7

А.С. Пушкин Реализм Маленьких трагедий

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:

1
2
Цели урока:  - познакомить учащихся с новыми страницами жизни и творчества А....
Цели урока:  - познакомить учащихся с новыми страницами жизни и творчества А.С. Пушкина, проанализировать произведения из цикла «Маленькие трагедии» - «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери», показать напряженную атмосферу описываемых Пушкиным ситуаций, сосредоточение на «судьбе человека» – глубочайшем психологическом анализе человеческой души, охваченной всепоглощающей, но эгоистической страстью – скупостью, завистью, чувственностью. Оборудование: компьютер, иллюстрации к произведениям «Моцарта и Сальери», «Скупой рыцарь».
0
 
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
«Маленькие трагедии» – чуда искусства, великие в целом и в частях. В. Г. Бели...
«Маленькие трагедии» – чуда искусства, великие в целом и в частях. В. Г. Белинский «Нравственное чувство, как и талант, даётся не всякому». А.С.Пушкин.
4
Осень. Болдино. Необычайно плодотворный период творчества А.С.Пушкина. В этот...
Осень. Болдино. Необычайно плодотворный период творчества А.С.Пушкина. В этот период были написаны и маленькие трагедии ««Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы». В письме П.А.Плетневу Пушкин сообщал, что привез «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий».
5
Трагедия – драматический жанр, в основе которого лежит конфликт – столкновен...
Трагедия – драматический жанр, в основе которого лежит конфликт – столкновение, противоборство различных сил. Конфликт сопровождается страданием , часто смертью. В финале трагедии или погибают герои , или рушатся важные жизненные ценности.
6
«Скупой рыцарь» «Моцарт и Сальери» «Каменный гость» «Пир во время чумы»
«Скупой рыцарь» «Моцарт и Сальери» «Каменный гость» «Пир во время чумы»
7
гордость, презирающая всех; жадность, не дающая человеку и минуты подумать о...
гордость, презирающая всех, жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном, зависть, доводящая до злодеяния, чревоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям, гнев, вызывающий страшные разрушительные действия.
8
В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыц...
В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека. В «Каменном госте» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами, смелость, ловкость, остроумие — все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями. «Пир во время чумы» — философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти.
9
Всю жизнь поэта преследовал вопрос: что такое страсть? Он так часто звучал в...
Всю жизнь поэта преследовал вопрос: что такое страсть? Он так часто звучал в его лирических произведениях, поэмах и даже в прозе. Собственно этому и посвящены «Маленькие трагедии». Тема растлевающей власти денег, чрезвычайно актуальная и злободневная в XIX в., будет раскрыта Пушкиным и в других его произведениях (например, в «Пиковой даме»), а в дальнейшем станет одной из ведущих для всей русской литературы. В «Скупом рыцаре» нас меньше всего интересует, что это период упадка рыцарской доблести. Важно то, что человек превращен в скрягу, скупца, накопителя, ростовщика. Здесь деньги вытесняют все чувства. Они для Скупого - божество. Деньги - это власть. И весь мир нашего героя подчинен страсти накопительства, наживы. В сущности, эта тема будет пронизывать всю литературу второй половины XIX века. Это тема и Гончарова, и Достоевского. Но в их произведениях она потребует уже другой стороны, не только психологической, - социальной.
10
Для Пушкина социальная сторона - только одна из граней психологии страсти. Э...
