает такой снег –...
А вот другая картина – «Мартовский снег». Только в марте бывает такой снег – рыхлый, ноздреватый, и только в марте такие синие тени на снегу: солнце пригревает и светит очень ярко. И.Э Грабарь любил писать раннюю зиму и «позднюю зиму», то есть раннюю весну.
11
На картине, которую мы будем сегодня описывать, тоже изображён самый конец...
На картине, которую мы будем сегодня описывать, тоже изображён самый конец зимы. Это одна из самых известных и замечательных картин художника – «Февральская лазурь», она находится в Москве, в Третьяковской галерее. Вот она – эта картина! «Настали чудесные, солнечные, февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось что-то необычайное. Казалось, она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу», - так писал Игорь Эммануилович в 1902 году. Естественно, что после таких впечатлений родилась картина «Февральская лазурь».
12
Какая удивительная красота! Сколько солнца и воздуха! Как вы думаете, почему...
Какая удивительная красота! Сколько солнца и воздуха! Как вы думаете, почему эта картина может нравиться, ведь ничего особенного на ней не изображено – стоят деревья?.. Что это за деревья? Обычные русские берёзы. Без листьев даже. Вот летом деревья одеты в зелёный наряд, а сейчас-то зима! Художник задался целью показать удивительную красоту, им увиденную, взволновать этой красотой других. Следовательно, основная мысль заключается в скрытом призыве художника: «Посмотрите, как красиво, какие красивые берёзки, полюбуйтесь ими! Как хорошо зимой, когда светит солнце и лежит снег!»
13
Прочитайте текст – воспоминание И.Э Грабаря, где художник рассказывает о прек...
Прочитайте текст – воспоминание И.Э Грабаря, где художник рассказывает о прекрасном «зрелище», которое однажды предстало перед ним: Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и то будет бесподобно», - подумал я. Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и без перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину…
14
Художник понимал задачу пейзажиста в создании радостного образа природы, в со...
Художник понимал задачу пейзажиста в создании радостного образа природы, в создании пейзажа-картины, ведь он влюблён в жизнь, влюблён в природу своей родины. Грабарь своими картинами завоевал любовь, получил признание, стал художником яркой индивидуальности и большого живописного мастерства, т.е. получается, что Игорь Эммануилович так же, как и Левитан, Герасимов, Нестеров и др., стал основоположником пейзажной живописи. - А сейчас, ребята, ученик, использовав толковый словарь, зачитает вам, что такое пейзажная живопись.
15
- Удалось ли художнику «хоть десятую долю этой красоты передать»? - Благодаря...
- Удалось ли художнику «хоть десятую долю этой красоты передать»? - Благодаря чему? - Кисть, холст и масло – основные инструменты художника. Достаточно ли этого для создания полотна? Писатель для создания произведения пользуется словом, композитор – звуком, художник – кистью и красками. Вот только в руках «не художника», не мастера своего дела ни краски, ни слова, ни звуки ни о чём не расскажут, никого не потрясут – для этого нужен большой талант, большое мастерство. В литературе основными средствами выразительности являются метафоры, сравнения, эпитеты. В изобразительном искусстве свои средства художественной выразительности: линия, ритм и др.
16
- Посмотрите, как расположены на картине берёзы. Угол зрения на деревья не со...
- Посмотрите, как расположены на картине берёзы. Угол зрения на деревья не совсем обычный – снизу особенно выделяется одна из берёз, она изображена близко, но вся поместилась на полотне. «Я уронил палку и нагнулся… Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел…» И, работая над картиной, художник выбрал самую низкую точку обозрения, вырыв в сугробе глубокую траншею. - Зачем? Почему вот так - снизу – изображены берёзы? Берёзы кажутся «большими, высокими», «гордыми», «независимыми» и, наконец, «величественными». И ещё, когда смотришь снизу вверх, видна вся берёза, и видно, как переплетаются ветки, образуя узор».
17
«Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строени...
«Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей…» Сумел ли художник этот ритм (повторение одинакового, подобного) передать? Обратите внимание на линейный ритм картины. Благодаря этому приёму (к чему и стремился художник) можно увидеть игру причудливо переплетающихся берёз, почувствовать радостное, мажорное настроение картины, услышать звонкую, светлую музыку пейзажа. - А почему ещё, по-вашему, может быть выбрана такая точка зрения – снизу вверх? Только ли в берёзах дело? (Деревья уходят в небо», Снизу видны все цветы сразу – и стволов берёз, и ветвей, и неба.)
18
- Помните, как назывались картины И.Э Грабаря, которые мы только что видели:...
- Помните, как назывались картины И.Э Грабаря, которые мы только что видели: «Сентябрьский снег», «Мартовский снег», «Белая зима, Грачиные гнёзда». Сравните эти названия с названием «Февральская лазурь» - Почему картина называется «Февральская лазурь»? Только потому, что на ней изображён лес в феврале? Лазурь – светло-синий цвет, синева. В картине «Мартовский снег» художника интересовал именно снег, снег в марте, а в картине «Сентябрьский снег» - снег в сентябре. А здесь его интересует небо, лазурное небо зимним утром. Если бы художник назвал картину «Февральский день», или «Февральский снег», или «Февральское небо», было бы очень просто, обычно. Когда Грабарь назвал так свою картину, он, наверное, хотел выразить свою радость, своё отношение к февральскому дню, к тому, что он увидел, как это красиво: лазурное небо и белые берёзки.
19
Вывод: 	Итак, картина получила название «Февральская лазурь», так как на ней...
