7

Цикл уроков по пьесе Островского Гроза

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Пьеса Островского "Гроза" по компактности и полемичности материала дает возможность научить ребят грамотно читать:вдумываться в текст, анализировать реплики. Но особую ценность она представляет для обучения сочинений дискуссионного характера. Ученикам предлагаются ра

1
1823 - 1886
1823 - 1886
2
Все признали в 	Островском 				замечательный талант, и 						вследствие...
Все признали в Островском замечательный талант, и вследствие того всем критикам хотелось увидеть в нем поборника и проводника тех убеждений, которыми сами они были проникнуты. Н. А. Добролюбов
0
 
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Специфика драмы Драма представляет совершившееся событие как бы совершающимся...
Специфика драмы Драма представляет совершившееся событие как бы совершающимся в настоящем времени, перед глазами читателя или зрителя. В. Г. Белинский Специфические черты драмы - отсутствие повествователя и резкое ослабление описательного элемента. Основа драмы — зримое действие. Важнейшие способы раскрытия мысли автора - высказывания героев и расположение, соотношение частей. По отношению к ним другие способы выражения авторской позиции (перечень действующих лиц, ремарки, указания для постановщиков и актеров) играют подчиненную роль. Конфликт - важнейшая содержательная ой категория. Выбор конфликтов и выстраивание их в систему во многом определяют своеобразие позиции писателя, драматические столкновения — существеннейший способ выявления жизненных программ персонажей и самораскрытия их характеров. Конфликт во многом обусловливает направленность и ритм сюжетного движения в пьесе. Примерно в трех, четырех действиях пьесы, т. е. в течение трех, четырех часов, занимаемых спектаклем, драматург должен показать возникновение конфликта, его развитие и завершение. Речь персонажей непосредственно связана с их поступками, более динамична и экспрессивна, чем речь героев эпических произведений. Большое значение в драматургических произведениях имеют также интонации, пауза, тон, т. е. все те особенности речи, которые приобретают конкретность на сцене. Сюжет драмы характеризуется напряженностью и стремительностью развития. Эта особенность сюжета драматургических произведений отличает его от сюжета эпических произведений, хотя те и другие сюжеты строятся на общих элементах: завязке, кульминации и развязке.
4
Действие 1 				Вопросы и задания Проанализируйте 1- 4 явления. Какой это...
Действие 1 Вопросы и задания Проанализируйте 1- 4 явления. Какой это элемент сюжета? Какую нагрузку он несет в пьесе? Расскажите, какой смысл Кулигин вкладывает в слово «красота»? Сравните его с монологом Феклуши (действие 1, явл. 2) ? Каким предстает город в ее восприятии? Она о какой «красоте» говорит? Какую характеристиу города дает Кулигин? Какое впечатление производят герои, появившиеся в 1 действии (Кудряш, Шапкин, Кулигин, Феклуша, Дикой, Борис, семья Кабановых)? Почему Кабаниха пилит сына? Виновата ли в этом Катерина? (Оцените реплику: « Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».) В разговоре Катерины и Варвары ключевое слово « любить». Что молодые женщины вкладывают в это понятие? Варвара на рассказ Катерины о ее детстве замечает: «Да ведь и у нас то же самое!». В чем для Катерины заключается принципиальная разница? О чем мечтает Катерина? Как понять ее признание: « Уж не снятся мне Варя, как прежде райские деревья да горы, а точно меня кто-то и ведет меня куда-то, а я иду за ним , иду…». О «красоте» говорит старая барыня . Что она имеет в виду? Докажите, что 1 действие – экспозиция пьесы. Докажите, что основной прием в экспозиции – антитеза. Запишите свои выводы по 1 д 1 действию. ..
5
Анализ эпизода 			Монолог Кулигина « Жестокие нравы 					в нашем городе,...