Для Пушкина социальная сторона - только одна из граней психологии страсти. Эта тема решается и в «Каменном госте», где сама страсть бескорыстна, где одна «наука страсти нежной». Для Дон Жуана в этом пафос жизни, он тоже рыцарь, победитель. Он не знает крепости женского сердца, никто из женщин не может устоять перед его обаянием, его любовная ложь делается полуправдой: он верит в нее, как в правду, верит, пока говорит. Подумаешь, Скупой хвастает, что «сильна его держава», - Дон Жуану это смешно. Для него важна победа над женским чувством, важно то, что он может заставить женщину полюбить себя вопреки ее желаниям, - и выше этого ничего нет. Ему смешны мужья, любовники, которые становятся на страже своих возлюбленных. Отсюда такой чудный финал: он предлагает Командору прийти на ужин, где он встречается с его женой. Как! Он, Дон Жуан, может быть побежден? Как страсть, ради которой он живет, его дыхание, как она может быть прервана, опрокинута? Жалкая игра героя, который выглядит комедиантом в собственных глазах?
11
Еще одна страсть, самая страшная, перед которой Пушкин тоже остановился, - от...
Еще одна страсть, самая страшная, перед которой Пушкин тоже остановился, - отсутствие страха перед смертью: «Пир во время чумы». Что выше жизни? Ничего. Что смерть? Она бессильна. Она может убить, но не может уничтожить. Есть силы выше смерти. У Достоевского герой скажет: «Надо научиться преодолевать страх смерти, и тогда ты бессмертен». У Пушкина нет этих слов, здесь только одно - непризнание смерти. Пусть она пирует рядом с нами, но наш пир она не может разделить, мы сильнее ее.
12
И вот «Моцарт и Сальери». Здесь тоже страсть. Чувство художника и страсть ма...
И вот «Моцарт и Сальери». Здесь тоже страсть. Чувство художника и страсть мастера. Конфликт в «Моцарте и Сальери» основан не на теме зависти или уязвленного самолюбия, как может сначала показаться, а на столкновении различных жизненных позиций, противоположных взглядов на искусство, на назначение художника.  Для Моцарта музыка - это так же обычно, как дыхание. Он не испытывает страсти, потому что он ничего не оставляет себе, отдает людям весь свой мир звуков. Он не дорожит этим - ему кажется, что этому нет конца, что это так же бесконечно, как жизнь. Но жизнь-то не бесконечна... А Сальери знает, какой ценой достигается каждая нота, знает цену каждому аккорду. Для него музыка - целый мир, и его нельзя трогать. Тот, кто посмеет его тронуть, должен погибнуть. Его страсть - сохранить этот чудный мир в той прекрасной гармонии, в которой он существует. Все, что создано человеком без понимания самоценности этой красоты, не имеет права на жизнь. Это храм, который нельзя взрывать. Страсть Сальери - страсть консерватора, коллекционера музыки, который хочет сохранить миру всю красоту гармонии, сохранить любой ценой. Он избрал самую страшную цену - преступление. Вот, оказывается, где грани страсти. Она велика и не останавливается перед преступлением, подчиняет себе человеческое чувство, человеческий рассудок. Эти темы Пушкиным только намечены, названы для будущего, для писателей второй половины XIX века.
13
Вольфганг Амадей Моцарт Антонио Сальери
Вольфганг Амадей Моцарт Антонио Сальери
14
Беседа по вопросам: 1. Чем различаются по настроению две сцены трагедии? 2. Р...
Беседа по вопросам: 1. Чем различаются по настроению две сцены трагедии? 2. Расскажите о характерах, взглядах и поступках героев. 3. Почему, несмотря на нехорошие предчувствия, Моцарт не подозревает, что Сальери может быть подлым? 4. Докажите, что преступление Сальери – идейное преступление.
15
Вывод: Гибель выдающийся личности есть покушение на счастье всех людей. Но т...
Вывод: Гибель выдающийся личности есть покушение на счастье всех людей. Но трагичны судьба и убийцы, человека незаурядного. Гордыня помешала ему оценить свои способности. Противоречия между идеалом творческого труда подражательством ремесленника усилили агрессивность Сальери. Духовный конец его наступает одновременно с физической гибелью Моцарта. В маленькой трагедии содержатся две больших. Музыка Моцарта останется, а вместе с ней и сам Моцарт.
16
Домашнее задание: Составить синквейн о любом герое «Маленьких трагедий». 2....
Домашнее задание: Составить синквейн о любом герое «Маленьких трагедий». 2. Прочитать «Повести Белкина»
 
 
X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте её своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить презентацию