- Презентации
- Активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках литературы с применением различных технологий
Активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках литературы с применением различных технологий
Автор публикации: Байтрак С.Т.
Дата публикации: 27.09.2016
Краткое описание:
1
МБОУ «О(С)ОШ» учитель русского языка и литературы I квалификационной категории Байтрак С.Т. г.Ангарск
2
Задача учителя литературы: Воспитание вдумчивого читателя. Главный вид деятельности ученика – Чтение Перечитывание Вчитывание в текст произведения. Работа в группах Современный учитель – это, прежде всего наставник, сотрудник и единомышленник. Как же в современное время заставить ребенка учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. И для того, чтобы мотивировать ребенка на учебу, нужно на уроке дарить ученику интересные яркие эмоции. Только яркость и эмоциональность, разнообразие видов работ, вызывающих самостоятельный поиск ученика могут удовлетворить активность его пытливого ума, развить интерес к предмету. К этому стремится каждый педагог. Учитель должен «питать» обучаемых интересными, увлекательными, разнообразными, постоянно усложняющимися новыми задачами.
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Варианты заданий самых разных уровней технологии критического мышления, используемых на уроках литературы: Синквейн Развивающие каноны Прием «Дерево предсказаний» Лингвистический анализ текста Составление опорных конспектов Кластеры «Толстые» и «Тонкие» вопросы (элементы технологии РКМЧП – развитие критического мышления через чтение и письмо) Прием пометки на полях Работа со словами
4
Синквейн (элемент технологии развития критического мышления) Слово «синквейн» (фр.) обозначает «пять строк». При его написании существуют определенные правила: Первая строка - заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Второя строка - два-три слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков выбранного предмета. Третья строка- образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка - фраза из нескольких слов, которые выражают личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка - содержит слово, характеризующее суть предмета или объекта. Однако учитель может изменять правило синквейна по своему усмотрению.
5
Обучающиеся самостоятельно работают над темой или в группах. Результаты обсуждаются. Зачитываются варианты ответов. Поскольку есть разные варианты ответов, то возникает диалог – идет обсуждение, чья точка зрения правильная. При групповом обучении решение учебной задачи происходит в процессе совместно – распределительной деятельности: каждый участник диалога имеет право на мнение, даже ошибочное, ошибка –это шаг к истине. Мнение любого, в том числе и учителя, который участвует в диалоге на равных с учениками, может быть подвержено критике, в результате вырабатывается правильный ответ. Например, изучение романа И.А.Гончарова «Обломов». Первая строка – название синквейна (например: И.Обломов) Вторая строка – три существительных, важных для характеристики этого образа (например: халат, Обломовка, душа) Третья строка – три прилагательных важных для характеристики этого образа (например: добрый, ленивый, русский) Четвертая строка – три глагола, важных для характеристики этого образа (например: лежит, мечтает, думает) Пятая строка – формула героя, выражающая его кредо (например: «нежная любящая натура Обломова вся озаряется через любовь»)
6
Пример синквейна: После изучения романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание» в 10 классе обучающимся необходимо обобщить материал по теме: «Петербург Достоевского», применяя синквейн. Что получилось? Петербург. Мрачный, жестокий, грязный. Душит, омертвляет, разочаровывает. Город одиночества и скуки. Пустота.
7
Синквейн- – вид работы, который хорош в качестве способа контроля знаний при изучении какого- либо произведения. Пример синквейна при изучении творчества А.Грина Название темы (А.Грин) Описание темы в двух- трех словах, прилагательными (мечтающий, мужественный, романтичный) Описание действия тремя глаголами (искал, любил, писал) Фразы из нескольких слов, показывающие отношение к теме («рыцарь светлой мечты») Синоним из одного слова, который повторяет суть темы ( романтик)
8
Вывод: Синквейн позволяет выявить насколько полно и правильно обучающиеся понимают образ героя, писателя, как представляют себе историческую эпоху. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так- то просто) Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности Формирует умение работать в группах, вести диалог, слушать собеседника, проявляя уважение и терпение к чужому мнению, корректно завершать диалог.
9
Составление опорных конспектов Данный вид работы позволяет учащимся проявить умение обобщать и структурировать материал. Опорный конспект «Род Мелеховых». (по роману М.Шолохова «Тихий Дон»). Уметь представить свою работу, подкрепить цитатами. Род Мелеховых Танюшка Мишатка Полюшка Аксинья Наталья Дарья ---Петр Григорий Дуня---Михаил Кошевой Пантелей Прокофьиевич ----------------------Ильинична Прокофий-----------Турчанка \ \
10
Выводы: учащиеся должны хорошо знать текст, уметь составлять характеристики, подкрепляя их цитатами. Григорий Мелехов – главный герой романа, младший сын в семье донского казака Мелехова: «…В отца попер: на пол головы выше Петра, хоть и на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое». Прокофий – родоначальник семьи Мелеховых, дед Григория: «…Непокорно нес белесо – чубатую голову…» Турчанка –жена Прокофия, бабка Григория: «…Из Туретчины привел он жену – маленькую, закутанную в шаль женщину. Она прятала лицо, редко показывая тоскующие одичалые глаза. Пахла шелковая шаль далекими неведомыми запахами, радужные узоры ее питали бабью зависть. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато – красивые казаки Мелеховы.