Анализ эпизода Монолог Кулигина « Жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие…» по плану: 1 Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?), провести краткий разбор композиционных элементов эпизода (его завязки, кульминации, развязки). 2 Объяснить содержательную функцию эпизода: а) раскрываются какие-то стороны характеров персонажа, их мировоззрение, б) даётся представление о душевном состоянии персонажей, в) показан поворот во взаимоотношениях героев, г) выражается авторский взгляд на те или иные проблемы. 3 Охарактеризовать противоречие , лежащее в основе эпизода (определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде). 4. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить их действия: а)Кто они? каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)? б)Как они относятся к происходящему событию, к вопросу (проблеме), друг к другу, в)Объяснить их поведение (при этом желательно проанализировать речь участников диалога) , мотивировку поступков (авторскую, других героев или читательскую), г) Дать нравственную оценку поведения каждого. (сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев), Обратить внимание на детали Напомним: Детали могут касаться быта, пейзажа, портрета, интерьера, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи)
6
Действие 2 		 Вопросы и задания Как вы относитесь к словам Феклуши, что жи...
Действие 2 Вопросы и задания Как вы относитесь к словам Феклуши, что жить без греха нельзя? К каком смысле употребляют слово «грех» разные герои пьесы? Как характеризует Катерину рассказ о ее детской обиде? Почему Катерина рассказывает сестре брата о своей любви к постороннему мужчине? Какую роль сыграла Варвара в судьбе Катерины? Как характеризует сцена прощания Катерину? Почему Катерина так настойчиво уговаривает мужа не уезжать или взять ее с собой? Каким представляет Катерина Тихона? Что говорит о своем брате Варвара? Что должен показать актер, играющий этого героя? Что по поводу поведения невестки думает свекровь? Искренна ли она в своем возмущении или ей просто нравится издеваться над Катериной? Что угнетает Катерину по отъезде Тихона? Какие чувства испытывает она, взяв у Варвары ключ? Почему Катерина решила изменить Тихону? Докажите, что 2 действие – завязка конфликта. Запишите свои выводы по 2 действию. Домашнее задание Подготовить наблюдения за речью одного из персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза» по данному ниже плану. Как речь персонажа раскрывает внутренний мир и образ жизни? Примерный план речевой характеристики персонажа .
7
Примерный план речевой характеристики персонажа 	Как речь персонажа раскрыва...
Примерный план речевой характеристики персонажа Как речь персонажа раскрывает внутренний мир и образ жизни? 1 О чем и как говорит герой. 2 Объем речи героя (много или мало говорит и почему). 3 Общий строй речи (логично выстроенный, сбивчивый, напевный, экспрессивный, грубый и т. п.). 4 Лексические особенности (нейтральная лексика, разговорная и возвышенная, поэтизмы, жаргонизмы, термины, аргонизмы, варваризмы, вульгаризмы, активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, профессионализмов, приемы образности6 эпитеты, сравнения и пр.). 5 Синтаксические построения, пунктуация, оформляющая речь (различные виды неполных высказываний, слова-предложения, конструкции с неполным порядком слов, «любимые» вводные слова и т. д.). 6 Взаимосвязь характера и поступков героя с его речью. ( обратить внимание на то, как в общении активность или пассивность переходят от одних участников к другим, как высказывания стимулируются предшествующими, выступая в качестве реакций на них. Функции речевой характеристики Характеризующая – чтобы лучше раскрыть образ героя, его индивидуальность, подчеркнуть какие-то черты характера или принадлежность к определенной группе (профессиональной, этнической, социальной), особенности воспитания. Через изменение речевой характеристики персонажа можно показать изменения в характере и в образе жизни героя. Выделительная – чтобы сделать образ запоминающимся, выделить на фоне других. Сравнительная – используется для сопоставления или противопоставления героев. Психологическая – раскрывает эмоциональное состояние героя.
8
Действие 3 Вопросы и задания 1 Как относится Кабаниха к рассказам Феклуши о...
