- Презентации
- Презентация по литературе на тему Духовные искания Пьера Безухова
Презентация по литературе на тему Духовные искания Пьера Безухова
Автор публикации: Куцаева Е.С.
Дата публикации: 15.11.2016
Краткое описание:
1
Подготовил Макаров А. Руководитель Куцаева Е.С.
2
Пьера Безухова считают главным героем романа «Война и мир». Своей неудовлетворенностью окружающей действительностью, разочарованием в свете, поисками смысла жизни он напоминает нам традиционного для русской литературы «героя своего времени». Однако роман Толстого уже выходит за рамки литературной традиции. Герой Толстого преодолевает «трагедию лишнего человека», обретает смысл жизни и личное счастье. Он незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова, десять лет (с 10- до 20 летнего возраста) жил и учился за границей, возвратился оттуда свободно мыслящим человеком, бонапартистом по убеждениям, очень далеким от реальностей русской действительности. Пьер тяготится своим двусмысленным положением незаконного сына, но посещает свет. Ему все интересно, он боится пропустить умные разговоры, сам стремится «все полнее высказать». В то же время он неразборчив в знакомствах (кутежи в компании Анатоля Курагина и Долохова), излишне доверчив, беспорядочно тратит свои силы.
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Мы знакомимся с Пьером уже с первых страниц романа и сразу же отмечаем непохожесть его на окружающих. Внешность графа Безухова, его поведение, манеры — все это «не вписывается» в авторское изображение светской «публики». Пьер — большой, толстый, неловкий молодой человек, в котором есть что-то от ребенка. Эта детскость заметна уже в самом портрете героя. Так улыбка Пьера отличалась от улыбок других людей, «сливающихся с неулыбкой». «У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения». Пьер неловок и рассеян, он не обладает светскими манерами, «не умеет войти в салон» и еще менее умеет «из него выйти». Открытость, эмоциональность, робость и естественность отличают его от безразлично-самоуверенных салонных аристократов. «Ты один живой человек среди всего нашего света», — говорит ему князь Андрей. Пьер застенчив, по-детски доверчив и бесхитростен, подвержен чужим влияниям. Отсюда его кутежи, «гусарство» в компании Долохова и Анатоля Курагина, женитьба на Элен. Как замечает Н. К. Гудзий, по отсутствию внутренней собранности и сильной воли, по беспорядочности своих увлечений характер Пьера в известной степени противопоставлен характеру Андрея Болконского. Пьеру не свойствен рационализм и постоянный самоанализ, в натуре его присутствует чувственность.
4
Нравственные искания Пьера — это увлечение масонством. В этом учении героя привлекает определенная свобода, масонство в глазах его — «учение христианства, освободившегося от государственных и религиозных оков», братство людей, способных поддерживать друг друга «на пути добродетели». Пьеру кажется, что это возможность «достижения совершенства», исправления человеческих и общественных пороков. Идеи «братства вольных каменщиков» кажутся герою снизошедшим на него откровением.
5
Что же делать? Безухов уверен, что всякая насильственная революция есть зло. Он приходит к мысли о самоусовершенствовании: если каждый человек станет лучше, жизнь общества изменится. Но Пьер понимает, что его мечта неосуществима. Он видит лицемерие членов масонских лож, понимает, что их интересуют только «мундиры и кресты», а вовсе не общественные преобразования. Жизнь графа снова заходит в тупик. Он недоволен собой, но ничего не может изменить.
6
Порвав с масонами, герой переживает глубокий внутренний кризис, душевную катастрофу. Он разуверяется в самой возможности общественно-полезной деятельности. Внешне Пьер возвращается к прежним занятиям: бенефисы, дурные картины, статуи, благотворительные общества, цыгане, кутежи — ничто не получает отказа. Его уже не посещают, как прежде, минуты отчаяния, хандры, отвращения к жизни, но «та же болезнь, выражавшаяся прежде резкими припадками», теперь «вогнана внутрь» и ни на мгновение не покидает его. Начинается тот период жизни Безухова, когда он постепенно начинает превращаться в обычного «отставного добродушно-доживающего свой век в Москве камергера, каких были сотни». Из нравственного кризиса его выводят события 1812 года. Общий подъем, общий патриотизм захватил и Пьера. Он сформировал полк, дал средства на его содержание, а сам отправился на Бородинское поле. То, что Пьер там увидел, потрясло его. Он остается в захваченной французами Москве, чтобы убить Наполеона как главного врага России. В Москве проявилась в полной мере деятельная доброта Безухова, его самоотверженность. Он защитил женщину, заступился за помешанного, спас девочку.
7
После ареста Пьер испытал сильнейшее потрясение, когда на его глазах расстреляли пять русских, которых безосновательно обвинили в поджогах. Чудом избежав такой же участи, он попадает в барак, где содержат пленных. И здесь русская жизнь дает Пьеру, быть может, самый главный урок: он сближается с простыми русскими людьми, крестьянами, начинает понимать и уважать их. Особенное влияние имел на него Платон Каратаев. Этот человек, казалось, был равнодушен ко всем бедам и лишениям, он жертвовал собой, не задумываясь, хорошо это или плохо, был добр и ласков даже в нечеловеческих условиях плена. Для Пьера Каратаев навсегда остался «олицетворением всего русского, доброго и круглого».
8
Возвратившись из плена, Пьер очень «попростел». Ему ненавистна стала праздная, паразитическая жизнь. Оформилось мировоззрение Безухова. Пьер «теперь призывал всех честных людей по мере сил противодействовать злу», царящему в стране. В конце романа Пьер обретает личное счастье в браке с Наташей Ростовой. Однако будучи счастлив в семье, он по-прежнему деятелен и активен. Мы видим его «одним из главных основателей» декабристских обществ. И путь исканий начинается снова: «Ему казалось в эту минуту, что он был призван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру». Пьер Безухов — один из любимых героев Толстого, он близок писателю своей искренностью, беспокойной, ищущей душой, критическим отношением к обыденности, стремлением к нравственному идеалу. Путь его — это вечное постижение истины и утверждение ее в мире.