11
Трагедия Мелеховых На уже созданной схеме обвести имена умерших героев траурными рамками. В конце урока на доске оказывается два генеалогических древа: одно -цветущее, другое- черное, с немногочисленными уцелевшими листьями. Таким образом , на вопрос: «Что было и что осталось у героя в жизни?»- ответить будет легче. Танюшка Мишатка Полюшка Аксинья Наталья Дарья—Петр Григорий Дуня ---Михаил Кошевой Пантелей Прокофьевич -----------------------------Ильинична Прокофий------------Турчанка Вторая схема наглядно представляет страшные итоги национальной катастрофы, изображенной в романе М.Шолохова «Тихий Дон» на примере одной семьи.
12
Развивающие каноны Развивающий канон (РК) – форма задания, целенаправленно развивающего те или иные интеллектуальные качества, необходимые для творческой работы. РК – это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или другими связями. Развивающий канон может иметь различные формы: табличную, линейную, кольцевую, ступенчатую. Исследования РК показали, что их можно использовать в учебном процессе для оживления творческого отношения к самым разным предметам. На уроке можно применять РК и в качестве средства контроля, и в качестве создания проблемной ситуации. Задания направлены на развитие ассоциативного мышления. Задания такого рода органично вписываются в структуру заключительных уроков по изучению какого – либо произведения и обобщающих уроков по теме. Учитель любым способом должен заставить учащихся думать.
13
Примеры развивающих канонов: 1.Задача учащихся: заполнить пустые клетки информацией, предварительно выяснив, по какому принципу следует отбирать эту информацию. ? М.Булгаков Достоевский Лермон тов ? А.Н.Островский Ясная Поляна ? ? ? Таганрог ?
14
2 . Учащимся предлагаются репродукции картин, какие – либо иллюстрации, фотографии (по одной на каждого). В течение нескольких минут учащийся должен сформулировать ответ на вопрос: С каким литературным героем (произведением, эпохой, писателем) у вас ассоциируется данная иллюстрация? Вариантов ответов бесчисленное множество. Примеры развивающих канонов
15
Примеры развивающих канонов 3. Предложите учащимся фотографию темной воды, посеребренной лунным светом, и в ответ услышите, что это: Тяжелая жизнь Сонечки Мармеладовой и Раскольникова, но у них есть впереди надежда на лучшее (ведь вода немного освещена лунным сиянием) Прошлое и будущее Пьера, чью жизнь осветила своим появлением Наташа Ростова, Судьба Обломова, подчинившегося законам и не сумевшего измениться. Но есть свет, то есть вера в то, что маленькому сыну Штольца удастся воплотить мечты отца и его друга. Любая иллюстрация, предложенная учащимся, обязательно будет озвучена. Главное, чтобы был прочитан текст, и учащиеся не боялись высказывать свое мнение.
16
Кластеры Смысл приема – систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер – это графическая организация материала. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, соединяющие это слово с другими, от которых, в свою очередь, лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. для стимулирования мыслительной деятельности для структурирования учебного материала при подведении итогов Кластер может быть использован для организации индивидуальной и групповой работы в классе и дома.
17
Примеры: 1. Заполните схему (при изучении романа И.Гончарова «Обломов») Обломовка традиции ______ ? пейзаж жители ______ ? ______ ?
18
Тема любви в русской литературе 18 век 19 век 20 век 21 век ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? 2. Заполните схему:
19
3. Заполните схему Л.Н.Толстой «Война и мир» Истинное в романе Фальшивое в романе Любовь Красота Патриотизм Честь
20
«Толстые» и «тонкие» вопросы (элементы технологии РКМЧП – развития критического мышления через чтение и письмо). Из жизненного опыта мы знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответь однозначно. Тем не менее мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует однозначного ответа. Поэтому для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие» вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно («толстые» вопросы). «Толстые» вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
21
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов: ? ? Кто… Что… Когда… Может… Будет… Мог ли… Дайте объяснение, почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чем разница… Предположите, что будет, если… Что если…
22
«Толстые» и «тонкие» вопросы (элементы технологии РКМЧП – развития критического мышления через чтение и письмо). Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: На стадии вызова – это вопросы до изучения темы На стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания При размышлении – демонстрация пройденного Приступая к изучению произведения, учитель должен выяснить, владеют ли учащиеся элементарными знаниями о содержании произведения.