Действие 3 Вопросы и задания 1 Как относится Кабаниха к рассказам Феклуши о Москве? Какова роль Феклуши в системе образов пьесы? 2 Проанализируйте разговор Дикого с Кабанихой. Как характеризует каждого из них этот разговор? 3 Какова в этом действии роль монолога Кулигина? Какую сторону жизни калиновцев он показывает? Как этот монолог раскрывает характер самого Кулигина? 4 Как Кудряш реагирует на исповедь Бориса? От чего предостерегает? Какие советы дает? 5 Проследите по репликам поведение Кудряша. Составьте его портрет. Объясните его роль в системе образов пьесы. 5 Проанализируйте разговор Катерины с Борисом. Чего больше всего боится Катерина? Чем вы бы объяснили странности в ее поведении? Понимает ли ее Борис? Насколько крепко любит? (Проследите по его репликам) 6 Чем отличается Борис от Тихона? Что заставило Катерину полюбить Бориса? 7 О чем говорят Варвара с Кудряшом? Как можно охарактеризовать их любовь? Запишите свои выводы по 3 действию. Домашнее задание Составить проблемный план: « Проблема любви в драме Островского « Гроза»
9
Как составить проблемный план 1 Определить проблему(сформулировать ее в виде...
Как составить проблемный план 1 Определить проблему(сформулировать ее в виде вопроса). На поведении каких героев решает ее автор? (Здесь: Катерина – Тихон, Катерина – Борис, Варвара – Кудряш) Дать оценку взаимоотношениям каждой пары, приведя в доказательство примеры каждому своему утверждению. Сравнить эти взаимоотношения. Сделать вывод: как решает автор поставленную проблему. Или человека, который полюбил ее? .
10
Действие 4 		 Вопросы и задания 1 Как выглядит декорация к 4 действию? Каков...
Действие 4 Вопросы и задания 1 Как выглядит декорация к 4 действию? Какова ее роль в 4 действии? 2 Проанализировать разговор Кулигина с Диким. О чем просит Кулигин Дикого? Насколько его просьбы важны для города? Как этот разговор характеризует Кулигина? Дикого? 3 Проанализируйте разговор Варвары с Борисом? Из-за чего волнуется Варвара? Чего Боится Борис? 4 Проследить за движениями чувства Катерины во время прогулки. 5 Запишите свои выводы по 4 действию.
11
Действие 5 Вопросы и задания 1 Что рассказывает Тихон Кулигину? Как он оцен...
Действие 5 Вопросы и задания 1 Что рассказывает Тихон Кулигину? Как он оценивает состояние свое? Катерины? Бориса? 2 Что советует Тихону Кулигин? Почему Тихон не может воспользоваться советами Кулигина? 3 Прочитайте явление 2 . В чем винит себя Катерина? О чем сожалеет? Чего хочет? 4 Какие штрихи к пониманию образов Катерины и Бориса дает сцена прощания? 5 Как Катерина представляет могилу? 6 Почему она приходит к выводу «…а жить нельзя! Грех!» 7 Кому адресованы последние слова Катерины: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» 8 Прочитайте явление 6. Проследите за переживаниями Тихона. Почему Кабанова не пустила Тихона искать Катерину? Как вы понимаете ее слова : «Из-за нее да себя губить, стоит ли она того! Мало нам она страму-то наделала, еще что затеяла!» 9 Как вы понимаете последние слова Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Домашнее задание: Напишите сочинение - эссе по цитате: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
12
Эссе: особенности жанра Эссе – это прозаическое произведение, чаще всего неб...
Эссе: особенности жанра Эссе – это прозаическое произведение, чаще всего небольшого объёма. Следует создать краткий текст, в котором нужно будет выразить ваше личное отношение к проблеме. В данном жанре не нужно давать рациональный анализ произведения, приводить доказательства и аргументы, рассматривать причинно-следственные цепочки. Основной акцент делайте на вашу собственную позицию. Эссе имеет свободную композицию. Не старайтесь создать чёткую структуру, состоящую из вступления, основной части и заключения. Весь текст – это ваши авторские размышления и рассуждения. Но и о внутренней логике повествования не забывайте: читатель должен иметь возможность понять ваши мысли, ознакомиться с вашим мнением и ходом рассуждений. Главное в эссе по литературе – личность автора. Попробуйте отыскать оригинальную идею, раскрыть проблему в нестандартном ключе. Пишите эссе в заданном речевом стиле: чередуйте проблемные вопросы и полемичные высказывания, создавайте динамику повествования, используйте разговорную лексику, отражайте интонационные нюансы. Постарайтесь создать интересный текст, который может спровоцировать дискуссию, вызвать читателя на диалог, спор. Разговор с другом. Именно таковым должен считать автор своего читателя, и тогда легче будет избежать строгого или менторского тона, усложненных, запутывающих понимание сути конструкций Любую мысль можно облечь в литературную оболочку. Это придаст интерес и новизну эссе по литературе. Примеры, в виде чего можно написать такое сочинение, могут натолкнуть на необычное решение: – эпистолярный жанр (письмо), – дневниковые записи (событие в хронологии), – лирическая миниатюра (описание), – рецензия (компетентное мнение), – - заметка (статья в СМИ).
