- Презентации
- Презентация по литературе Борьба двух хронотопов в повести В.Г.Распутина Прощание с Матерой
Презентация по литературе Борьба двух хронотопов в повести В.Г.Распутина Прощание с Матерой
Автор публикации: Колосова О.В.
Дата публикации: 21.03.2016
Краткое описание:
1
Валентин Григорьевич Распутин
2
Тема: «Борьба двух хронотопов в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой».
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
4
Цель исследования. Идя по сюжету вслед за автором повести «Прощание с Матерой», попробуем увидеть, как «распалась цепь времен», как грядущее затопление деревни выдержали разные герои и сама земля
5
Задачи исследования. 1. Осмыслить художественный мир писателя В.Г.Распутина. 2. Увидеть логику и сцепление эпизодов повести (через чтение и анализ). 3. Выяснить, как происходит борьба двух хронотопов в повести (хронотопа А и хронотопа Б).
6
Женский характер Катастрофа, беда Три силы Человек, попавший в беду Простор: -Ангара -Остров Пространство( символы Родины-земли) Взывает о помощи к Богу, к солнцу, к высшей силе Гармония человека с природой Символические существа: -Хозяин Матеры -Лучики солнца -Вещие юродивые
7
Ключевые понятия (опорные слова) Каким образом проявляются? Блок 1. Женский характер Старухи- последние праведницы на земле (ДарьяПинигина, Настасья Карпова , Катерина Зотова и др.) Блок 2. Катастрофа, испытания Остров Матера будет затоплен из-за ГЭС на Ангаре, людей выселяют с обжитой веками земли, палят дома, выжигают кладбище… Блок 3. Три действующие силы. 3.1. Человек, люди в беде. Переживают гибель острова как удар судьбы, непонятный грех и несправедливость. Особенно невыносимо тяжелы утраты для стариков. Молодые уже выехали с острова, переселившись на другой высокий берег. Некоторые из них даже выгоду увидели в переселении (Петруха, Клавка, Соня).
8
3.2. Простор, родная земля. О.Матера и деревня с «громким « именем Матера, Ангара ( «твердь и течь»). «От края до края…хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости…» 3.3. Символы повести. Хозяин,Царь-листвень,Богодул(он, «христовенький», ближе всех к Богу). Дом. Огонь, «впитанное и сбереженное впрок солнце, которое насильно вынимается из плоти». Туман. Блок 4. Вечное противостояние Добра со Злом. Зло. «Вот стоит земля, которая казалась вечной, но, выходит, что, казалась - не будет земли…Чем, каким утешением унять душу?»Добро. «Смерть кажется страшной, но она же, смерть, засевает в души живых щедрый и полезный урожай, и из семени тайны и тлена созревает семя жизни и понимания» (глава 13)
9
Жила Свое место(яр)! Извечно Нет конца бегущей воде Нет веку деревне Старые Новые Деревне не живать
10
ХРОНОТОПА ХРОНОТОП Б 1. Мир стариков и старухедин:они все близки полюсу Истины, Добра, Правды. К ним примыкают те, кто «из городов, из дальних краев … наезжали» на «горький праздник» в последнее лето вМатеру: «везли с собой ребятишек, чтобы показать землю, из которой они вышли», «поднявшись и став здесь человеком». 1. «Молодые»неодинаковы: одни близки корням своим, очень переживают заМатеру(Павел, мужики и бабы в сцене «Сенокос»), а подобные сыну Павла Андрею «от земли отошли и … никогда к ней не вернутся». 2. Испытывают на исходе судьбы неожиданный ееудар: как можноМатерувместе с полями, лугами, лесами и — кладбищем — затопить? Живут по заветам родителей, для них Матера – лучшая в мире родина. С великой скорбью и болью покидаютМатеру: Настасья топит печь на прощание и уже в лодке « как надломившись, упала на узлы и завыла». Дед Егор «трижды…пояснопоклонилсяМатере 2. Петруха сам поджигает свою избу (так быстрее за нее получит деньги), Андрей хочет работать именно там, «где Ангару запружают» - для него это «самыйинтерес».Автор с болью видит, как разрушается крестьянский мир изнутри, как появляются в нем люди - «обсевки», «перекати-поле», они не чувствуют связь с домом, живут без памяти, «походя». (Дарья мучается, что перед отъездом внук «не прошелся поМатере, не погоревал тайком»).
11
3. Это настоящеегореобъединяет их, они долго, до конца борются и не оставляют остров. Для них другой мир (в совхозе, в квартирах с удобствами) – конец жизни, «чужой рай». 3. Многие «молодые»равнодушнопереезжают в другой мир (жена Павла Соня, Петруха и Клавка «переменам были рады»), но в нем не будет единой общей судьбы: каждый хочет удобства для себя. 4. Многодумаюто совести, о Добре и Зле, о долге человека на земле, о смысле жизни. 4. Не знают «ни тревог, ни печалей». «Вам что Матера, что холера… Тут не приросли и нигде не прирастете,ничевам не жалко будет», - говорит Дарья КлавкеСтригуновойи внуку Андрею.
12
Синквейн Матера. Обжитая, разумная. Тревожится, горюет, страдает. Нет веку деревне? Целый мир нескольких поколений. Прощание. Горькое, неизбежное. Калечит, ломает, опустошает. Прощание – это боль утраты. Гибель Дома. Матера Прощание