23
«Толстые» и «тонкие» вопросы (элементы технологии РКМЧП – развития критического мышления через чтение и письмо). «Тонкие» вопросы станут актуальными лишь на стадии входящего контроля, они не вызовут трудностей, у прочитавших изучаемые произведения: Кто герой произведения? Когда происходит действие в романе? Мог ли Пьер Безухов встретиться в солоне Шерер с Берлиозом?
24
«Толстые» и «тонкие» вопросы (элементы технологии РКМЧП – развития критического мышления через чтение и письмо). «Толстые» вопросы – это проблемные, неоднозначные и очень интересные вопросы. Дайте объяснение, почему Ольга Ильинская, окруженная заботой и любовью Штольца, затосковала? Как вы думаете, почему Обломов, начавший новую жизнь, не выбросил халат, а лишь отправил его в кладовую? В чем разница между Петербургом Достоевского и Москвой Марины Цветаевой? Предположите, как могли бы развиваться события, если бы Евгений Базаров победил болезнь.
25
Интерактивная технология -это форма обучения, где знания добываются в совместной деятельности, через диалог, полилог обучающихся между собой и учителем. Пример: Наблюдаем и размышляем. В течение трех дней обучающиеся записывают роли в различных ситуациях общения. «Встреча с лучшим другом» «На тренировке» «Разговор с родителями» Необходимо проанализировать свои ощущения. В какой степени различалось ваше поведение в зависимости от ситуации и оставалось ли оно неизменным на протяжении всего общения? Что придавало вам уверенность? Когда, в каких ситуациях вы были довольны «исполнением» принятых на себя ролей? Всегда ли ваше поведение соответствовало ожиданиям собеседников? Как это проявлялось? Корректировали ли вы свое поведение с учетом реакции собеседников? В каких ситуациях вы чувствовали себя наиболее комфортно? В каких наименее? Почему?
26
Пример: Работа со словарями Список профессий, связанных с информационными, коммуникативными технологиями. Менеджер спичрайтер имиджмейкер пресс-секретарь спиндоктор избирательный психолог переговорщик кризисник, специалист по слухам, рекламист Психотерапевт Пользуясь словарями иностранных слов, а также англо-русским словарем, «переведите» на русский язык названия этих профессий. В каких сферах общественной жизни они востребованы?
27
Прием «Дерево предсказаний» Этот прием технологии критического мышления заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Данный прием полагает страсть предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол – тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Например, излюбленным приемом А.П.Чехова является открытый финал. Может быть, «дерево предсказаний» будет очень актуальным и востребованным при работе с чеховскими рассказами. Попробуйте выяснить это на практике.
28
Дерево предсказаний может выглядеть так: Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Что будет дальше? Чем закончится рассказ? Как будут развиваться события после финала?
29
Индуктор- наведение на тему, раздражитель, который помогает создать эмоциональный настрой. Очень часто учителю необходима лишь одна фраза, одна мысль, от которой нужно оттолкнуться в разговоре, благодаря которой можно заинтересовать учащихся, создать эмоциональный настрой. Я использую притчи и легенды (некоторые записывают их в свои тетрадочки). Одну из них я предлагаю вам. Может быть, эта притча станет отправной точкой в размышлениях о смысле жизни, о человеческих ценностях, об умении любить, ценить, о том, что мир сложен и полон обманных огней.
30
Притча Жил в одном городе мудрец. И знал он ответы на все вопросы. Но нашелся завистливый человек, и решил обмануть мудреца. Пошел он в поле и поймал бабочку. Зажав ее в руке, он подумал: «Я пойду к мудрецу и спрошу, жива ли бабочка. Если он ответит, что да, то я раздавлю ее и скажу, что он не прав, а если он ответит, что нет, то я раскрою ладонь и бабочка улетит!» Он подошел к мудрецу, и спросил: «Мудрец, вот, говорят, что ты все на свете знаешь, так ответь же ты мне, жива ли бабочка?» Мудрец посмотрел на него и ответил: «Все в твоих руках!»
31
« У каждого человека свои звезды» - гласит пословица. Хочется, чтобы каждый учитель достиг новых вершин в своем мастерстве и приблизился к звезде, свет которой когда – то заворожил его и привел в профессию… Свои звезды должны быть и у обучающихся. В силах педагога помочь найти их и научиться сверять с ними собственный путь. Успехов Вам и Вашим ученикам на пути через тернии к своим звездам!
32
Литература Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Тареева Л.И., Жданова А.И. Воспитание читателя. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.