13
Почему пьеса называется «Гроза»? Герои о грозе: Тихон: «…недели две никакой...
Почему пьеса называется «Гроза»? Герои о грозе: Тихон: «…недели две никакой грозы надо мной не будет..» Кулигин: Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза …. А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! Дикой: Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори. Кулигин. Электричество. Дикой(топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Барыня: Что прячешься? Нечего прятаться! Видно, боишься: хочется! Пожить хочется! Как не хотеться! — видишь, какая красавица. Ха-ха-ха! Красота! А ты молись богу, умирать-то не хочется, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь! Вертопрахи на поединки выходят, шпагами колют друг друга. Весело! Старики старые, благочестивые об смерти забывают, соблазняются на красоту-то! А кто отвечать будет? За все тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей! Катерина. Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, — вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить! Ах!
14
Все повороты драмы определяются грозой: Первый разряд грозы (конец 1 действия...
Все повороты драмы определяются грозой: Первый разряд грозы (конец 1 действия) – Катерина признается Варваре, что она любит Бориса. Второй разряд грозы (кульминация) – сцена покаяния Катерины. Критики о названии: Шевырев С: «А как же вы в афишке пропустили Грозу? Ведь она тоже действующее лицо…» Писарев М. : «Смешно, что некоторые в «Грозе» видят только небесную грозу. Нет, небесная гроза здесь только гармонирует с грозою нравственною, еще более ужасною. И свекровь – гроза, и борьба – гроза, и сознание преступления – гроза… Катерина кается под действием « внутренней грозы – грозы совести, сопутствуемой грозой небесною» Свердлов М. М . (ссылаясь на мнение Н. Добролюбова и А. Григорьева): «…Общее впечатление от драматического действия может быть выражено словом «гроза» ( Из книги: Свердлов М. Почему умерла Катерина? «Гроза»: вчера и сегодня. – М, : Глобулус, Изд-во НЦ ЭНАС, ,)
15
Русская критика о пьесе Островского «Гроза» Составьте тезисный план , кратко...
Русская критика о пьесе Островского «Гроза» Составьте тезисный план , кратко ответив на вопросы цитатами из статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве»: 1 Как характеризует Добролюбов представителей темного царства Дикого и Кабаниху? 2 Какую связь устанавливает Добролюбов между «господствующими лицами» «темного царства» и «историей, разыгравшейся с Катериною?» 3 Почему Добролюбов сказал, что «Гроза» - «самое решительное произведение Островского»? 4 В чем, по мнению Добролюбова, сила характера Катерины и как Добролюбов объясняет существенную необходимость его» для русской литературы того времени? 5 Какие основные этапы выделяет Добролюбов в развитии характера Катерины. 6 В чем трагедия Катерины? 7 Самоубийство Катерины в оценке Добролюбова. 8 В чем общий смысл драмы, по мнению Добролюбова?
16
Д. И. Писарев « Мотивы русской драмы» «Эта статья была ошибкою со стороны До...
