7
  • Презентации
  • ПРОЕКТ ПО РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ Роль изобразительно-выразительных средств в лирике русских поэтов ХIХ века

ПРОЕКТ ПО РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ Роль изобразительно-выразительных средств в лирике русских поэтов ХIХ века

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:

1
Проект по русской словесности
на промежуточной аттестации 
в 2015 – 2016 учеб...
Проект по русской словесности на промежуточной аттестации в 2015 – 2016 учебном году Роль изобразительно-выразительных средств в лирике русских поэтов ХIХ века Выполнила ученица 5а класса МБОУ «ООШ № 2» Солдатова Александра Руководитель: учитель русского языка и литературы Шувакина О.А.
2
Актуальность исследования

Я считаю, что моя работа актуальна, потому что че...
Актуальность исследования Я считаю, что моя работа актуальна, потому что человеку каждому сегодня необходимо: 1)научиться следить за своей речью, красиво говорить, 2) видеть этот, окружающий нас мир природы, ярким, красочным, живым, необычным, 3)знать своих поэтов, поэзию, а значит и историю своей родины, 4)для нас, школьников, знание изобразительно – выразительных средств необходимо для ЕГЭ по русскому языку, на олимпиадах по русскому и литературе, а также для выполнения задания части С (ЕГЭ) нужно владеть анализом поэтического текста.
0
 
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
 Цель и задачи исследования: 

Совершенствование своей речи, совер...
Цель и задачи исследования: Совершенствование своей речи, совершенствование умения точно формулировать и красиво, ярко выражать свою мысль, научится видеть красоту окружающего мира, через решение следующихзадач: - знакомство со стихотворениями о природе русских поэтов 19 века, - исследование литературы по данному вопросу, - анализ изобразительно- выразительных средств встихотворениях поэтов
4
 Объект исследования

         Стихотворения А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева...
Объект исследования Стихотворения А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева Предмет исследования изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, олицетворение) в выбранных стихотворениях поэтов 19 века Методы исследования анализ изобразительно-выразительных средств, систематизация тропов
5
Изобразительно-выразительные средства языка:
Изобразительно-выразительные средства языка:
6
Лексические средства выразительности (тропы):

    Эпитет, метафора, олицетв...
Лексические средства выразительности (тропы): Эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, аллегория, перифраз, ирония, литота, гипербола, метонимия, синекдоха Троп- это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образаи достижения большей выразительности.
7
Эпитет - (греч. epitheton, "приложение") определение, придающее выр...
Эпитет - (греч. epitheton, приложение) определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. Статныеосины высоко лепечут над вами,Длинные, висячиеветки берез едва шевелятся,могучийдуб стоит… (И.С.Тургенев) Воздухчист и свеж, как поцелуй ребенка (М.Ю.Лермонтов)
8
Метафора - вид тропа , употребление слова в переносном значении; словосочетан...
Метафора - вид тропа , употребление слова в переносном значении, словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства сближаемых явлений) В садугорит костер рябины красной…(С.Есенин) – огненный цвет гроздьев поэт сравнил с пламенем. в багрец и золотоодетые леса. (А.Пушкин) – описывается лес осенью, Отговорилароща золотаяберезовымвеселымязыком (С.Есенин)
9
Олицетворение – художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых...
Олицетворение – художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами. И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются, осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой, черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками. (М.М.Пришвин.)
10
Александр Сергеевич Пушкин
«Зимняя дорога» (1826 год) 

