- Презентации
- Презентация по литературе 6 класс Уроки доброты по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского»
Презентация по литературе 6 класс Уроки доброты по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского»
Автор публикации: Дедухова Л.В.
Дата публикации: 22.04.2016
Краткое описание:
1
В.Г. Распутин «Уроки французского» Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи. В. Распутин
2
Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени О чем говорит название рассказа? От чьего лица ведется повествование? Почему?
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Время действия Послевоенные годы – карточная система снабжения продуктами, обязательные для населения государственные заёмы, тяготы колхозного труда, Место действия – Сибирь – родина писателя, глухая сибирская деревушка, садов нет, т.к. деревья зимой вымерзают.
4
В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь?
5
Какие испытания ждали его?
6
Постоянные голод, страдания от одиночества, разлуки с домом, матерью, острое переживание несправедливости, горечь обмана. Жизнь преподносит Володе жестокие уроки и ставит перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или расстроить мать. Горькие мысли о маме и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть.
7
Художественные приемы В портретных описаниях автор использует прием антитезы (противопоставление): Образ Лидии Михайловны: «…Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание, к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.»
8
Образ Володи: «…Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки, в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки. Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги.»
9
Чирки мн. местн. Обувь, сшитая из одного куска кожи. Обувь с невысоким голенищем.
10
Почему Володя не принял посылку с продуктами? Когда я бочком влез с посылкой в дверь, Лидия Михайловна приняла вид, что ничего не понимает. Она смотрела на ящик, который я поставил перед ней на пол, и удивленно спрашивала: - Что это? Что такое ты принес? Зачем? - Это вы сделали, - сказал я дрожащим, срывающимся голосом. - Что я сделала? О чем ты? - Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы. Я заметил, что Лидия Михайловна покраснела и смутилась. Это был тот единственный, очевидно, случай, когда я не боялся смотреть ей прямо в глаза. Мне было наплевать, учительница она или моя троюродная тетка. Тут спрашивал я, а не она, и спрашивал не на французском, а на русском языке, без всяких артиклей. Пусть отвечает. - Почему ты решил, что это я? - Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает. - Как! Совсем не бывает?! - Она изумилась так искренне, что выдала себя с головой. - Совсем не бывает. Знать надо было. Лидия Михайловна вдруг засмеялась и попыталась меня обнять, но я отстранился. от нее. - Действительно, надо было знать. Как же это я так?! - Она на минутку задумалась. - Но тут и догадаться трудно было - честное слово! Я же городской человек. Совсем, говоришь, не бывает? Что же у вас тогда бывает? - Горох бывает. Редька бывает. - Горох... редька... А у нас на Кубани яблоки бывают. Ох, сколько сейчас там яблок. Я нынче хотела поехать на Кубань, а приехала почему-то сюда. - Лидия Михайловна вздохнула и покосилась на меня. - Не злись. Я же хотела как лучше. Кто знал, что можно попасться на макаронах? Ничего, теперь буду умнее. А макароны эти ты возьми...
11
Гордость, чувство собственного достоинства, стойкость – это не случайные черты поведения героя, а проявление ХАРАКТЕРА.
12
Послесловие «Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому. — Поеду к себе на Кубань, — сказала она, прощаясь. — А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет.. . Тут виновата я.. . Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка.. . в ней лежали макароны и три красных яблока.. . Раньше я видел только на картинке, но догадался, что это они» .
13
Душевная щедрость, доброта, истинная любовь к детям, не жалеть о случившимся – потерять работу, ободрить, помочь – вот главное для Лидии Михайловны. Это делает её похожей с главным героем, чувство собственного достоинства сближает их. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто её принимает. Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила. Добро возвращается добром.
14
В. Распутин «Уроки доброты» Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнит, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами. Поразмыслив, я понял, что…истинное добро со стороны того, кто тратит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Так и должно быть. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи…, а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе. И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия. Есть такие понятия: Духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперед…Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.