- Презентации
- Презентация Изобразительно-выразительные средства языка
Презентация Изобразительно-выразительные средства языка
Автор публикации: Иванова А.В.
Дата публикации: 20.09.2016
Краткое описание:
1
Изобразительно-выразительные средства языка Иванова А.В. Учитель русского языка и литературы.
2
Троп - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для созданияхудожественного образа и достижения большей выразительности. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, литота, гипербола. Ни одно художественное произведение не обходится без тропов. Художественное слово - многозначное, писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, - все это составляет художественные возможности слова, которое является единственным инструментом писателя или поэта. Тропы
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
В качестве эпитета могут выступать: прилагательные: кроткий лик (С.Есенин), эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев), прозрачная дева (А.Блок), причастия: край заброшенный (С.Есенин), исступленный дракон (А.Блок), Эпитет - это художественное образное определение.
4
Строгий формальный признак: сравнительная конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Сравнение - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. И стройных жниц короткие подолы, Как флаги в праздник, по ветру летят. (А.Ахматова). Я, дьякон, буду с вами говорить. Деятельность господинаЛаевскогоразвернута перед вами, как длинная китайская грамота, и вы можете читать ее от начала до конца. (А.Чехов)
5
Это образное выражение ,содержащее непомерное преувеличение размера ,силы ,значения какого-либо предмета , явления . Глаза громадные, как прожекторы. ( В. Маяковский ) В сто сорок солнц закат пылал… (В.Маяковский). Гипербола - средство художественного изображения, основанное на преувеличении .
6
Образное выражение ,содержащее непомерное преуменьшение размера ,силы, значения какого-либо предмета ,явления. Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н. Гоголь.) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.А.Некрасов) Литота - средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе)
7
Олицетворение - художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства
8
Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. Нос корабля ,ножка стола , заря жизни , говор волн, град пуль, закат пылает, льётся речь (метафора построена на сближении предметов ,явлений по одному признаку) Метафора греч.(перенос) – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отноше- нии двух предметов или явлений.
9
РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА - это слова. которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной и книжной речи. Например: газировка (газированная вода), белобрысый (блондин, человек с очень светлыми волосами), жвачка (жевательная резинка). Значение: в книжной речи данному контексту придаётся разговорный оттенок. Используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей. Разговорные слова
10
КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике. Например: гипотеза (научное предположение), генезис (происхождение), адресат (лицо, которому послано письмо). Значение: средство речевой характеристики героев, явлений. Книжная лексика
11
ДИАЛЕКТИЗМЫ - это слова, принадлежащие к определенному диалекту. Диалекты - это русские народные говоры, имеющие в своем составе значительное количество самобытных слов, известных только в определенной местности. Например: кочет - петух, гутарить - разговаривать, балка - овраг. Значение: вызывают у читателя более яркие представления о том месте, где развиваются описываемые события с целью речевой характеристики персонажа. Диалекты (диалектизмы)
12
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением. Например: работать засучив рукава, беречь как зеницу ока, ставить палки в колёса. Значение: придают речи яркость и выразительность. Фразеологизмы
13
АНТОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, противоположные по значению. Например, рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный. Значение: делают речь яркой, эмоциональной. Служат для создания контраста. Антонимы
14
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, практического употребления. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ усиливают выразительность и изобразительность текста. Стилистические фигуры
15
ГРАДАЦИЯ - основа градации - синонимы. Это расположение ряда слов по степени нарастания или ослабления их смыслового или эмоционального значения. Например: Что-то неуловимо восточное было в его лице, на седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Пришёл, увидел , победил. (Юлий Цезарь) Значение: предельно точно и выразительно передаётся мысль автора. Градация
16
АНТИТЕЗА - основа антитезы - антонимы. эта стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний и т.п. Например: Смерть и бессмертное, Жизнь и погибель И деве и сердцу ничто. (Лермонтов) Значение: выражают экспрессию, отражают философские вопросы жизни и смерти. Антитеза
17
АНАФОРА - стилистическая фигура, в которой повторение слова или группы слов происходит в начале смежных строк (единоначатие). Например: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин) Значение: средство создания поэтического подтекста. Анафора
18
ЭПИФОРА - стилистическая фигура, в которой повторение слов или словосочетаний происходит в конце строки (единоокончание). Например: Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. (Блок) Значение: эмоциональное воздействие на читателя, выделение ключевого понятия. Эпифора
19
ОКСЮМОРОН - стилистическая фигура, в которой наблюдается необычное соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга. Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми именами существительными сочетания противоположных по смыслу слов. Например: Живой труп. (Толстой) Ненавидящая любовь. (Шолохов) Мёртвые души. (Гоголь) Значение: подчёркивают противоречивое психологическое состояние, выраженное в предельно лаконичной форме. Создаёт эмоциональное впечатление. Оксюморон
20
Парцелляция — конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного на несколько интонационно и на письме пунктуационно самостоятельных отрезков. Например: «Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса» (Евгений Гришковец). Парцелляция
21
Синтаксический параллелизм — это одинаковый порядок слов в нескольких предложениях. Стилистическая фигура. Происходит от греч. parallelos – идущий рядом. Например: Положи меня как печать на сердце твое и как перстень на руке твоей. «Песня песней» Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог. Г.Р. Державин Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? М.Ю. Лермонтов Спит животное Собака, Дремлет птица Воробей… Н. А. Заболоцкий Вдоль да по речке, вдоль да по Казанке серый селезень плывёт. Вдоль да по бережку, вдоль да по крутому добрый молодец идёт. Русская народная песня Синтаксический параллелизм
22
Цитирование — это прямое использование текста . При добавлении в текст статьи цитаты в первую очередь следует соблюдать главные требования к цитате: уместность и точность. Цитата обязательно должна быть выделена в тексте статьи и оформлена именно как цитата. Цитирование
23
Ритори́ческий вопро́с — риторическая фигура, представляющая собой не вопрос, а утверждение. По сути, риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности. Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той или иной фразы. Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют. Риторический вопрос
24
Могу ль узреть во блеске новом Мечты увядшей красоту? Могу ль опять одеть покровом Знакомой жизни наготу? В.А.Жуковский Например:
25
Ряды однородных членов предложения. Восклицательные предложения. Вопросно-ответная форма. Ещё….
26