Вывод: Итак, картина получила название «Февральская лазурь», так как на ней изображён прекрасный солнечный февральский день, с ослепляющей голубизной неба, белоствольной красавицей берёзой и сиреневым снегом. Всё это представляет единое целое, радостное и праздничное по настроению. И поэтому несмотря на то, что берёза в центре, что она очень хороша, художник назвал свой пейзаж не «Берёза», а «Февральская лазурь» И название картины, и сам пейзаж говорят нам о большой любви художника к родной природе, передают восхищение её красотой. Это и есть основная мысль описания. - Как, какими средствами художник добился такого поэтического изображения русской природы?
20
- Какие краски увидел в природе и стремился передать на полотне художник? (Ла...
- Какие краски увидел в природе и стремился передать на полотне художник? (Лазоревое небо, жемчужные берёзы, коралловые ветки, сапфировые тени, сиреневый снег.) - Каким настроением проникнута картина? Вывод: Содержание картины во многом определяет её цветовую гамму. В картине «Февральская лазурь» преобладает сочетание бело-голубых тонов, характерных для зимнего пейзажа. Сочетаясь, жёлтый и голубой тона создают то праздничное настроение, которое увидел художник в природе и передал на полотне.
21
Лексическая работа: Анализ упр. 356. Для более точного яркого описания можно...
Лексическая работа: Анализ упр. 356. Для более точного яркого описания можно использовать следующие глаголы-синонимы: блистать, сверкать, сиять, светиться, лучиться. Белый, голубой, жёлтый «В природе творилось нечто необычное, казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник, - праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». Лазоревый – то же, что и лазурный. Лазурный – цвета лазури, светло-синий. Жемчужный – белый или жёлто-белый, как жемчуг. Коралловый – ярко-красный. Сапфировый – синий или голубой, зеленовато-синий.
22
Составление рабочих материалов для сочинения. Тема сочинения – описание изобр...
Составление рабочих материалов для сочинения. Тема сочинения – описание изображённого на картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» Жанр – описание. Основная мысль – так описать картину, чтобы была понятна её основная мысль и чтобы было видно, какая это замечательная картина и как она воздействует на зрителя (лично на вас) Стиль - художественный Помни! В описании места обычно выделяют: часть, где говорится о позиции наблюдателя, часть, в которой в определённой последовательности перечисляются или описываются характерные для данного места предметы. В описании места все глаголы обычно употребляются в форме какого-либо одного времени (чаще всего настоящего).
23
Вопросы Почему картина называется «Февральская лазурь»? Какой февральский ден...
Вопросы Почему картина называется «Февральская лазурь»? Какой февральский день изобразид художник? Рассмотрите небо: есть ли на нём облака, какого оно цвета на солнце на горизонте? Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени? Какова берёза на переднем плане картины: что можно сказать о цвете её ствола, ветвей и о цвете прошлогодней листвы на верхушке берёзы? Что можно сказать о других берёзках? Что виднеется на горизонте? Опишите всё это своему товарищу, который не видел картину, так, чтобы он захотел её посмотреть.
24
Беседа по картине. - Почему именно в такой последовательности расположены воп...
Беседа по картине. - Почему именно в такой последовательности расположены вопросы? Есть ли в этом какой-то смысл? ( Последовательность вопросов подсказывает план сочинения) Первые 2 вопроса («Почему так названа картина? Какой февральский день изобразил художник?») требуют раскрытия основной мысли картины – с ответа на них и нужно начать сочинение, это его вступление. Следующие вопросы призывают последовательно описывать разные части пейзажа, как бы постепенно раскрывая смысл картины и развивая свою мысль: небо, снег, берёзы… - Почему правильнее начать описание с неба? (главное – лазурь!) Лазурь – светло-синий цвет, синева.
25
Составление плана к сочинению. 1. Февральский день на картине художника И.Э.Г...
Составление плана к сочинению. 1. Февральский день на картине художника И.Э.Грабаря. 2. Описание «поэтических» предметов: небо, снег, берёза.
26
План :  1. Чудесный день на картине «Февральская лазурь». 2. Описание картины...
План :  1. Чудесный день на картине «Февральская лазурь». 2. Описание картины. 3. Первый план картины (берёза, снег, деревья) 4. Живопись картины (цветопись, тени на снегу, прошлогодняя листва на берёзе, картина вносит мир и спокойствие в душу)
27
Сочинения учеников. 		 Фрагменты: 		Передо мной картина известного художника...
Сочинения учеников. Фрагменты: Передо мной картина известного художника И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». На ней изображён прекрасный солнечный день. Красавицы берёзки, раскинувшие свои коралловые ветви, небо, ослепляющее своей голубизной,и сиреневый снег представляют собой единое целое. На заднем плане картины виден рыжий лес. Вика Афанасенко.
28
Сочинение 		На картине «Февральская лазурь» художник И.Э.Грабарь изобразил яс...
Сочинение На картине «Февральская лазурь» художник И.Э.Грабарь изобразил ясный солнечный февральский день. Небо безоблачное, ярко-голубое. Снег залит сапфировым светом. В центре пейзажа – белоствольная берёзка. Она ветвистая, высокая, ствол её слегка изогнут, а на макушке ещё остались прошлогодние жёлто-бурые высохшие листочки. Другие берёзы, поменьше и постройнее, выстроились вокруг, словно приготовились вести дружный хоровод. Стволы всех деревьев покрыты белоснежным одеянием. Несмотря на то, что в центре картины величавая, изящная берёза, художник назвал своё полотно не «Берёза», а «Февральская лазурь». Думаю, Грабарь хотел показать многообразие цветовых зимних оттенков в изображении привычного пейзажа. И это ему удалось. Благодаря И.Э.Грабарю, хочется внимательнее присмотреться к тому, что нас окружает, ценить и любить родную природу. Таня Ильиных.
 
 
X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте её своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить презентацию