Д. И. Писарев « Мотивы русской драмы» «Эта статья была ошибкою со стороны Добролюбова, он увлекся симпатиею к характеру Катерины и принял ее личность за светлое явление.» «Он [Добролюбов] увидел бы, что воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума.» «Во всех поступках и ощущениях Катерины заметна прежде всего резкая несоразмерность между причинами и следствиями. Каждое внешнее впечатление потрясает весь ее организм, самое ничтожное событие, самый пустой разговор производят в ее мыслях, чувствах и поступках целые перевороты.» «Окончательная катастрофа, самоубийство, точно так же происходит экспромтом». «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий, она ежеминутно кидается из одной крайности в другую, она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра … наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой» . «Гроза», считает критик, не зря столь последовательно изображает ее образ, начиная с детства. Это художественно целостный, позитивный образ. «Гроза» при своем прочтении приводит читателя к осознанию, что главная героиня реально имеет внутренний эмоциональный заряд, характерный для творческой личности. Она интуитивно чувствует главную потребность российского общества – свободу человека. У нее есть скрытая энергия (которую она чувствует, но не научилась управлять ею). Поэтому и воскликнула Катя слова: «Почему люди – не птицы?». Автор не случайно задумал такое сравнение, ведь героине подсознательно хочется свободы, подобной той, которую ощущает птица в полете. Той свободы, бороться за которую ей не хватает душевных сил… «Гроза» изображает не «героя времени», не «луч света». Этот образ гораздо слабее, но не художественно (здесь как раз все в порядке), а по зрелости души. Не может «герой времени» «сломаться», как личность. Ведь людей, которых называют «лучами света», скорее можно убить, чем сломить. А Катерина – слаба…
17
Вы не были еще на представлении, – обращается он к Тургеневу, – но вы знаете...
Вы не были еще на представлении, – обращается он к Тургеневу, – но вы знаете этот великолепный по своей поэзии момент – эту небывалую доселе Ночь свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую запахом трав, широких ее лугов, всю звучащую вольными песнями,” забавными”, тайными речами, всю полную обаяния страсти веселой и разгульной и не меньшего обаяния страсти глубокой и трагически-роковой. Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут!” Достоинством Островского является способность достоверно и поэтично изобразить национальную русскую жизнь. «Имя этого писателя – не сатирик, а народный поэт». Григорьев заметил в пьесе лишь красоту природы и прелесть провинциального быта. Статья А. А. Григорьева После” Грозы” Островского” По его мнению, «Гроза» Островского - это народность, в смысле слова: национальность, национальный”. В соответствии со своей концепцией Григорьев выдвигает на первый план в” Грозе” поэзию народной жизни”, наиболее отчетливо воплотившуюся в конце третьего действия (свидание Бориса и Катерины).”
18
Конфликт жизнелюбивой религиозности и суровой домостроевской морали (интерпр...
Конфликт жизнелюбивой религиозности и суровой домостроевской морали (интерпретация Ю.Лебедева) Необычность восприятия пьесы исследователем сказывается в том, что он сразу отмечает ее главную художественную особенность — песня открывает «Грозу» и сразу же выносит содержание на общенародный песенный простор. За судьбой Катерины, считает исследователь, судьба героини народной песни. Главная мысль исследователя — в купеческом Калинове Островский видит мир, порывающий с нравственными традициями народной жизни. Лишь Катерине дано удержать всю полноту жизнеспособных начал в культуре народной, считает критик, а также сохранить чувство нравственной ответственности перед лицом тех испытаний, каким эта культура подвергается в Калинове. Нетрудно заметить в «Грозе» трагическое противостояние религиозной культуры Катерины домостроевской культуре Кабанихи – так определяет критик конфликт пьесы («Домострой» — средневековая русская книга о строгом патриархальном семейном укладе). В мироощущении Катерины гармонически срастается славянская языческая древность, с демократическими веяниями христианской культуры. «Религиозность Катерины вбивает в себя солнечные восходы и закаты, росистые травы на цветущих лугах, полеты птиц, порхание бабочек с цветка на цветок. С нею заодно и красота сельского храма, и ширь Волги, и заволжский луговой простор» — так поэтически, с восхищением описывает героиню критик.
19
Душевная дряблость героя и нравственная щедрость героини наиболее очевидны,...