Сквозь волнистые тум...
Александр Сергеевич Пушкин «Зимняя дорога» (1826 год) Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска... Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне... Скучно, грустно... Завтра, Нина, Завтра к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь не наглядясь.
11
Анализ стихотворения
Эпитеты:
«печальные поляны», «по дороге скучной», «кол...
Анализ стихотворения Эпитеты: «печальные поляны», «по дороге скучной», «колокольчик однозвучный», «утомительно гремит» - состояние уныния лирического героя. Метафора: «волнистые туманы» - ЛГ говорит о небе, которое похоже на недружелюбное, серое, неспокойное море, «отуманен лунный лик» - в последней строфе ЛГ как бы менее одинок, чем раньше. На небе не просто светило, а ещё одно «печальное лицо» - у луны он разглядел лик, так же пронизанный печалью. Олицетворение: «пробирается луна» - одушевляет небесное светило и превращает его в путника, который с трудом одолевает дорогу, «льёт печально свет она» - состояние уныния ЛГ усиливается. «Льёт» - значит света много, он заполняет всё вокруг. Нет исхода от печали нигде: ни на небе, ни на земле...
12
Вывод:
С первых строк стихотворения «Зимняя дорога» становится ясно, что&nbs...
Вывод: С первых строк стихотворения «Зимняя дорога» становится ясно, чтопоэт пребывает совсем не в радужном настроении. Жизнь представляется ему унылой и беспросветной, как «печальные поляны», через которые зимней ночью мчится карета, запряженная тройкой лошадей. Мрачность окружающего пейзажа созвучная тем чувствам, которые испытывает Александр Пушкин. Темная ночь, тишина, изредка нарушаемая звоном колокольчика, отсутствие селений и вечный спутник странствий – полосатые верстовые столбы – все это заставляет поэта впасть в некую меланхолию. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена вёрстами. Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина. Лексические средства выразительности помогли Пушкину передать состояние природы и лирического героя.
13
Фёдор Иванович Тютчев
«Весенние воды» (1830 год) 
Еще в полях белеет снег,...
Фёдор Иванович Тютчев «Весенние воды» (1830 год) Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой Весны гонцы, Она нас выслала вперед!» Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских Дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!..
14
Анализ стихотворения
Метафора:
 «хоровод  дней» - дни весенних месяцев, как...
Анализ стихотворения Метафора: «хоровод дней» - дни весенних месяцев, как круговорот, «сонный брег» - описание еще не проснувшейся земли, Олицетворения «весна идет», «они гласят» - автор показывает одушевление весенних ручьев, сравнивая природные явления с человеком. Весенние ручьи, которые словно гонцы бегут, оповещая своей радостной песней все на своем пути о приходе долгожданного тепла. Эпитеты: «румяный, светлый хоровод», «молодой весны», «тихих, теплых майских дней» - настоящая весна приходит именно в «теплые майские дни». Ожидание весны рождает вдохновение и наполняет и природу, и героя жизненной силой.
15
Вывод:
В стихотворении «Весенние воды» описывается чудесный период ранней ве...
Вывод: В стихотворении «Весенние воды» описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных весенних дней. Стихотворение можно разделить на две части, основываясь на настроении автора в начале и в конце произведения. В первой части у земли состояние ещё сонное – она «ещё не проснулась», но на помощь весне спешит вода, которая будит и гласит: «Весна идёт»! Вторая часть стихотворения – это ожидание майских дней. Весне художник придаёт черты молодой девушки. Майские дни олицетворяются с маленькими детьми, которые водят хороводы и у них румяные щёки.В стихотворении Ф.Тютчева зима и весна олицетворены. Лексические средства выразительности помогли Тютчеву передать состояние природы и лирического героя.
16
Заключение 
Для чего нужны изобразительно - выразительные средства языка?...
Заключение Для чего нужны изобразительно - выразительные средства языка? Чтобы сделать речь ярче, красочнее, эмоциональнее. Для того, чтобы придать тексту авторское своеобразие, донести самые тонкие нюансы мыслей или образов. Слово, как известно, является основной единицей языка, самым заметным элементом его художественных средств. И выразительность речи связана прежде всего со словом. Слово в художественном тексте – это особый мир. Художественное слово - зеркало индивидуально-авторского отношения к действительности, особенного восприятия окружающего мира. В художественном тексте своя точность – метафорическая, свои истины – художественные откровения, меняются целые функции слова, которые задаются контекстом: «хотел бы в единое слово / Я слить мою грусть и печаль…» (Г.Гейне).
17
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!
 
 
X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте её своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить презентацию