Душевная дряблость героя и нравственная щедрость героини наиболее очевидны, по мнению автора, в сцене их последнего свидания. Тщетны надежды Катерины: «Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я и видела». «Кабы», «может быть», «какую-нибудь»… Слабое утешение! Но и тут она находит думать не о себе. Это Катерина просит у мужа прощения за причиненные ему тревоги, но Борису же это и голову прийти не может. Катерина равно героична как в страстном и безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом всенародном покаянии. Катерина умирает столь же удивительно, считает критик. Ее смерть – это последняя вспышка одухотворенной любви к Божьему миру, к деревьям, птицам, цветам и травам. Уходя, Катерина сохраняет все признаки, которые, согласно народному поверью, отличали святого: она и мертвая, как живая. «А точно, ребяты, как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови» . Для полноты информации посмотрите видеоурок по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=AMDwa8OLzps Сравните мнения критиков. Выберите, какое вам ближе. Аргументируйте.
20
Учимся писать сочинения Тема: «Образ Кулигина» 		Тема трудная, так как слово...
Учимся писать сочинения Тема: «Образ Кулигина» Тема трудная, так как слово «образ» допускает только одну трактовку: как, какими средствами раскрывается характер данного героя. То есть мы должны показать авторские приемы создания образа персонажа. В работе над сочинением вы должны прибегнуть и к описанию, и к рассуждению, и к повествованию, анализируя все качества героя. Нельзя подменять тему «Образ» индивидуальной характеристикой героя, так как индивидуальная характеристика – это составная часть понятия «образ». Каковы же приемы раскрытия образа Кулигина? Основной прием – его речь. Выберем наиболее важные реплики Кулигина, подумаем, как они его характеризуют? 1 акт, явл. 1 О какой красоте говорит Кулигин? 2. 1акт. явл. 3.(« Жестокие нравы») 3 акт., явл. 3. О чем свидетельствует цитата из оды Ломоносова? О ком монолог « Вот какой, сударь, у нас городишко»? 4 акт ., явл 2. Для чего Кулигин просит деньги у Дикого? За что и зачем он собирается получить миллион? Сможет ли он его получить? 4 акт., явл. 4.Как характеризуетего обращение к толпе во время грозы? 5 акт, явл. 1, явл. 7. Выводы: Как Кулигин относится к «темному царству»? Думает ли он о социальном переустройстве общества? Какой путь переустройства он предлагает? Какая связь просматривается между Кулигиным и Катериной? Типичен ли образ Кулигина? Каково отношение автора к Кулигину?
21
Информация к размышлению: Из книги: Свердлов М. И. Почему умерла Катерина? «...
Информация к размышлению: Из книги: Свердлов М. И. Почему умерла Катерина? « Гроза» вчера и сегодня». – М. :Глобулус, Изд-во ЭНАС, 2005. – 120с. – (Литературный семинар) «Связь Кулигина и Катерины следует искать не в событийном, а в метафорическом ряду».« –Красота,- говорит Кулигин, глядя на Волгу… Восторг Кулигина… относится к пространству за городом, пространство же в черте города оценивается им как безобразное («жестокие нравы»). По контрасту с к реплике Кулигина должны восприниматься причитания Феклуши. Для нее в самом городе – «красота»…Просветительские идеи Кулигина и охранительство старых устоев Феклуши соперничают в борьбе за души калиновцев. Очевидный успех на стороне Феклуши: ворота домов, где ее охотно принимают, закрыты для Кулигина» « Волжская тема связывает двух персонажей драмы, так и не встретившихся друг с другом.. . В первой сцене Кулигин восхищается Волгой, в последней – он же появляется с трупом утопившейся Катерины. И оба персонажа в особых отношениях к Волге, для остальных она или «нешто» или «омут» ( « Кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге с песнями)». « Устройство громоотвода представляется, по мысли Кулигина одной из мер по преобразованию города Калинова. Изменить нужно людей и нравы, а для этого – восприятие людьми времени». «Метафорическим должен быть и ответ на вопрос: как Кулигин пытается спасти Катерину? Ответ: с помощью громоотвода» На чем стоит город Калинов? На страхе. Кто пытается калиновцев от этого страха избавить? Кулигин. Каково же это средство? Громоотвод – средство страха перед грозой как природным явлением, то есть «страха божьего», то есть страха перед власть имущими.»
 
 
X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте её своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить презентацию